Найти в Дзене

Ньюсмейкеры против ньюсридеров

-...И, боже вас сохрани, не читайте до обеда советских газет.
- Гм… Да ведь других нет.
- Вот никаких и не читайте. С чего начать? С того, что вся наша жизнь игра. Пусть есть два {игрока}: ньюсмейкер и ньюсридер. Тьфу, можно же по русски сказать: {журналист} (ой, прямо по русски) и {читатель} (он же зритель, но для простоты будем этого игрока называть {читатель}). Как это принято у математиков, которым лень каждый раз заново писать 8-9 букв, назовем игроков кратко Ж и Ч. Поскольку играют они в очень сложную игру, правила которой нам заранее не известны, то мы попытаемся их угадать, а потом посмотрим насколько попытка удачна и подкорректируем свои догадки. Введем еще одно упрощение, предположим, что игра пошаговая. На каждом {ходу} Ж {выпускает} {новость}, а Ч может {прочитать} новость или {не прочитать}.
Вы наверно заметили, что некоторые слова и словосочетания в предыдущем абзаце взяты в фигурные скобки. Все что находится в фигурных скобках мы рассматриваем как математический терми

-...И, боже вас сохрани, не читайте до обеда советских газет.
- Гм… Да ведь других нет.
- Вот никаких и не читайте.
Читать или не читать, вот в чем вопрос!
Читать или не читать, вот в чем вопрос!

С чего начать? С того, что вся наша жизнь игра. Пусть есть два {игрока}: ньюсмейкер и ньюсридер. Тьфу, можно же по русски сказать: {журналист} (ой, прямо по русски) и {читатель} (он же зритель, но для простоты будем этого игрока называть {читатель}). Как это принято у математиков, которым лень каждый раз заново писать 8-9 букв, назовем игроков кратко Ж и Ч. Поскольку играют они в очень сложную игру, правила которой нам заранее не известны, то мы попытаемся их угадать, а потом посмотрим насколько попытка удачна и подкорректируем свои догадки. Введем еще одно упрощение, предположим, что игра пошаговая. На каждом {ходу} Ж {выпускает} {новость}, а Ч может {прочитать} новость или {не прочитать}.

Вы наверно заметили, что некоторые слова и словосочетания в предыдущем абзаце взяты в фигурные скобки. Все что находится в фигурных скобках мы рассматриваем как математический термин. Подразумевается, что этот термин можно определить однозначным образом. Для краткости, мы большинство терминов определять не будем, потому что их определения очевидны. Конечно, скобки не улучшают восприятие текста, но, будем надеяться, они способствуют самостоятельному продумыванию модели. Более того, дальше и скобки не везде расставлены, а их расстановка остается в качестве упражнения для заинтересованного читателя.

Со стороны может показаться, что {новость}, которую {выпускает} Ж, имеет некоторое отношение к реальности. Поэтому будем считать, что имется информационный {массив} элементами которого являются {новости}, а журналист на каждом {ходу} выбирает из этого множества один элемент.

Теперь вернемся к Ч и посмотрим на его роль в этой игре с житейской точки зрения. Зачем люди интересуются новостями? Потому что знание - сила. Новость может дать некоторую информацию, которая окажется полезной для выживания. Очевидный пример - прогноз погоды, который позволяет сориентироваться в выборе одежды так, чтобы чувствовать себя на улице комфортно. Политические новости могут пригодиться для светской беседы, а ведь умение вести светскую беседу является критическим в некоторых профессиях. С другой стороны, новость может нести с собой информационную угрозу. Во-первых, если информация оказалась недостоверной, то вместо пользы для выживания получается вред. Во-вторых, новость может быть просто нейтральной и ее чтение приведет просто к потери времени. Наконец, новость может нести деструктивный эмоциональный настрой.

Кроме пользы и вреда от информации получаемой из новостей нужно учесть природное человеческое любопытствто. А что в мире происходит?

В реальности факторов, которые влияют на желание Ч знакомиться с новостями много, влияют они все сложным, запутаным образом. Поэтому можно до бесконечности заниматься болтологией. Давайте же остановимся. Остановимся на трех (очень уж любят люди число три): {любопытство}, Л; {эмоциональный заряд}, Э; {информационная польза}, П.

Краткий анонс дальнейшего повествования.

Далее мы можем уже перейти к самой игре. Цель Ж заставить Ч читать каждую новость. Читатель, в зависимости от своих ожиданий (определяются как
П(Ч), Л(Ч), Э(Ч)) может потратить время и прочитать новость, либо проигнорировать. Если Ч новость прочитал, Ж получает выигрыш. Если не прочитал, то Ж сработал зря. Кстати, подготовка новости требует затрат. Можно предположить, что качественная информация будет более затратной, но зато П(Ч) будет более высоким и на следующем ходу Ч выбирет чтение новости. Кроме того, не всегда Ж сможет вытащить из массива новостей что-то полезное для Ч. В общем, дальше следует доопределить правила игры, подобрав матрицу выигрышей/проигрышей, и, считая, что каждый из участников игры стремится максимизировать выигрыш и сократить потери, посмотреть какой процент новостей будет читать Ч.

Собственно, если с такой точки зрения посмотреть на масс-медия, становится ясно, что они давят на эмоции и любопытство, поскольку ничего полезного уже давно предложить не могут. Получилось теоретико-игровое обоснование цитаты Булгакова, вложившего в уста профессора Преображенского совет не читать газет.

А вот на канале Мне интересно почему^2 только информационная польза для вас, читатели! Поэтому, ставьте лайк, подписывайтесь на канал и читайте ранее опубликованные материалы!