- "Как изъявлю вам мою благодарность? Постойте... хотите ли выслушать импровизацию?
- Импровизацию! ... разве вы можете обойтись и без публики, и без музыки и без грома рукоплесканий?
- Пустое, пустое! Где найти мне лучшую публику? Вы - поэт, вы поймёте меня лучше их и ваше тихое одобрение дороже мне целой бури рукоплесканий.. Садитесь где-нибудь и задайте мне тему."
( А.С. Пушкин, Маленькие трагедии, Египетские ночи)
Ну что ж, тема задана - старый, как я понимаю исторический, Краснодар.
Как же объединить в одной импровизации всё, что хотела бы рассказать, если разъединить это невозможно. Пожалуй, есть только одно место, которое объединяет всё: и поэзию, и музыку, и живопись, и историю. В этом месте я провела 10 лет своей жизни и сейчас, когда увидела афишу И.Кальман "Сильва" и откуда- то оттуда, из далёкого прошлого, зазвучало "Помнишь ли ты как счастье нам улыбалось" …. Вы правильно догадались. Идём в ТЕАТР, мой любимый театр оперетты, который родился из антрепризы Мадам Амираго.
В 1931г. труппа была зарегистрирована в Армавире как первый Азово-Черноморский театр музыкальной комедии. В 1937 году после разделения территорий и образования Краснодарского края, театр отдали Краснодару и он стал называться Краевым театром музыкальной комедии. Музкомедия давала свои спектакли в здании построенном купцом Лихацким специально для представлений заезжих трупп.
Стены здания были украшены фресками, а зал попеременно освещался белым, зелёным и красным светом, что напоминало северное сияние. Сам театр назывался Северный. Жители Краснодара, мои ровесники, должны помнить кинотеатр Россия на улице Красной, так вот, это был он, театр Северный.
Сейчас на этом месте построен отель Мариотт. Современный Краснодарский музыкальной театр находится на месте бывшего театра Колосс, который на несколько лет стал домом музкомедии.
Во время войны здание было практически полностью разрушено, до фундамента. Решение построить новое здание театра было принято 1963 году. Теперь это Краснодарский музыкальный театр.
Но театр ведь - это не здание, вернее не только здание. Главное в театре - труппа. Поэтому я сразу начала искать на афише, кто же режиссёр спектакля. А режиссёром спектакля оказался Юрий Эдуардович Дрожняк, которому в апреле следующего года исполнится 80 лет.
Фантастика! "Сильва" - один из его первых выходов на сцену Краснодарского театра оперетты. Вот где всё срастается: и цветы, и музыка, и поэзия, и живопись, и история, и талант, и судьба и интересная встреча.
Когда сталкиваешся с людьми на работе каждый день, то как- то не думаешь об их легендарности. Они просто коллеги. Тогда не было интернета, книги о них ещё не были написаны, а расспрашивать... наверное было не ловко, поэтому питались слухами и сплетнями, что, увы, является неотъемлемой частью театральной жизни. Но одна из легенд неожиданно подтвердилась. Знаком этот бренд?
Ходили слухи, да. Но теперь доподлинно известно из уст самой героини Евгении Михайловны Белоусовой. Это её улыбка. Сложно представить, что после фашистского плена и многих лет проведённых в Гулаге можно было так улыбаться. Но завод Абрау-Дюрсо выбрал именно эту улыбку для бренда своего нового вина из лучших мускатных сортов винограда. Евгения Михайловна уже ушла из жизни, а вот улыбка её осталась.
Мне было 24 года, когда я, совершенно случайно оказалась в театре. Проходила мимо с подругой, которая так, мимоходом, сообщила, что театр уезжает на гастроли и им срочно нужен пианист. Не хочешь зайти? Предложила она. Кто же меня возьмёт? Без опыта, без знания репертуара... пронеслось в голове. Да ладно, подумала. Не возьмут, пойду дальше своей дорогой, работы хватало. Вот так и зашла на 10 лет. Но это уже совсем другая история, история о встрече с самой собой. Когда тебя, как котёнка, бросают в бушующий океан, приходится нахлебаться. Но выплыла как- то!
В то время в театре служили: Юрий Дрожняк, Людмила Чайкина, Нина Унд, Галина Кобзарь, Иван Мякишев и другие мастера, всё больше заслуженные. И всё ещё выходили на сцену такие корифеи как: Евгения Белоусова, Тамара и Владимир Генины, Клара Крахмалёва, Нэлли Роман, Владимир Круглов.
Дирижировал оркестром тогда, когда я работала, Хоруженко Валерий Игнатьевич. Пусть простят меня те, кого не упомянула, сама, как понимаете, не вчера родилась. К 85-летию театра вышел альбом «Листая страницы истории». Название говорит само за себя. Полистайте!
О легендах театра можно рассказывать бесконечно, но вот сегодня я иду туда в качестве зрителя. Очень волнительно. Уже чувствую запах кулис, слышу как настраивается оркестр. Потом всё стихает, зажигаются огни рампы, взмах дирижёрской палочки ... и уже ничего нельзя изменить, занавес пошёл, ты в игре.
Итальянец умолк... Чарский молчал, изумленный и растроганный.
— Ну что? — спросил импровизатор. Чарский схватил его руку и сжал ее крепко.
— Что? — спросил импровизатор, — каково?
— Удивительно, — отвечал поэт. — Как! Чужая мысль чуть коснулась вашего слуха и уже стала вашею собственностию, как будто вы с нею носились, лелеяли, развивали ее беспрестанно. Итак, для вас не существует ни труда, ни охлаждения, ни этого беспокойства, которое предшествует вдохновению?.. Удивительно, удивительно!..
Импровизатор отвечал:
— Всякой талант неизъясним.