Наталья воспитывала сына одна. И в последнее время ей не нравилось чрезмерное увлечение восемнадцатилетнего Степана девушками не из их, как она считала, круга. Сын, по её мнению, основное своё время должен был уделять учёбе в институте.
Однажды мать проявила хитрость и предложила Степану, чтобы тот познакомил её со своей девушкой, пригласив на воскресный обед. К приходу молодых Наталья приготовила курицу в духовке.
И вот, наконец, все сели за стол просторной кухни.
— Елена, а где вы учитесь? — с интересом спросила Наталья. — Стёпа мне почему-то совершенно ничего о вас не рассказывал.
Светловолосая Елена пришла в гости к Мошкиным в самом красивом платье из своего гардероба, надеясь произвести на мать своего избранника хорошее впечатление. Стройная и статная по фигуре она имела все шансы.
— Я учусь в Железнодорожном колледже. Буду работать проводницей, — не стесняясь, ответила девушка.
— Понятно. А колледж — это по-нашему ПТУ? А почему же вы в институт не поступили? Вот Степан у нас, например, высшее образование получает.
— Мама, Лена ещё со школы мечтала стать проводницей на дальних маршрутах, — с иронией пояснил сын и обратился к самой Елене: — Помнишь, в шестом классе ты написала сочинение на эту тему? — подруга в ответ кивнула. — Учительница ещё при всех читала твою работу.
— Понятно, — надменным тоном произнесла Наталья. — Значит, пошли в ПТУ, потому что решили осуществить мечту детства?
— Ну, я хотела поступить в институт железнодорожного транспорта, но он находится в другом городе, а у меня мама заболела, — пояснила причину своего выбора подруга Степана.
— Конечно, конечно, в нашем городе всего три института, и все с финансовым уклоном. Чего у нас ловить? — продолжала стебаться Наталья.
— Ну почему, Наталья Дмитриевна, экономисты тоже нужны... Просто я сама не захотела. — Всё это время Елена предпринимала попытки отделить мясо птицы от кости, но у неё это плохо получалось с использованием столовых предметов. Хотелось взять куриную ножку в руку и просто откусить сочный кусок.
— Только хотела сказать, вы уж ешьте руками, раз вилкой с ножом не получается, — обратила внимание на проблему девушки Наталья.
— Мама! — Степан сделал ей замечание.
— Наталья Дмитриевна, что же вы всё вокруг да около ходите? — Елена решила сама за себя постоять. — Не нравлюсь я вам — так и скажите.
— А что это вы на меня так нападаете, девушка?
— Мама, прекрати сейчас же, — снова сделал замечание сын.
— Нет, я не нападаю. Просто не люблю, когда меня за простушку держат. — Возникла пауза. Ситуация не из приятных... — Простите, обед, кажется не получился. — Елена встала из-за стола. — Я, пожалуй, приду в другой раз. До свидания.
— Лена, постой! — Степан нагнал подругу уже в коридоре.
Девушка посмотрена на него, быстро надела босоножки и ушла, хлопнув дверью.
— Мама, я так и знал, что твой воскресный обед будет с подвохом.
— Сын, ты посмотри как она ушла. Это сверхнаглость — так хлопать дверью, — Наталья умудрилась найти ещё один недостаток Елены. — Так и передай своей проводнице неотесанной.
— Знаешь, мама, иногда ты просто заслуживаешь такого отношения к себе.
— Относиться как? Ну? Продолжай, сынок. Скажи своей матери, которая последние жилы рвёт ради тебя, какую-нибудь грубость.
Когда Наталья была в подобном настроении, с ней было очень не легко. И сын решил уйти к себе в комнату, чтобы успокоиться.
— Ремня тебе в детстве не хватило! — крикнула вдогонку мать.
***
Наталья просто хотела показать сыну, что Елена ему не пара, потому и устроила этот стёб над его подругой. Другого выхода из ситуации женщина не видела.
Ещё буквально неделю назад Степан пришёл домой в час ночи.
— Ты вообще думаешь о том, сколько сейчас времени, Стёпа? — спросила мать, встречая тогда сына в коридоре.
— Мамуля, прости меня, пожалуйста, — виновато ответил Степан. — Загулялся, на время даже не смотрел.
— Это возмутительно! Я весь вечер как на иголках. Чего уже только не передумала. А телефон ты специально дома оставил?
— Мам, ну ты же видела, что он заряжается.
— А что это ты такой счастливый? Что-то произошло? — спросила Наталья.
— Да. Помнишь Ленку Румянцеву из нашей школы?
— Это та, которая в девятом классе тебе нравилась, а ты ей нет?
— Она не то чтобы мне нравилась, я по ней с ума сходил, — поправил маму Степан. — Мечтал о том, что однажды она меня заметит, а она в упор меня не видела. Но сегодня, мама, у нас было первое свидание.
— Стёпа, ты с ума сошёл. Она ушла из школы после девятого класса. Где она сейчас учится? Что из себя представляет? Стёпочка, я так радовалась, когда ты поступил в институт, я так хотела, чтобы ты нашёл себе хорошую, умную, интеллигентную и образованную девочку. Ну что ты на всяких... внимание обращаешь?
— Мама, она не всякая! — возмутился Степан.
— Ладно, иди ложись спать, и забудь о ней. Я тебя для другой жизни растила.
— Мама, давай ты не будешь за меня решать, — спокойно парировал сын.
«Пока молодые, им хоть доярку, хоть проводницу, хоть продавщицу подавай, — рассуждала Наталья. — Но что дальше-то? А дальше — ничего!»
Наталья мыслила по собственному опыту. Отец Степана был сварщиком, часто прикладывался к спиртному, а порой доходило и до рукоприкладства по отношению к матери. В конце концов женщине это надоело, и она подала на развод.
Наталья была твёрдо уверена в том, что человек с высшим образованием никогда бы так себя не повёл. И если бы она в своё время вышла замуж за «нормального» мужчину, то, наверное, и жила бы по-другому.
Мать была уверена, она определённо знает, что лучше для её сына, а что хуже. Проблемой для Натальи было лишь то, как убедить Степана, что мама ему желает только хорошего и печётся о его же благе.
Жизнь сорокаоднолетней Натальи сложилась не очень хорошо. По крайней мере, пока. Однако у женщины не возникало даже мысли о том, правильно ли это — считать себя экспертом по счастливому устройству жизни.
***
На следующий день, когда Наталья пришла с работы, Степан сидел за компьютером.
— Ой, как хорошо дома, правда сынок? Сегодня так долго день тянулся, кошмар какой-то, — облегчённо выдохнула мать. — А ты чем занимаешься? По учёбе что-то читаешь или просто так?..
— Мам, я не собираюсь делать вид, будто ничего не произошло, — ответил ей Степан.
— Стёпа, ну что ты на меня сердишься из-за пустяков?
— Пустяков? — возмутился сын и посмотрел на мать. — Ты вчера унизила Лену. Она обиделась и теперь не желает со мной общаться.
— А чем я ей не угодила? Стёпа, ты сам подумай, может нормальная девушка учиться в ПТУ? Там же, между прочим, и твой отец-алкоголик учился. А ты помнишь, что он здесь вытворял?
— Мама, почему ты всех в одну бочку пихаешь? Лена совсем другая, — не согласился Степан.
— Ага, они все другие до поры до времени. Лучше забудь её.
— Я уже совершеннолетний, мама, если ты забыла. И в таких вещах, как выбор партнёра, целиком и полностью имею право оставлять за собой. Поэтому с кем хочу, с тем и встречаюсь. А если надо будет, то женюсь на той, кого сам выберу.
Степан нажал кнопку и отправил компьютер в спящий режим. Затем встал и вышел из комнаты.
— Что? — От недоумения и возмущения Наталья чуть не задохнулась. — А ну, вернись!
Чтобы избежать ругани, Степан натянул на ноги тапки и вышел из квартиры. Мать отправилась вслед за ним.
— Стой, я сказала! — крикнула Наталья, выходя на площадку. — Степан, вернись немедленно!
В этажном электрощитке ковырялся электрик, которого женщина случайно задела.
— Эй, поосторожнее, пожалуйста, если не хотите иметь на своей совести смерть человека от удара током, — вскрикнул мужчина и грозно посмотрел на Наталью.
— А вы тут откуда? В собственном подъезде пройти негде! — вместо того, чтобы извиниться, высказала женщина.
— Послушайте, дамочка... — Внезапно электрик замолчал и улыбнулся. — Наташка? Ты что ли?