Найти тему

Туалеты снятся до сих пор (школа, пионерлагерь, общага)

До сих пор мне снятся туалеты в восьмилетней школе. Может это и не самая удобная тема для обсуждения, но когда мне приходится бывать в туалетных комнатах современных образовательных учреждений всех уровней с оборудованными отдельными кабинками и с туалетной бумагой в наличии, я вспоминаю наши девчачьи мучения (о мальчиках не могу судить!) от школы до университетской общаги. Ну и кошмары снятся по сей день, как я уже написала выше.

Что такого посетить туалет? Минутное дело! Но после домашнего уюта с защёлкой на двери для советского школьника и студента это было большое испытание.

Во-первых, в начальной школе было проблемой туда попасть в принципе, так как отлучку во время урока учителя, как правило, не приветствовали, а на пятиминутной переменке можно было и не успеть сделать все свои дела.

Во-вторых, сама процедура отпрашивания в туалет на уроке была всё же стыдной в присутствии мальчиков. В детском саду поход в туалет ещё не проблематизируется по полу, а в школе уже возникает чувство стеснения в отношении способов разрешения этой проблемы.

В-третьих, само оборудование туалетов, когда все у всех на виду – это, я скажу вам, детская травма с продолжением на всю жизнь, а для девочек из-за их физиологии - особая.

Ни в психологии, ни в педагогике с их изысканиями по поводу стрессов у школьников я не встречала исследований на эту тему.

В советское время это было нормой!

В нашей восьмилетке туалеты были только на первом этаже: справа для девочек, и слева под лестницей для мальчиков. Ещё было деревянное сооружение на задах школы на улице. Туалетные комнаты в школьном здании почему-то не отапливались, и там было холодно даже летом. Чтобы попасть в девчачий туалет, надо было преодолеть несколько ступенек вниз, а потом открыть дверь в неизвестность, так как предвидеть наличие очереди в небольшом тамбуре было невозможно (а в женских туалетах очередь есть всегда!). Кроме того, чтобы увидеть наличие свободных «дырок», надо было открыть ещё одну дверь направо. Для удобства обзора, когда на переменке толпится очередь, её и не прикрывали – чтобы особо никто не засиживался, видимо. Ну и ещё девочки могли толпиться и не в тесном тамбуре, а прямо перед этими туалетными дырками, болтая, поправляя что-то в одежде или делая ещё какие-то девчачьи дела. Кроме неприятной процедуры всегда присутствовал специфический запах, густо смешанный с порошковой хлоркой, от которого буквально слезились глаза.

Проявили заботу и про учителей. В пред туалетном тамбуре для них была выделена одна тесная кабинка, закрывающаяся изнутри. Естественно, что старшеклассницы всегда старались попасть именно туда, а малявок вытесняли на общие дырки. Жаль только, что в этой учительской кабинке почему-то часто подтекала вода и ступить было буквально некуда. А ещё там всё время перегорала лампочка при отсутствии света из окна, ну и постоянно ломалась дверная задвижка. Остаётся только пожалеть учителей! И как они, бедные, решали эту проблему, будучи ещё и занятыми на всех переменах? Но тогда мы, конечно, о них не думали, самим бы как-то с этим справиться.

В тамбуре присутствовала и раковина с краном для мытья рук, но вода шла только холодная, и, конечно же, мыла и бумажных полотенец для вытирания рук, не говоря уже об электрических сушилках, не было и в помине, как и носовых платков у нас в карманах (почему?). Руки вытирались о чёрный школьный фартук, который знавал и не такое.

--------------------------

Когда мы перешли учиться в десятилетнюю школу, там уже были кабинки, но без дверей, хотя и это было огромное достижение на тот период.

Летом мы перемещались в пионерский лагерь и туалетные кошмары там только усугублялись, так как не было перерыва в виде домашнего отдыха.

В «Алых парусах» в нашу бытность были деревянные туалеты, разделённые на две половины, в каждой из которых присутствовало по 3-4 отверстия. Таких сооружений на территории было несколько, но они были далеко друг от друга, поэтому пионеры из нескольких экипажей толпились по утрам возле одного туалета, что создавало не просто очереди, но и различные проблемы. Причём спальный корпус на ночь запирался, и - никаких ночных вёдер и хождений по туалетам!

В школе «большие проблемы» оставляли до дома, а вот в лагере этого было не избежать. И туалетной бумаги, напомню, не существовало. Время от времени те, кто убирали туалеты, что-то бумажное туда подкладывали (но это была отнюдь не туалетная бумага в современном понимании), но в тот же день все эти запасы заканчивались. Совершенно не помню, как мы выходили из ситуации. А в младших отрядах как малышня решала эту проблему? Туалетные стены, к сожалению, пестрели "запятыми" коричневого цвета, а уборщицы жутко ругались по этому факту.

Интересно, что рукомойников возле туалета в этом лагере не существовало, а были они только в одном месте, и все удалены от искомых сооружений. Навряд ли кто-то бежал после посещения туалета мыть руки, да и мыла там никогда не было (своё лежало в корпусе в тумбочке, не переться же за ним!). К этой длинной трубе с краниками ходили только утром умыться, и вечером, если надо было ноги сполоснуть.

-----------------------

Вокруг туалетных практик у пионеров существовало не только много беспокойств, но и всяческих стереотипов и поговорок. Например, принято было спрашивать друг у друга при совместном посещении этого заведения: «Ты по рублю идешь или по копейке?». Надеюсь, что и теперь все понимают смысл этой фразы!

Кроме того, много беспокойств было у девочек в отношении подглядывания со стороны мальчиков. Наверное, масштаб этой проблемы был преувеличен, но разных историй и способов решения этих неурядиц среди девчонок распространялось много. И вообще здания туалетов были какими-то щелястыми, кроме того, в перегородке между отделениями образовывались отверстия из-за выпадения сучков – всё это очень беспокоило и требовало каких-то решений со стороны пионеров. Как минимум, нужно было присутствие подружки, которая руками закрывала самые крупные дырки в стене. Обычно заходишь в такой туалет и прислушиваешься – есть ли кто-то с другой стороны перегородки?

Ну и совершенно особая группа страхов была связана с возможностью провалиться в эту дырку, за которой на дне плескалось что-то ужасное, запах от которого не всегда перебивала даже хлорка, обильно посыпанная вокруг отверстий. Отверстия по величине менялись в зависимости от возраста пионеров, соответственно, в туалетах для взрослых они были довольно большими, что и пугало перспективой провалиться. А уж сколько всего вываливалось из карманов и безвозвратно утрачивалось – не перечесть! Мальчишки спорили о глубине этих туалетов, и, чтобы определить её, бросали туда камни, потом пугая девчонок страшилками.

Редко, но всё же происходили какие-то неприличные истории, связанные с присутствием в туалете, но это, в первую очередь, касалось поведения мальчиков. Подобное никогда со стороны взрослых не обсуждалось с пионерами, и вообще скрывалось. Но бывало, что кого-то «выгоняли» из лагеря. Таких туалетных историй я не припомню в «Алых парусах», а вот в «Звёздном» такая случилась. Причём так никто и не понял, что это было, но придать видимость демократии взрослым зачем-то понадобилось. То есть для исключения этого мальчика из состава звёздного городка, его пионерский Совет должен был принять такое решение. Речь старшей вожатой была грозной, а члены Совета сидели в пионерской комнате и ничего не понимали. Суть выступления вожатой сводилась к следующему: «взрослые знают, что он сделал», и за это его надо исключить. Так ничего не понимая, мы и проголосовали единогласно! Вот вам и туалетный кошмар!

Фото из открытых источников в Интернете
Фото из открытых источников в Интернете

Книга А. Иванова «Общага-на-крови» - про новое девятиэтажное общежитие, которое располагалось рядом с нашим старым четырёхэтажным зданием в Свердловске. В новой общаге давали места в блоках комнат только иностранцам (в основном это были монголы), имеющим хронические заболевания и семейным студентам. Остальные универсанты жили в четырёх-пятиэтажках коридорного типа в комнатах по 4-5 человек. На каждом этаже было в разных торцах здания два туалета: для мальчиков и для девочек. То есть примерно 15 комнат с населением более 70 человек относились к одному туалету с пятью кабинками, и к одной умывальной комнате с пятью мойками. Душевой корпус был вынесен в отдельное здание, и туда ходили жильцы всех четырёх общежитий.

Общагу мы называли «чапайка» (расположена на улице Чапаева), а университет называли «школа» («в школу пошли»). В нашем общежитии жили рабфаковцы всего университета, химики, физики, и студенты философского факультета занимали весь верхний четвёртый этаж. Многие девчонки нашего факультета курили, но не в туалетах, а сидя на подоконниках лестничных пролётов. У физиков на этаже висел огромный плакат с надписью: «Целовать курящую женщину – всё равно, что лизать пепельницу!». Не знаю, влияло ли это положительно на динамику распространения этой привычки среди девочек этого факультета? Но в отношении туалетных комнат можно утверждать, что прокуренными они не были, так как курение в здании тогда не запрещалось, и прятаться в туалетах не было нужды.

Однако, благоустройство туалетных комнат было ужасным, так как доставала всех извечная проблема – отсутствие дверей у кабинок. Одна активная студентка с нашего этажа добилась у коменданта корпуса, чтобы выделили ткань, которую можно было бы на верёвочке подвесить к каждой кабинке, что и было осуществлено. Эта мера не исключила всех неудобств, так как стала не очевидна степень загруженности туалетной комнаты. Зайдя туда надо было ведь как-то обнаружить за этими занавесками свободное место. Как? Ну и эти ситцевые куски ткани довольно быстро внешне пришли в негодность, обтрепались.

В общем все пять лет жизни в общаге были связаны с морально-физическими переживаниями по этому поводу.

Туалеты время от времени чинили, что-то в них меняли. И, соответственно, случались всякие казусы. Так, например, однажды утром для решения очередной проблемы в мужской туалет пришел сантехник. Он спросил: "Есть кто в туалете?". Находившийся там студент постеснялся ответить (философ!), и сантехник дверь заколотил, так как нужного оборудования для устранения проблемы у него с собой не было. Студенту пришлось, отбросив стеснение, рано утром громким стуком и жалостливыми воплями поднять на ноги всю мужскую половину этажа. Смеялись, конечно!

Много написано книг, автобиографических воспоминаний, снято много фильмов и даже сочинено песен («система коридорная: на 38 комнаток всего одна уборная») про трудности жизнь в коммунальных квартирах. Но сколько поколений молодых людей, и это не только студенты, и не только молодёжь, жили и живут в общежитиях примерно такого же уровня благоустройства!

Конечно, в молодости всё переносится легче и всё в большей степени воспринимается с юмором. На тему туалетов в общежитии существовало много всяких приколов. Например, в отношении отсутствия туалетной бумаги был такой розыгрыш, как правило, у парней: под предлогом показа фокуса попросить кого-то получше помять листок из тетрадки. Ну или в ночь на праздник «8 марта» наши мальчики-философы ничего умнее не придумали, как втащить тяжеленное трюмо с огромным зеркалом в девчачий туалет, где ещё не было искомых занавесочек. Смешно? А девушки даже поднять это трюмо не могли, чтобы удалить обратно в коридор. Чем не туалетный кошмар на женский день?

ПРОШУ ВАС, МОИ ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ, СТАВЬТЕ ЛАЙКИ, ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ И ПИШИТЕ СВОИ КОММЕНТАРИИ.