Термин "бабушкизация" я впервые услышала в лекции известного антрополога Станислава Дробышевского. Оказалось, некоторые уважаемые эксперты так окрестили тренд в экономике, связанный со старением населения.
Классический вопрос "кто виноват" задавать поздно. С рождаемостью порешали, ждём "бабушкизацию" экономики.
Несколько лет назад я писала, что женщине 50+ на нормальную работу сложно рассчитывать, кадровики нас браковали как старых и тупых. Так вот тренд меняется, и через год-два женщин 60+ те же кадровики будут приглашать на работу как молодых и сообразительных.
Мало кто ожидал, что с выходом на пенсию женщины станут следить за своим здоровьем, соблюдать режимы и диеты, лечиться на последние деньги и главное - жить. За себя и за того парня.
Вспомнила случай: в одной газете было принято чествовать ветеранов, перешагнувших столетний рубеж. И вот сочиняю я приветственные слова бабушке 105 лет, а моя коллега из минсоцзащиты веселится: "Представляешь, ушла на пенсию в 55 и до сих пор жива! Она столько в жизни не работала, сколько заслуженно отдыхает". А если там пенсия, например, судейская...
Но вернёмся к тренду. В 2028-м году женщины будут выходить на пенсию в 60 лет, мужчины — в 65 лет. Дедушкам прибавлять больше не будут, у них и так, как в старой шутке, "только 9 лет жизни - семь до школы и два года на пенсии".
А вот бабушкам, которые живут в среднем до 78 лет, возраст выхода на пенсию будут увеличивать до 65. А вы думали, что "активное долголетие" это про здоровье и удовольствие?
Считается, что диджитализация и прочие ништяки высоких технологий в промышленности слегка притормозятся. Юные натуралисты превратились в старых натуралов, но "старики-айтишники" - это пока еще оксюморон. Приглашать бабушек и дедушек будут на места, которые откажутся занимать трудовые мигранты.
Еще случай вспомнила! В начале 2000-ных пришла к нам в редакцию женщина лет 35-ти с гневным письмом. Рассказала, что живет одна с дочкой-школьницей, денег не хватает, а пенсионеры позанимали все хлебные места и молодёжи дорогу не дают.
Спросила, куда именно её не взяли? Оказалось - в гардероб то ли филармонии, то ли областной библиотеки. Тогда я её зачем-то убеждала, что надо поискать что-то более денежное, а вот сейчас думаю - неплохое место, надо брать.
Текст: Ольга Казакова
Фото: Павел Борисов