Найти тему
О прожитом и узнанном

Вот и московский городничий озаботился школьными проблемами…

Многие из нас, связанных с воспитанием и обучением своих детей и внуков, зачастую недовольны тем, что творится в нынешней школе. И на то есть веские основания.

А, оказывается, не только президент, не только министр просвещения или руководитель Сбера озабочены теми же проблемами, но и московский градоначальник (признаюсь, слово «мэр», как и «сенатор», меня раздражают низкопоклонством, больше люблю гоголевское название должности столичного главы, но для разнообразия подходит и другое русское название).

Эту свою озабоченность будущей профессиональной подготовкой инженерных кадров, начиная со школьной скамьи, Собянин выразил менее двух недель назад в своём блоге, при этом, как нынче водится, не о многочисленных школьных проблемах вёл разговор, а о том, как он с подчинёнными «проделали большую работу» («если сам себя не похвалишь — никто не похвалит») в деле профессиональной ориентации школьников.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Сначала цитата из написанного г-ном Собяниным

Специалисты в сфере современных технологий нарасхват, и подготовка будущего профессионала, по-хорошему, должна начинаться со школьной скамьи. Мы проделали большую работу, чтобы у московских школьников такая возможность была, и чтобы ребята после школы могли поступать в вузы мечты.
Первым шагом стало открытие предпрофессиональных классов, в том числе инженерных и ИТ. Сейчас они есть в каждой второй школе в Москве. Для этого потребовалось не только реорганизовать учебный процесс, пересмотреть программы, но и оснастить школьные лаборатории новейшим оборудованием, в том числе 3D-сканерами и 3D-принтерами, системами сбора и анализа данных, а также фрезерными, токарными, шлифовальными и других станками и многим-многим другим.

Помнится, сам молодой Сергей Собянин после окончания своего «вуза мечты», не проработав по полученной в том вузе инженерной специальности и трёх лет (срок по распределению), пошёл «рулить» в комсомоле.

Надо признать, что трудно поспорить с приоритетным отношением к инженерным профессиям на фоне того промышленного разгрома, который после уничтожения прежнего строя прокатился по российским просторам, в том числе и по столичным.

В результате нынешняя Москва из промышленного, научного центра в прошлом, превратилась неведомо во что. На месте крупнейших и лидировавших в своих отраслях промышленных предприятий появились торгово-развлекательные центры, конторские здания, всевозможные забегаловки, постоянно меняющие свой профиль и хозяев, и жмущиеся друг к другу многоэтажные человейники, человейники…

Всё это пришло на смену станкостроительным, авиационным, автомобилестроительным, приборостроительным, подшипниковым и прочим – всех не перечислишь – предприятиям и научным центрам, на которых работали миллионы москвичей.

Остаётся лишь попытаться утешить себя: хоть с чего-то начинают возрождать то, что порушили, «предпрофессиональные классы» открывают…

Но тут же возникают вопросы.

А куда пойдут учиться и работать выпускники этих классов, учитывая размах столичных властей – ведь они есть «в каждой второй школе в Москве»?

Раньше названия ведущих технических вузов были у всех на слуху: МВТУ, МАИ, МЭИ, МИСИ, МАДИ, Станкин…

Мне довелось работать вместе с выпускниками первых двух на «почтовом ящике», работавшем на космос и оборону (даже филиал МВТУ был на заводе), выпускников других встречал на других московских предприятиях.

Но это было в прошлом. А сегодня в столице есть места для приложения сил и знаний тех, кто получит дипломы инженеров? В провинцию по распределению молодые инженеры не поедут, да и некуда ехать: нет ни распределения, не слышно и о ждущих инженерные кадры гигантах индустрии.

Кстати, в инженерах по каким специальностям нуждается будущая промышленность? Есть сегодня хоть кто-то, кто планирует, какие специалисты нужны московским промышленным и научным предприятиям, которые пришли на смену уничтоженным? Неплохо бы узнать о существовании таковых.

А иначе для всех выпускников техвузов не хватит мест в «комсомоле», за неимением ныне такового. А манагеров и другие вузы наштамповали и штампуют предостаточно.

Зато, как эффектно:

реорганизовать учебный процесс, пересмотреть программы,…оснастить школьные лаборатории новейшим оборудованием, в том числе 3D-сканерами и 3D-принтерами, системами сбора и анализа данных, а также фрезерными, токарными, шлифовальными и других станками и многим-многим другим.

Что касается 3D-сканеров и 3D-принтеров, то это неудивительно, но где удалось добыть фрезерные, токарные, шлифовальные и другие станки для 800 школ столицы (их всего 1600 в Москве)? Не «ДиП»ами же токарными («Догоним и перегоним») мастерские оснащали? И тех не сыскать. Когда громили пОтом
и кровью созданную отцами и дедами индустрию, всё без разбору гнали в металлолом или разворовывали.

Да и где те мастерские? В телерепортаже, рассказывавшем о новом свершении в школьном образовании, показали лишь верстаки со слесарными свежевыкрашенными красными тисками.

Примерно так. Но такие мастерские были и в наши 50-е годы школьной учёбы. Из открытых источников.
Примерно так. Но такие мастерские были и в наши 50-е годы школьной учёбы. Из открытых источников.

И немаловажный вопрос: а кто станет учить учащихся предпрофессиональных классов умению работать на станках? Для работе с 3D-сканерами и 3D-принтерами специалисты, возможно, найдутся в нужном количестве, а вот мастера-станочники – это ж такой раритет и дефицит. Нам же популярно 30 лет назад объяснили: «всё купим».

И в заключение. Обращаюсь к тем читателям и подписчикам, которые станут обвинять в брюзжании и пессимизме.

Пожалуйста, без наклеивания ярлыков, аргументированно, по пунктам, с реальными доводами докажите неправоту автора, если он неправ. Без шапкозакидательских лозунгов и завиральных баек.

К слову, пессимисты оказываются правы гораздо чаще, чем оптимисты. Особенно в наше время.

Все факты взяты из открытых источников или из прожитого автором, мнение и выводы – автора.

Подписка, лайки, комментарии читателей – приветствуются.