Первые два фильма отлично вместе смотрелись, хотя вторая часть тоже уже была не без огрехов. Майкл Корлеоне сидел постаревший, совсем один, всеми покинутый. Зачем надо было снимать спустя 16 лет третью часть? Непонятно. К тому же, сценарий третьей части настолько бездарен и провисает на каждом углу, что возникает острое ощущение халтуры. Если добавить к этому довольно слабый актёрский состав и отсутствие новых интересных персонажей, то мы получаем два часа довольно скучного и нудного повествования о том, чем заканчивался и второй фильм - Майкл Корлеоне остаётся совсем один. Только здесь он совсем старый и умирает на Сицилии, в деревне Корлеоне.
События в фильме начинаются спустя двадцать лет после тех, которыми закончилась вторая часть. 1979 год. Майклу Корлеоне (Аль Пачино) 56 лет и он хочет заняться легальным бизнесом. Кей (Дайан Китон) давно замужем. Дети почему-то всё время проживали с ней, хотя во второй части он лишил её прав опеки. Нор на самом деле фильм будет наполнен неясностей. Здесь будут рассусоливать какие-то сделки и ненужные разговоры, однако ни слова на важные темы.
Как, к примеру, дети оказались у Кей и росли с ней, хотя она повторно вышла замуж? Что случилось с Томом Хагеном? Отчего вдруг Майкл стал настолько крутым, что его награждает сам Папа Римский? А ведь с этого сразу и начинается фильм...
На приёме в честь Майкла в Старом соборе Святого Патрика, который следует за церемонией вступления в папский орден, Энтони (Фрэнк Д'Амброзио) сообщает своему отцу, что бросает юридическую школу, чтобы стать оперным певцом. Кей поддерживает его решение; Майкл хочет, чтобы Энтони сначала получил диплом юриста, но в конце концов соглашается позволить ему идти своим путём. Кей рассказывает Майклу, что она и Энтони знают правду о смерти Фредо. Хорошие отношение у Майкла только с дочерью Мэри (София Коппола), которая является главой Фонда имени Вито Корлеоне.
Винсент Манчини (Энди Гарсия), внебрачный сын давно умершего брата Майкла, Сонни, прибывает на приём. Сестра Майкла, Конни (Талия Шир), уговаривает Винсента уладить спор с его соперником, Джоуи Заза (Джо Мантенья), но Заза называет Винсента ублюдком, и Винсент кусает Зазу за ухо. Майкл, обеспокоенный вспыльчивостью Винсента, но впечатлённый его преданностью, соглашается включить Винсента в семейный бизнес.
Майкл знает, что глава банка Ватикана архиепископ Гильдей (Донал Доннелли) накопил огромный дефицит и предлагает 600 миллионов долларов в обмен на акции Internazionale Immobiliare, международной компании по недвижимости, что сделало бы его её крупнейшим акционером. Он делает тендерное предложение о покупке 25% акций Ватикана в компании, что даст ему контрольный пакет акций. Правление Immobiliare одобряет предложение, ожидая ратификации папой Павлом VI.
Дон Альтобелло (Эли Уоллах), босс нью-йоркской мафии и крёстный отец Конни, говорит Майклу, что его партнёры по Комиссии хотят участвовать в сделке Immobiliare. Но, желая наконец стать легитимным, Майкл платит им за счет продажи своих игорных активов в Лас-Вегасе. Заза ничего не получает и, объявив Майкла своим врагом, убегает со встречи паханов. Дон Альтобелло, заверив Майкла, что он может дипломатично решить этот вопрос, быстренько удаляется следом, чтобы якобы поговорить с Зазой. Мгновение спустя, вертолёт зависает возле конференц-зала и открывает огонь. Большинство боссов убиты, но Майклу, Винсенту и Аль Нери (Ричард Брайт), телохранителю Майкла, удаётся сбежать. Майкл понимает, что Альтобелло - предатель, и страдает от диабетического приступа в виду недостатка сахара в крови. Пока Майкл выздоравливает, Винсент и дочь Майкла, Мэри, заводят роман, в то время как Нери и Конни дают Винсенту разрешение отомстить Зазе. Во время уличного фестиваля Винсент убивает Зазу. Майкл ругает Винсента за его действия и настаивает, чтобы Винсент прекратил свои отношения с Мэри, потому что это опасно и тот факт, что они двоюродные брат и сестра, вообще вызывает отвращение.
Семья отправляется на Сицилию, на оперный дебют Энтони в Палермо в Театре Массимо. То есть ещё вчера он только хотел стать певцом, а тут уже он прима. Ещё один ляп сценария. Майкл приказывает Винсенту притвориться, что он дезертировал из семьи Корлеоне, чтобы шпионить за Альтобелло. Альтобелло знакомит Винсента с доном Лисио Луккези (Энцо Рабутти), председателем Immobiliare.
Майкл посещает кардинала Ламберто (Раф Валлоне), который, как ожидается, станет следующим Папой Римским, чтобы обсудить сделку. Ламберто уговаривает Майкла исповедоваться впервые за 30 лет. Во время исповеди, Майкл со слезами на глазах признаётся, что он заказал убийство родного брата Фредо. Ламберто говорит, что Майкл заслуживает страданий за свои грехи, но может быть искуплён. Он даёт ему сакраментальное отпущение грехов, навсегда прощая все его прошлые грехи в глазах Бога. Вот так вот просто. Ну а что? Майкл обнаруживает, что сделка с Immobiliare - тщательно продуманная афёра, организованная Луккези, Гилдеем и бухгалтером Ватикана Фредериком Кейнзигом (Хельмут Бергер).
Винсент рассказывает Майклу, что Альтобелло нанял Моску (Марио Донатоно), опытного киллера, для убийства Майкла. Моска, переодетый священником, убивает друга семьи Корлеоне дона Томмазино (Витторио Дузе), когда тот возвращается на свою виллу. Пока Майкл и Кей путешествуют по Сицилии, Майкл просит прощения у Кей, и они признаются, что всё ещё любят друг друга. Это тоже выглядит глупо, учитывая что любви в их отношениях не было изначально. Но очередной ляп сценария.
На похоронах Томмазино, Майкл клянётся больше не грешить. После смерти Папы Римского, кардинал Ламберто избирается его преемником, выбрав в качестве своего имени папу Иоанна Павла I. Впоследствии соглашение Immobiliare ратифицируется. Заговорщики против ратификации пытаются замести следы, и Гилдей убивает нового Папу Римского отравленным чаем. Майкл видит, что Винсент изменился, и называет его новым доном семьи Корлеоне в обмен на прекращение его романа с Мэри.
То есть ещё вчера, Майкл его даже не подпускал к семье, держа его "шестёркой" при мажоре Джои Заза, а тут сразу: садись и пусть тебе целуют ручки. Совершенно глупый сценарный ход.
Семья наблюдает за выступлением Энтони в Сельской галерее в Палермо, в то время как Винсент осуществляет свою месть:
- Люди Винсента душат Кейнзига, а затем вешают его на мосту, чтобы его смерть выглядела как самоубийство;
- В опере Конни даёт Альтобелло отравленное канноло и из своей ложи наблюдает как он умирает;
- Кало (Франко Читти), бывший телохранитель Томмазино, наносит удар Луккези в шею дужками его собственных очков. Тоже бредовая и неправдоподобная ерунда.
- Нери отправляется в Ватикан, где стреляет и убивает Гилдея.
В оперном театре, во время выступления Энтони, трое людей Винсента ищут Моску, но он легко побеждает их. После представления, на ступенях оперного театра, когда они уходили, Моска стреляет в Майкла, ранив его; вторая пуля попадает в Мэри, убивая её наповал. Винсент стреляет и убивает Моску. Майкл прижимает к себе тело Мэри и неистово кричит; сцена сменяется монтажом, на котором Майкл танцует с Мэри, его первой женой Аполлонией и, наконец, Кей.
Много лет спустя пожилой Майкл, одиноко сидящий во дворе виллы дона Томмазино, теряет сознание, падает на землю и умирает.
Актёрский состав тут и в самом деле слаб. Только Эли Уоллах внёс какие-то краски в эту блёклую картину да Энди Гарсия. У него всегда получались роли таких вот негодяев как дон Альтобелло.
Джо Мантенья совсем не впечатляет в роли Джоуи Зазы. Какой-то женоподобный мажор.
Фрэнк Д'Амброзио, выбранный на роль сына Майкла Корлеоне, действительно оперный певец. От него так тащился Фрэнсис Форд Коппола, что притащил его в этот фильм. Я не любитель оперы, но любитель хорошего исполнения. И на мой вкус этот Фрэнк Д'Амброзио - плохой певец с отвратительным голосом. Как он испоганил такую песню как "Brucia la Terra"! У нас её великолепно пел Муслим Магомаев. Были и другие певцы, но выбрали самого худшего. Да и внешне он совершенно зауряден. Говорят, что Паваротти был в восторге от его исполнения этой песни. Что ж, если это правда, то это лишь говорит о плохом вкусе самого Лучано.
Сестра Копполы, Талия Шир, сыграла роль сестры Майкла в третий раз. Сыграла ровно. Претензий нет.
Про дочку Фрэнсиса тоже много было сказано. Непривлекательная внешне, она к тому же совершенно не умеет танцевать (как и Пачино: их танец в фильме ужасен) и абсолютно плохая актриса. Две единственные награды, что получил этот фильм, были "Худшая новая звезда" и "Худшая актриса второго плана" и обе получила София Коппола.
Эту роль должны были играть либо Джулия Робертс, либо Вайнона Райдер, но обе не смогли из-за участия в других фильмах. Была ещё Ребекка Шеффер, но её до начала съёмок убил психопат. Просилась на роль и Мадонна, но ей дали понять, что для этой роли она объективно старовата.
Роль Винсента должен быть сыграть Алек Болдуин, но в итоге её сыграл Энди Гарсия. Сыграл отлично. У Болдуина могло бы не получиться.
А вот Роберт Дюваль не сыграл, поскольку ему надоела одноплановая политика в отношении Аль Пачино. За этот фильм Альфредо заплатили 8 миллионов, а Дювалю предлагали в районе двух. Тогда он затребовал в свою очередь хотя бы ту сумму, что получил Пачино за второй фильм - 6 миллионов, но получил отказ. Так его персонаж и был выведен из фильма. Почему-то перед Пачино, начиная с первого фильма, когда он был никому неизвестным актёром, все бегали на задних лапках, а он позволял себе шантажировать того же Копполу, требуя гонорары и переписки сценария.
В 2004 году в программе "60 минут" на CBS Дюваль сказал: "Если бы они заплатили Пачино вдвое больше, чем заплатили мне, это было бы прекрасно, но не в три или четыре раза, что они и сделали". Когда Дюваль выбыл, Коппола переписал сценарий, изобразив Тома Хагена умершим до начала истории, и создал персонажа Би Джей Харрисона, которого сыграл Джордж Гамильтон, чтобы заменить персонажа Хагена в истории. Коппола заявил, что, по его мнению, фильм кажется незавершенным "без участия Роберта Дюваля". По словам Копполы, если бы Дюваль согласился принять участие в фильме, персонаж Хагена был бы активно вовлечён в управление благотворительными организациями Корлеоне. Дюваль подтвердил в интервью 2010 года, что он никогда не сожалел о решении отказаться от своей роли.
Сожалеть тут действительно не о чем. Фильм получился никудышным.