Найти тему
tereca.cherenko

"Железная дорога". Путейцы. Валентина Ивановна Печурова

В этом году (2023) исполнилось 59 лет как была сдана в эксплуатацию Западно –Карельская железная дорога. Дата не юбилейная, но мне хочется вспомнить некоторых железнодорожников, которые в разные годы обеспечивали и обеспечивают бесперебойную работу на станции Ледмозеро.

Этот материал был опубликован в г. «Муезерсклес» от 21 ноября 2019 г.

ЧТОБЫ ПОЕЗДА МЧАЛИСЬ БЕЗ ОСТАНОВКИ

К 55 – летию завершения строительства Западно – Карельской магистрали

25 ноября исполняется 55 лет со дня завершения строительства Западно – Карельской железной дороги. Я поздравляю со столь знаменательной датой всех работников железнодорожного транспорта посёлка Ледмозеро – ветеранов и ныне работающих.

Самый большой коллектив и объём работ на железнодорожной станции – у путейцев. Сегодня я беседую с Валентиной Ивановной ПЕЧУРОВОЙ. Более двадцати семи лет отдала она этой профессии. Вот что рассказала мне Валентина Ивановна:

- Родилась я 10 января 1936 года в Белоруссии. Наша многодетная семья жила в деревне. Отец, Иван Иванович Кумищев, заведовал местным ОРСом. Мама, Бронислава Францевна, работала в колхозе на разных работах. В семье было семеро детей, четыре дочери и три сына, я – четвёртая. О маме остались детские воспоминания, что она занималась нами, детьми и очень вкусно готовила. Войны, как таковой, мы не видели.

Школа была в соседней деревне, которая находилась в трёх километрах от нашей. В этой школе учились дети из ближайших деревень. По весне и осенью мы в школу ходили сами, а в зимний период родители по очереди запрягали лошадь в сани и везли нас в школу. Также и забирали домой. В этой школе я закончила семь классов.

Районный центр Свирь находился в пятнадцати километрах от нашей деревни. Там работали все мои братья и сёстры. Старший брат работал инструктором в районном комитете партии и меня устроил секретарём – машинисткой в приёмной первого секретаря. Наш район был большой, в него входило 15 поселковых Советов, поэтому мне работы хватало. Хватало времени и на отдых, вокруг было много молодёжи. В праздничные дни давали в Доме культуры концерты. Я любила петь и танцевать и всегда принимала активное участие в этих концертах. Тогда молодёжь умела веселиться.

Замуж вышла за человека, который был старше меня на двенадцать лет, он работал в поликлинике стоматологом. У нас родилась дочь. Всё было хорошо, но через несколько лет от сердечного приступа он умер, и я осталась с дочерью одна.

Младшие сёстры Ира и Галя с семьями уехали по вербовке в Карелию, жили в посёлке Ондозеро. Муж Иры был строителем, Гали – работал электриком. Они жили там до тех пор, пока в Ледмозере не открылась железная дорога, и в конце 1964 года переехали сюда. Мужья продолжили работу по своим специальностям, а сёстры устроились на железную дорогу. Помню, они рассказывали, как самостоятельно по книжкам учились на стрелочниц, потом сдавали экзамен в Петрозаводске. Сёстры долгое время работали стрелочницами, потом в товарной конторе.

В 1967 года сёстры прислали вызов, и я с трёхлетней дочерью поехала к ним в Ледмозеро. Посёлок очень быстро строился, было много молодёжи. Запомнилось, что поначалу временный клуб или красный уголок, как тогда говорили, располагался в четырёхквартирном доме на улице Строителей. Там по вечерам крутили кино. Сидеть было не на чем, и зрители приходили со своими табуретками, скамейками, а некоторые мужчины приносили и чурки. Посидишь, посмотришь фильм и берёшь домой своё сиденье. Все стремились сходить в клуб, посмотреть кино, потому что телевизоров тогда ещё у людей не было.

Сёстры сказали, что начался набор рабочих на железную дорогу, и я пошла к дорожному мастеру Эйнору Ивановичу ТОЛЛА устраиваться на работу путейцем. В то время на станции было три околотка, или три бригады, 6 – я, 7 – я и 8 – я. Меня мастер определил в восьмой околоток, бригадиром в нём была Мария ТОЛЛА. В бригаду набрали десятерых женщин и двоих мужчин.

Рабочий день начинался в 8 часов, но обычно в 7.45 все уже были на месте - мастер и работники трёх околотков. Накануне мастер проверял железнодорожные пути, находил неполадки, намечал объём работ, и на утренней пятнадцатиминутке раздавал бригадам задание. Наш околоток обслуживал двадцать девять километров железнодорожного пути в сторону станции Боровая. Первое время на место работы нас возили на съёмной небольшой дрезине с двумя прицепами. На первом прицепе рассаживались работники, а на втором укладывали инструменты: лопаты, молотки, ломы, подбойки, лапы, чтобы выдёргивать костыли… Работали до пяти часов вечера, час давался на обед.

Железнодорожный путь был балластный, под рельсы подсыпался песок. Когда проходят дожди, шпалы нарушаются. Позже, когда поезда пошли на Костомукшу, путь стал щебёночный.

Длина рельса двадцать пять метров. Стыки между рельсами часто нарушались, летом – в жару, зимой – в морозы.

Мы занимались исправлением разных неполадок, откапывали шпалы, меняли их. Занимались выправкой путей, устраняли просадки …

Сейчас уже, по прошествии многих лет, и не вспомню всех видов работ.

Когда стали ходить поезда в Костомукшу, наш околоток перебросили на обслуживание железнодорожного полотна от Ледмозера в сторону Муезерки примерно на такое же расстояние. Дорогу старались содержать в порядке, чтобы не было нарушений. Было время, когда наш околоток награждали переходящим Красным знаменем. Тогда это было очень почётно.

Зарплаты были в то время небольшие, но так как и цены были низкие, то не голодали, все вокруг так жили. На нашей станции был свой магазин, которой в первую очередь обслуживал работников железной дороги. Там были продовольственные и промышленные товары, их привозили из Петрозаводска. И мы, даже поздно возвращаясь с работы, могли зайти и купить всё, что нужно. Нам, женщинам, имеющим семьи, это было очень удобно.

Отработала на железной дороге двадцать семь лет и пять месяцев. Люди в бригаде за это время, конечно, менялись. У меня сохранился список людей, работающих в нашем околотке, когда я выполняла общественное поручение – была казначеем в профсоюзе нашей бригады. Со мной работали женщины: Зинаида Васильевна БАНДОЛИНА, Мария Ивановна ВАЛДАЕВА, Зинаида Яковлевна ГРЕБНЕВА, Татьяна Ильинична КУЛЁМИНА, Галина Леонидовна ПАРШИЕВА, Евгения Григорьевна СЕМЕНЦОВА, Лидия Андреевна САДОВСКАЯ, Нина Николаевна ЧИСТОТКИНА, Раиса Викторовна ЧУДНОВСКАЯ, и двое мужчин: Александр Антонович ДРАНЕВИЧ и Михаил Иванович ЧАЙКОВСКИЙ. Люди были все трудолюбивые, дружелюбные, добросовестные, весёлые. Профсоюз выделял деньги, закупали подарки, дарили на праздники отличившимся работникам. Новогоднюю ёлку для детей устраивали тоже с подарками. Профсоюз выделял путёвки в санаторий, оплачивали в основном половину стоимости путёвки.

В 55 лет вышла на пенсию, ещё полтора года поработала техничкой в средней школе».

За добросовестный многолетний труд Валентина Ивановна ПЕЧУРОВА награждена медалью «Ветеран труда», имеет много грамот, благодарностей, ценных подарков, знак «Победитель социалистического соревнования 1973 года».

В свободное время она любила заниматься рукоделием, вязала спицами, нравилось вышивать болгарским крестиком. Все свои поделки раздаривала.

Сожалеет, что жизнь пролетела очень быстро, но есть что вспомнить. Было по жизни и плохое, но больше, конечно, хорошего. Годы берут своё, появились болезни, возможно, сказалось и занятие физическим трудом - ведь на работе приходилось поднимать тяжести. Почему - то в советское время на железнодорожных путях работали в основном женщины... Десять лет назад Валентина Ивановна потеряла взрослого сына, он трагически погиб. Сейчас у Валентины Ивановны дочь, внук и внучка, правнук и правнучка – они живут в Костомукше. Старается с ними почаще видеться, общаться по телефону. Как говорит на прощание Валентина Ивановна: « Здесь я одна, но мысленно всегда с ними, а они со мной!»

Я от всей души желаю Валентине Ивановне оставаться такой же красивой, бодрой, заботливой, терпеливой. И долгих лет Вам жизни.

Валентина Ивановна ПЕЧУРОВА (2019 г.)

-2

В. И. ПЕЧУРОВА -слева вторая

-3

1.

-4

2.

-5

3.

-6

В. И. ПЕЧУРОВА

-7

Обед

-8

4.

Фото из личного альбома В. И. ПЕЧУРОВОЙ