Найти тему

Обязательная маркировка рекламы в сети Интернет в соответствии с Законом «О Рекламе»

Закон о рекламе
Закон о рекламе

Ко мне часто стали обращаться с запросом разъяснить о маркировке постов, фото, которые выкладываются в социальные сети или на своих сайтах продавцы товаров или услуг. Попробуем разобраться в данном вопросе со ссылкой на конкретные нормы Закона.

1. Закон «О рекламе»

2. Что такое реклама?

3. Что рекламой не является?

4. Что такое маркировка?

5. Какую рекламу маркировать не нужно?

6. Ответственность за нарушения Закона о рекламе.

7. Контроль за соблюдением Закона.

1. Закон «О рекламе»

С 1 сентября 2022 года начали действовать новые положения об обязательной маркировки и учете интернет-рекламы: теперь любая реклама, размещаемая в Интернете, должна быть маркирована, а вся информация о ней должна быть передана в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР), оператором которой является Роскомнадзор. Маркировать рекламу должны как российские, так и иностранные компании, рекламирующиеся в России.

Сразу возникают вопросы, а что подразумевать под рекламой и что такое маркировка?

2. Что такое реклама?

Закон в данном случае определяет рекламу так, «пункт 1 статья 3 Закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке»;

При этом, согласно «Пункта 16 статьи 18.1 Закона «О рекламе», Реклама, распространяемая в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", за исключением рекламы, размещенной в телепрограммах и телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах, распространяемых в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", должна содержать пометку "реклама", а также указание на рекламодателя такой рекламы и (или) сайт, страницу сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию о рекламодателе такой рекламы».

3. Что рекламой не является?

Закон содержит прямое перечисление случаев, когда информация не признается рекламой (ст. 2 Закона о рекламе). Также ФАС России неоднократно разъясняла это на конкретных примерах (письмо ФАС России от 28 августа 2015 г. № АК/45828/15, письмо ФАС России от 25 сентября 2019 г. № АК/83509/19 “О разъяснении по вопросу рекламы в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет", информация ФАС России от 21 ноября 2022 г.).

1. Справочно-информационные и аналитические материалы. К ним относятся, например, обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний.

2. Информация о товарах и услугах, распространение которой является обязательной. Например, размещенная на сайте, страницах или в соцсетях производителя или продавца.

3. Обзоры товаров у блогеров – в случае, когда целью не является продвижение таких товаров. Однако в случае, когда одному товару уделяется особое внимание, дается избыточная и положительная информация о нем, есть призывы приобрести его, такой контент может быть признан рекламой.

4. Органичная интеграция – упоминание о товаре, о средствах его индивидуализации, об изготовителе или продавце, которые органично интегрированы в научные или литературные произведения, а также произведения искусства, если они сами по себе не являются сведениями рекламного характера. При этом интеграция уже не будет являться органичной и будет попадать под действие Закона о рекламе в случае, если будет акцент на товаре в видеоролике – например, за счет описания его характеристик, свойств или высказывания положительного отношения блогера к нему.

5. Объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. Такие объявления публикуются, например, в классифайдах – сервисах размещения электронных объявлений (например, "Авито", "Авто.ру", "ЦИАН" и т. п.), а также в социальных сетях.

6. Выдача поисковой системой перечня гиперссылок на различные источники информации (например, сайты и форумы). Исключение: на странице результатов поисковой выдачи, помимо результатов поиска, также размещается информация, направленная на привлечение внимания к конкретному товару и его выделение среди иных товаров (например, всплывающий баннер, информация с пометкой "реклама", размещенная посредством системы размещения контекстной рекламы), такая информация является рекламой.

4. Что такое маркировка?

Маркировка подразумевает присвоение оператором рекламных данных идентификатора рекламы, размещение отметки "реклама" и информации о рекламодателе на креативе – изготовителе или продавце товара или услуги. Без маркировки распространение рекламы в Интернете не допускается (ч. 16-17 ст. 18.1 Закона). Также на рекламодателей, рекламораспространителей, операторов рекламных систем и операторов рекламных данных (ОРД) возлагается обязанность по предоставлению либо обеспечению представления в Роскомнадзор информации о распространенной в Интернете рекламе.

При этом ФАС России отдельно разъясняла, что размещение любой рекламы в Интернете должно сопровождаться именно пометкой "реклама", использование иной пометки не предусмотрено. В добавление к пометке должно быть указание на рекламодателя или сайт/страницу сайта, содержащие информацию о рекламодателе (ч. 16 ст. 18.1 Закона о рекламе).

5. Какую рекламу маркировать не нужно?

Важно обратить внимание, что требования о маркировке не относятся к следующей рекламе:

  • социальная реклама;
  • реклама собственных товаров в email-рассылках и в push-уведомлениях – пометка требуется, но передача сведений в ЕРИР – нет;
  • реклама в составе теле- и радиопередач, которая в интернете отображается без изменений по сравнению с первоисточником.

6. Ответственность за нарушения Закона о рекламе.

Согласно ст. 14.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ, предусмотрена ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

7. Контроль за соблюдением Закона

Полномочия по контролю за соблюдением требований по маркировке рекламы в Интернете возложены на ФАС России и Роскомнадзор. В полномочия ФАС России входит отнесение информации к рекламе, а также контроль за наличием пометки "реклама" и информации о рекламодателе. Роскомнадзор осуществляет учет, хранение и обработку информации о рекламе в Интернете и контроль за направлением такой информации в ЕРИР. Более того, к его полномочиям относится установление требований к ПО, используемому операторами рекламных данных, ведение реестра таких операторов. Контроль за присвоением рекламе в Интернете идентификатора рекламы также относится к ведению Роскомнадзора.

Таким образом, если Информация, которую распространяет продавец своих товаров в сети Интернет является рекламой и подлежит обязательной маркировки, за исключением случаев (смотрите выше), то ее необходимо маркировать, в противном случае за нарушение Закона предусмотрена административная ответственность в виде штрафа.

В следующей статье планирую обобщить практику рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности за нарушение правил маркировки рекламы.