В Германии конца XIX века обращает на себя внимание преобладание протестантов над католиками среди владельцев капитала и предпринимателей. Любопытную закономерность выделил немецкий философ Макс Вебер в своем труде "Протестантская этика и дух капитализма"
Он отметил, что среди абитуриентов-католиков процент, окончивших учебные заведения, которые готовят к технической, торгово-промышленной деятельности значительно ниже, чем среди протестантов. Католики явно предпочитают гуманитарную подготовку классических гимназий - этот факт объясняет незначительное участия католиков в капиталистическом предпринимательстве.
Реформация
Реформация означала не устранение господства церкви в повседневной жизни, а наоборот: замену господства католической церкви - необременительного, практически малоощутимого, на в высшей степени тягостную и жесткую регламентацию всего поведения, глубоко проникающую во все сферы частной и общественной жизни. Реформаторы порицали не чрезмерность, а недостаточность церковно-религиозного господства над жизнью
Господство кальвинизма в той степени, в какой оно существовало в XVI в. в Женеве и Шотландии, в конце XVI и в начале XVII в. в большей части Нидерландов, в XVII в. в Новой Англии, а порой и в самой Англии, ощущалось бы как самая невыносимая форма церковного контроля над личностью. Но именно экономически наиболее развитые страны того времени, а в самих странах именно носители экономического подъема - "буржуазные" средние классы, не только мирились с неведомой пуританской тиранией, но и защищали ее.
Выводы из статистики
Протестанты как в качестве господствующего, так и в качестве подчиненного слоя населения, проявляли специфическую склонность к экономическому рационализму, которую католики не обнаруживали и не обнаруживают ни в том, ни в другом положении. Причину различного поведения представителей названных вероисповеданий следует поэтому искать прежде всего в устойчивом внутреннем своеобразии каждого вероисповедания, а не только в его внешнем историко-политическом положении
Своеобразный склад психики, привитый воспитанием, в частности тем направлением воспитания, которое обусловлено религиозной атмосферой родины и семьи, определяет выбор профессии и дальнейшее направление профессиональной деятельности. В протестантах аскетизм причудливым образом сочетался с богатством.
Протестантская трудовая этика, выведенная Вебером, имеет библейские корни. Поэтому для протестантов важно следующее:
- Запрещена задержка заработной платы — «Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наёмнику не должна оставаться у тебя до утра» (Лев. 19:13).
- Запрещены издевательства и жестокое господство начальства над подчинёнными — «не господствуй над ним с жестокостью» (Лев. 25:43).
- По мнению протестантов, Бог поощряет высокое качество товаров и услуг и честное отношение к клиентам и запрещает лживые способы обогащения — «приобретение сокровища лживым языком — мимолётное дуновение ищущих смерти» (Прит. 21:6), «не делайте неправды в суде, в мере, в весе и в измерении: да будут у вас весы верные, гири верные» (Лев. 19:35—36), «не должны быть двоякие гири, большие и меньшие… гиря у тебя должна быть точная и правильная, … чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь Бог твой даёт тебе, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий неправду» (Втор. 25:13—16), «мерзость пред Господом — неодинаковые гири, и неверные весы — не добро» (Прит. 20:23).
- Ограничение рабочего дня и рабочей недели посредством запрета работать в 7-й день недели «Наблюдай день покоя (шаббат — суббота), чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — покой (шаббат) Господу, Богу твоему. Не делай в оный никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осёл твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты»
Так, Вебер изложил влияние именно протестантизма и реформации на накопление богатств, развитие предпринимательства в Европе. Католические страны вроде Испании, в конечном итоге быстро начинали угасать, а трудолюбивые, религиозные в быту и аскетичные, бережливые протестанты - поднимать экономику своих стран. Важно помнить, что сейчас эта ситуация не актуальна, но исторически такая закономерность существовала.
Благодарю за прочтение!
Оставляйте комментарии, я с радостью на них отвечу, подписывайтесь на канал и ставьте лайки. Впереди еще много интересного!