Найти в Дзене
Юрист Ольтян Анна

Как пациентка получила 200 000 ₽ за время, потраченное на ожидания в приемном отделении

Оглавление

В мае 2020 года жительница Волгоградской области почувствовала недомогание и вызвала на дом врача. Однако врач отказался приехать, поскольку у женщины не было повышенной температуры. На следующий день она обратилась в поликлинику, где ее осмотрел терапевт и поставил диагноз ОРВИ. Врач назначил противовирусные препараты и порекомендовал повторный прием через несколько дней.

Однако состояние пациентки ухудшилось, и она снова вызвала врача. Врач приехал и направил ее на госпитализацию в хирургическое отделение. Через час скорая помощь забрала женщину с подозрением на аппендицит и доставила в частную больницу Волгограда.

Однако в частной больнице пациентку не приняли, поскольку у нее не было рентгеновского снимка легких. Затем она была доставлена в государственную больницу для проведения снимка. Однако и в государственной больнице ее не приняли, и она вернулась в первую больницу.

Через несколько часов пациентке наконец сделали снимок легких и экспресс-тест на COVID-19, результаты которых были отрицательными. Она была прооперирована уже поздно ночью.

Из-за пережитой боли, нервного напряжения и послеоперационных осложнений женщина обратилась в суд, требуя компенсацию морального вреда в размере 100 000 ₽ от поликлиники, которая не сразу поставила диагноз, и от больницы, которая заставила ее полдня ждать медицинской помощи. Она также потребовала возмещения расходов на лечение после анестезии в размере 4182 ₽, приема невролога в частной клинике в размере 720 ₽ и расходов на юриста в размере 2000 ₽.

Аргументы сторон

👵 Пациентка. Когда у меня появились проблемы со здоровьем, я решила вызвать врача на дом. Однако терапевтам из государственной поликлиники понадобилось целых три дня, чтобы правильно поставить диагноз. За это время я полностью ослабла. Первый терапевт, который меня осмотрел, даже не назначил УЗИ и анализы, не провел полный осмотр, хотя в моей медицинской карте указал, что это сделал.

Наконец-то врачи заподозрили у меня воспаление аппендикса и отправили меня в стационар. Я думала, что мои страдания закончились, но оказалось, что мне не позволили поступить без снимка легких. Пока я лежала и ждала скорую, чтобы поехать за снимком в другую больницу, ко мне даже не подошел ни один врач, не осмотрел и не проверил, есть ли угроза для моей жизни.

Мы приехали в другую больницу для снимка. Там я снова ждала несколько часов и уехала ни с чем. Однако никто не обратил на меня внимания, и мое самочувствие продолжало ухудшаться. На мои вопросы, когда начнут лечить, персонал больницы отвечал, что главный врач не разрешает проводить операции без КТ легких.

Вскоре сотрудники больницы сообщили, что меня отвезут для снимка в противотуберкулезный диспансер. Однако меня так и не отвезли, а сделали рентген, экспресс-тест на коронавирус и затем операцию. Все эти переезды и ожидание заняли более восьми часов.

За прошедшее время мое состояние ухудшилось, аппендицит перешел в более опасную форму. После операции остался грубый и некрасивый рубец, который долго не заживал. Анестезиолог без моего согласия сделал спинномозговую анестезию, из-за чего у меня до сих пор болит спина. Кроме того, я получила стресс и нервное расстройство, вынуждена терпеть боль и неудобства, наблюдаться у невролога. У меня есть письмо от страховой компании, которая выдала мне полис ОМС. Они изучили историю моего лечения и нашли нарушения. Прошу приложить эти документы к делу. Теперь я хочу, чтобы государственная поликлиника, куда я обратилась первоначально, и больница, где меня прооперировали, компенсировали мне моральный вред.

👩‍⚕️ Государственная поликлиника. Терапевты поступили правильно. Пациентка обратилась с жалобами на недомогание, поэтому ей назначили противовирусную терапию. Они не несут ответственности за то, что ей позднее был поставлен диагноз аппендицита.

👨‍⚕️ Частная больница. Мы провели операцию и успешно излечили данную пациентку. Без проведения рентгена невозможно было принять ее в отделение, поэтому был выполнен экспресс-тест и сделан рентген, хотя это произошло через несколько часов после ее поступления. В нашей работе не было выявлено никаких нарушений и небрежности.

Просим в иске отказать.

⚖️ Что сказали суды

👩‍⚖️ Городской суд, первая инстанция:

Дело № 2-1322/2021

👎

Пациентка не права.

Если врачи действительно виноваты - то есть бездействовали, неправильно лечили или отказали женщине в помощи, то они должны возместить ущерб ее здоровью и моральные страдания. Однако для оценки качества медицинской помощи необходимо использовать специальные критерии, применяемые к данной группе заболеваний. Эти критерии знает только эксперт.

Судебная экспертиза показала, что диагноз, поставленный при первом обращении пациентки, соответствует ее жалобам и результатам обследования. Все последующее лечение также было проведено без нарушений. В медицинской карте имеется согласие на операцию и анестезию. Это заключение авторитетно, поэтому суд не будет учитывать разбор страховой компании.

Долгая заживаемость и образование рубца на шве у женщины - это естественный исход любого хирургического вмешательства. Она обратилась к неврологу с жалобами на боль в спине только через три месяца после операции, поэтому нет прямой связи между анестезией и болью, причина может быть в чем-то другом.

В требованиях отказываю. Доказательств виновности врачей у истицы нет. Взыскиваю с нее 58 066 ₽ за экспертизу.

Женщина не согласилась с заключением экспертов и не была готова платить за него. Поэтому написала жалобу в апелляционный суд.

👩‍⚖️ Областной суд, апелляционная инстанция:

Дело № 33-6016/2022

💯️

Согласны.

Истина не согласна с мнением экспертов, но у нас нет оснований пересматривать представленные доказательства. В заключении так детально описана история болезни, что нет причин не доверять ей. Женщина разочарована тем, что эксперты и суд не проверили подлинность подписи в согласии на анестезию. Но это не имеет значения: в медицинской карте есть ее согласие на медицинское вмешательство. Это дает врачам право принимать любые неотложные решения и не согласовывать их с пациентом. Оставляем все без изменений, отклоняем жалобу пациентки. Женщина решила пойти дальше - в кассационный суд.

👩‍⚖️ Кассационный суд:

Дело № 88-34770/2022

👌

Все верно.

Мы полностью согласны с мнением наших коллег. Нет непосредственной связи между удалением аппендикса и лечением у невролога. Также нет доказательств некачественной медицинской помощи. Мы оставляем предыдущие акты без изменений и не удовлетворяем жалобу истца. Пациентка решила обратиться в верховную инстанцию и направила жалобу в Верховный суд. Суд заинтересовался делом и запросил его из нижестоящего суда.

👩‍⚖️ Верховный суд:

Дело № 16-КГ23-23-К4

🧐

Нужно еще раз разобраться в деле.

Существуют клинические рекомендации для лечения острого аппендицита у взрослых, которые были разработаны Минздравом. В этих рекомендациях указано, что пациент должен быть обследован в течение часа с момента поступления в стационар, а если диагноз подтвержден, то операцию следует провести в течение двух часов. Однако пациентка находилась в приемном отделении намного дольше.

Она приехала в больницу около трех часов дня, а операцию провели после одиннадцати вечера. Но суды почему-то решили, что этот факт не является значительным. Между тем, именно длительное мучительное ожидание помощи связывает женщину с пережитыми ею нравственными и физическими страданиями. Медики не доказали отсутствие своей вины в промедлении.

Вместо этого суды требовали, чтобы пациентка доказала вину медиков. Однако она не обязана этого делать. Как потерпевшая, женщина должна доказать только факт причинения ей вреда. Она справилась с этим: предоставила заключение из страховой фирмы и Комитета здравоохранения о нарушениях, совершенных при оказании помощи. Однако суд даже не рассмотрел это заключение и опирался только на судебную экспертизу.

Суды также решили, что пациентка должна оплатить экспертизу, хотя ответчики просили обратное, чтобы оправдать свои действия. К тому же судья не огласила стоимость экспертизы до ее проведения, что для пациентки, обычного медика, является слишком высокой суммой. Суд имел возможность освободить женщину от оплаты экспертизы или хотя бы снизить сумму, но не сделал этого. Отменяем все три судебных акта, так как они не могут считаться законными. Направляем материалы дела на новое рассмотрение в городской суд. Необходимо оценить все доказательства и принять правильное решение.

Материалы дела вернулись на пересмотр.

👩‍⚖️ Городской суд:

Дело № 2-5597/2023

👛

Пациентке положена компенсация.

В заключении, подготовленном страховой компанией для истцы, указано множество нарушений, совершенных медицинскими учреждениями при оказании медицинских услуг. Медицинский центр был оштрафован страховой компанией за предоставление некачественных услуг по ОМС. В первом случае терапевт поставил диагноз ОРВИ и даже не взял мазок из носоглотки. А с диагнозом "аппендицит" скорая помощь не должна была катать женщину по городу больше получаса.

Во втором случае операция была задержана. Пациентке нужно было оперироваться в течение двух часов с момента поступления, а не отправлять ее в поисках флюорографии. Согласно постановлению губернатора Волгоградской области о введении режима повышенной готовности, все медицинские учреждения должны быть готовы принять, диагностировать и оказать помощь пациентам даже с подтвержденной коронавирусной инфекцией.

Мы также не согласны с тем, что клинические рекомендации по лечению острого аппендицита имеют рекомендательный характер и, следовательно, их можно пренебрегать. Два часа являются критерием оценки качества медицинских услуг, поэтому эксперты необоснованно назвали услугу качественной. Медицинская помощь была оказана недостаточно качественно, что привело к страданиям и осложнениям у пациентки. Мы считаем, что иск должен быть полностью удовлетворен.

Требуем взыскать с каждого медицинского учреждения компенсацию морального вреда в размере 100 000 ₽. А также компенсацию затрат на лекарства и прием у невролога в размере 2451 ₽, а также компенсацию расходов на юриста в размере 1000 ₽.

⚖️ Что в итоге

Два с половиной года женщина судилась, чтобы доказать: нельзя халатно относиться к пациентам, которые поступают с острой болью. И у нее это получилось.

Суд даже не стал снижать размер запрошенной ею компенсации моральных страданий — он значительно выше, чем во многих аналогичных делах.

Что делать, если врачи отказываются принимать или заставляют ждать с острой болью

🔸 Каждый человек, который почувствовал себя плохо, имеет право вызвать скорую помощь. Если есть признаки сердечного приступа, инсульта, травм, ожогов, ранений и других состояний, угрожающих жизни, можно вызвать скорую помощь в экстренном порядке. Экипаж прибудет к больному в течение 20 минут. Единственная причина, по которой он может задержаться, - это дорожные, климатические и другие особенности региона.

🔸 При других острых состояниях, не связанных с угрозой жизни, таких как панкреатит, аппендицит или пищевое отравление, требуется срочная медицинская помощь. Скорая помощь должна отреагировать на такие вызовы как можно скорее. От момента получения вызова до оказания первой помощи должно пройти не более двух часов. Врач скорой помощи должен осмотреть пациента, при необходимости сделать укол обезболивающего и принять решение о госпитализации.

🔸 Медицинское учреждение, функционирующее по принципу обязательного медицинского страхования (ОМС), обязано принять пациента, даже если у него отсутствует полис страхования или он его не предоставил. Срочная и непосредственная помощь будет предоставлена бесплатно.

🔸 Медицинским работникам необходимо иметь полис и документ, удостоверяющий личность, чтобы правильно оформить историю болезни и получить оплату за лечение от страховой компании. Поэтому дальнейшее пребывание пациента в стационаре должно быть покрыто полисом или оплачено самостоятельно.

🔸 Также нельзя отказывать в помощи тем, у кого не пройдено флюорографическое обследование грудной клетки. Взрослое население должно проходить его один раз в год, чтобы предотвратить распространение туберкулеза. Однако, только плановое лечение можно перенести по этой причине.

🔸 Если пациент не обратился за скорой помощью, а самостоятельно пришел в приемное отделение, ему также должны оказать осмотр и помощь в течение двух часов. Если этот срок нарушен, следует подать жалобу. В первую очередь можно обратиться к главному врачу или заведующему отделением.

🔸 Поскольку страховщик оплачивает за страхователей, ему также приходится контролировать качество предоставляемых медицинских услуг. У каждой компании есть круглосуточная служба поддержки, номер которой обычно указан в полисе.

🔸 Из больницы можно позвонить и пожаловаться. Даже если вы выразите свое недовольство устно, это будет зарегистрировано, а информация будет проверена.

🔸 В каждом региональном отделе здравоохранения имеются горячие линии для работы с населением. Также туда можно обратиться с жалобами. Однако, как правило, удастся дозвониться только в рабочее время, поэтому лучше обращаться по вопросам планового лечения или отправлять письменные обращения о неприемлемом качестве медицинских услуг.

🧐 Приходилось ли вам ждать приема в стационаре дольше положенного? Расскажите, почему это произошло:

-2
Топ-10 статей | Гражданин и закон | Дзен

🙋‍♀️ Бесплатный Гайд "Топ-3 госпрограммы":

⚡️ Бесплатные секции для ребенка за счет государства (рисование, плавание и так далее)

⚡️ Жилищные программы

⚡️ 350 000 руб. на свое дело по соцконтракту

👉👉👉 Телеграм