Наверное, большая часть читателей ответит, что важнее их применение в письме и речи. Тогда возникает вопрос: зачем учитель требует от ученика их дословное воспроизведение? Попробуем разобраться!
Вот пример правила из учебника "Русский язык" 2 класс, авторы В. П. Канакина, В. Г. Горецкий:
Скажите, второклассник сможет рассказать его своими словами? Своими словами, в данном случае, ничего не заменишь, не искажая смысл. Да и ещё недостаточно развит словарный запас, чтобы точно предать смысл. Только зубрить! Но понимание содержания также важно. Тогда, чтобы это проверить, предложите ребёнку назвать свои примеры, в которых применяется это правило. Итак, вызубрить формулировку правила-это для учителя, а понять его смысл-это для своей копилки знаний?! Кратковременная память даст возможность ребенку отлично рассказать правило родителям, учителю, но вот его понимание гарантирует грамотное письмо и речь и по истечении продолжительного времени.
Вот пример из учебника 3 класса тех же авторов:
А это вопрос вообще к формулировке правила. Очень объёмное, в одно предложение, нагромождённое, сложное в понимании и воспроизведении. Придётся потрудиться, чтобы его выучить. Но это сделать придётся.
Вот пример из варианта ОГЭ по русскому языку:
Судя по этому заданию, формулировку правил необходимо знать очень близко по тексту.
И напоследок: мнение учителя русского языка с форума на одном из учительских сайтов: "Могу сказать уверенно: правила нужно учить ОБЯЗАТЕЛЬНО! Не выучат сейчас, всё равно придётся учить в 9 и 11 классе. ЕГЭ лучше сдаёт тот, кто учит правила!!!"
Есть возражения?
Автор: Наталья Гасс