Главное, что отличает деструктивное подростковое поведение, это отсутствие прогноза рисков. Подростку важна сиюминутная выгода от ситуации, сохранение лица, авторитета, где главное - мнение тебя самого о себе и мнение окружающих. Это ощущение безнаказанности и делает мир подростков таким жестоким. Очень опасно потакать этой позиции. Но что мы видим в сериале? С первых минут показывается реальность в угоду этой позиции - равнодушный мир взрослых, где унижение и избиение хулиганом в автобусе двух нормальных ребят из школы проходит совершенно незамеченно и безнаказанно. Можно было бы подумать, что авторы фильма так пытаются показать негатив этой подростковой позиции. Но нет, дальнейшее развитие сюжета убеждает нас в обратном.
Окружающие люди не вмешиваются, беспредельный криминал на улице, фразы друзей типа "не оборачивайся", равнодушие взрослых - сериал погружает в идеальную реальность для деструкции подростка, на которого всем наплевать. Это уже манипуляция. Зритель призывается занять позицию выживающего, на которого никто не обращает внимания.
Потом идет процесс формирования негативного отношения к преподавателям, в образе которых выступают прямо-таки какие-то жестокие твари, а не люди.
Следом сразу идет "очеловечивание" хулигана, который избил главного героя, этот подонок неожиданно помогает пьяному, затаскивает его в подъезд, чтобы тот не замерз в ожидании приезда "скорой". Планка понижается до уровня ценностей улицы: школа полна тварей, а хулиган оказывается хорошим человеком.
С процессом просмотра фильма зритель переносится от сочувствия пацану, играющему на нарисованных клавишах у себя дома, до уровня сочувствия подонку, отбирающего деньги у младших школьников и ворующего бейсболки из комиссионки.
Если вспомнить, что фильм могут смотреть подростки, то становится страшно: формируется притягивающий внимание иной образ жизни - хватит заниматься всякой фигнёй, типа школы и увлечения музыкой (две основные составляющие учащейся молодежи - официальная, школа, и личные, увлечения, хобби), все это нужно отбросить, воспринимать как неизбежный негатив, настоящая жизнь проходит мимо, аккуратно начинаем подражать очень даже человечному хулигану, который вовсе и не хулиган, а классный парень с чистой квартирой, где настоящее пианино, красивая мама и вкусный суп. Маму главного героя, кстати, не показали, а только ее голос, зовущий есть, и отказ от этого приглашения главного героя. В доме у хулигана герой фильма начинает есть, и играет на настоящем пианино - более подходящий для него дом, не правда ли?..
Мир нормальных в фильме презентуется через слабость толстого паренька, у которого отобрали деньги, эдакого лошка и слюнтяя. Мир подонков - через бравого и ловкого, подтягивающегося много раз на турнике и предприимчивого хулигана.
Успех жизненного подхода хулигана закрепляется даже на уровне увиденного взрослого мира - нарисованные клавиши дома у нормального и настоящее пианино у хулигана, сильный брат и заботливая мать с супом, в котором, кстати, сметана. Веди себя как он и будешь жить как он.
Если фильм будет смотреть подросток, а они его уже смотрят, то ему будет плевать на историческую достоверность реконструкции быта и манеры общения распространявшихся в 70-80-е годы уличных банд. Он будет смотреть на сам быт, манеру общения и жизненные стратегии как на воспеваемый автором идеал, который никто не осуждает. На выводы главного героя будет смотреть как на свои выводы, будет перенимать увиденные образцы поведенческих практик, успех которых зрелищно экранизируется.
И это только анализ первых 10 минут этого сериала. Сериала, а не фильма. А что это значит? Увиденные образцы поведения будут закрепляться от серии к серии, формируя мировосприятие совершенного иного порядка. Этот фильм ориентирован на подростков. Он сделан с целью изменить их мировосприятие. И даже не важно, чем закончится сериал, может эта встреча нормального с хулиганом будет для него роковой, это не важно. Романтизация волчьего образа жизни уже идет полным ходом, и я думаю, что фильм этот способен натворить много зла для нашей впечатлительной молодёжи, потому что подростки живут подражанием.
Мой вердикт на первые 10 минут - фильм опасный, и его опасность в полной степени становится еще более высокой в силу высокого качества кинематографического материала. И вообще, у меня первые минуты этого сериала оставили впечатление что-то типа экранной реабилитации запрещенного в России экстремистского движения АУЕ...
#словопацана