Последняя русская императрица — Александра Федоровна, как известно, была крайне непопулярна и в народе, и в придворной среде. Царицу считали женщиной холодной, властной и надменной. Будучи воспитанной пуританкой - пожилой королевой Викторией, Аликс не имела той гибкости натуры и обаяния, которым обладало большинство русских придворных дам.
Нелюбимая невестка
Сыграло свою роль в непопулярности Александры Федоровны и отношение к ней на первых порах вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Свекровь не особо жаловала невестку, поскольку изначально была против брака сына с ней. Вслед за Марией Федоровной неприязнь к молодой царице начали проявлять и многие фрейлины, постаравшиеся распустить о ней побольше неприятных и порочащих слухов.
Не добавило Аликс популярности и то, что в первое время она рожала лишь дочерей, была склонна к мистицизму, приблизила ко двору Распутина, передала гемофилию наконец появившемуся в царской семье наследнику.
В последние годы подданных даже перестала устраивать национальность Александры Федоровны. Несмотря на то, что брать в жены немецких принцесс издавна было традицией российских императоров, во время Первой мировой войны по России начали ходить слухи о якобы государственной измене супруги Николая II. Александре Федоровне приписывали шпионаж в пользу Германии.
Но тем не менее, помимо супруга Николая II, который очень любил свою жену, были при дворе и люди, которые все же поддерживали императрицу и относились к ней тепло и с уважением.
Елизавета Федоровна
В первое время основную поддержку молодой принцессе Аликс, приехавшей в Россию, оказывала ее старшая сестра — гессенская принцесса Элла. За несколько лет до сватовства Николая II к Алисе, Элла вышла замуж за его дядю и близкого друга — великого князя Сергея Александровича, став в православии великой княгиней Елизаветой Федоровной.
Александр III и Мария Федоровна были против брака Николая II из-за того, что союз с Германией в те времена был бесполезен для России. К тому же в среде потомков королевы Виктории по женской линии свирепствовала гемофилия. Император-отец желал, чтобы Николай женился на французской принцессе Елене Орлеанской. Однако цесаревич настоял на своем и все же посватался к Алисе.
Во время этой семейной бури, связанной со сватовством цесаревича, Елизавета Федоровна, безусловно, всячески поддерживала кандидатуру своей сестры. Помимо всего прочего, Элла несколько раз приглашала Аликс к себе в гости в Россию, где принцесса могла встречаться с влюбленным в нее Николаем.
Когда Алиса приехала в Россию, чтобы стать женой цесаревича, именно Елизавета Федоровна и Сергей Александрович сопроводили ее в Крым, где в то время умирал император Александр III, и соответственно, находился Николай II.
Позднее Елизавета Федоровна хотя, к сожалению, и безуспешно, пыталась давать Александре Федоровне советы, как стать более популярной у подданных. Великая княгиня, к примеру, рекомендовала сестре в письмах хотя бы «почаще улыбаться».
Поддерживала Елизавета Федоровна младшую сестру все время пребывания ее на троне. Лишь в самом конце между сестрами пробежал некоторый холодок. Елизавета Федоровна и Александра Федоровна поссорились из-за присутствия во дворце Григория Распутина. Но, уже будучи обе под арестом после революции, они все же помирились.
Ольга Александровна
Был один человек, который, несмотря на мнение Марии Федоровны, отнесся к прибывшей в Россию молодой невесте Николая II тепло, и внутри самой династии Романовых. Очень жалела несчастную Аликс, от которой все отвернулись, младшая сестра Николая II — великая княгиня Ольга Александровна.
В отличие от своей матушки и старшей сестры Ксении, женщин серьезных и властных, Ольга была девушкой очень доброй, приветливой и простой. Великая княгиня считала, что ее семейство относится к Аликс недопустимо холодно.
Конечно, слишком серьезной поддержке жене брата, младшая великая княжна оказать не могла. Когда невеста Николая II приехала в Россию, Ольге Александровне исполнилось всего 12 лет. Но все же великая княжна поддерживала Аликс, как могла, а после революции, находясь уже в эмиграции, старалась обелить имя несчастной императрицы.
К примеру, Ольга Александровна писала об Александре Федоровне так:
Из всех Романовых ей досталось больше всего злословия. Она вошла в историю такой оклеветанной! Я вспоминаю, что многие вещи я едва выносила, будучи подростком. При дворе моей матери считали, что она все делала не так. Помню, однажды у нее была жуткая головная боль; она вышла к обеду бледная, и я слышала, как за столом говорили, что она в плохом настроении, потому что наша мать разговаривала с Ники о каких-то назначениях министров. Даже в самый первый год - я помню это очень хорошо - если Аликс улыбалась, считали насмешкой. Если она выглядела грустной - говорили, что злится.
Юлия Ден
Была у Александры Федоровны подруга и среди ее петербургских подданных. В 1907 г. в Петергофе императрице была представлена супруга российского морского офицера немецкого происхождения — Юлия Ден. Муж Юлии — Карл Ден служил на любимой яхте императора «Шандарт», на которой царское семейство проводило много времени.
Карл Ден очень нравился царским детям, которые просто обожали его. Видимо, именно этот факт и стал причиной сближения Александры Федоровны с его женой.
Известно, что императрица даже пожелала стать крестной материю первенца Юлии Ден. Изначально мальчик был крещен в лютеранской вере, но затем Александра Федоровна настояла на том, чтобы ребенка перекрестили в православие.
Юлия осталась с императорской семьей после революции 1917 г. Вскоре она была арестована, но позднее смогла бежать в Англию. Свои последние годы жизни Юлия Ден провела в США.
Фрейлины
Разумеется, были у Александры Федоровны подруги и среди ее фрейлин. Первой такой придворной, оказавшей императрице поддержку, стала Софья Орбелиани, дочь губернатора Кутаиси. В качестве фрейлины Софью молодой императрице порекомендовал один из великих князей. Сделано это было специально. Некоторые Романовы желали «расшевелить» Александру Федоровну, сделать ее более веселой, и соответственно, популярной.
Обаятельной Софье поначалу удалось достичь поставленной перед ней цели. Фрейлина сумела понравиться супруге царя и стать ее подругой. Под ее влиянием Александра Федоровна даже начала устраивать музыкальные вечера, на которые приглашались знатные дворянки. Однако, к сожалению, Софья вскоре заболела неизлечимой болезнью. Александра Федоровна выделила ей во дворце комнаты, в которых фрейлина несколько лет пролежала парализованной, а затем — скончалась.
Также преданной и близкой подругой Александры Федоровны была фрейлина Анна Вырубова. Анна скрашивала одиночество императрицы при дворе в последние годы ее правления. После революции Вырубова, как и Юлия Ден, была арестована, прошла через множество унижений и в конечном итоге была приговорена к расстрелу. Лишь из-за невнимательности сопровождавшего ее к месту казни матроса, Анна сумела бежать, а затем и эмигрировать за границу.
Дети императрицы
В первые годы, несмотря на теплые отношения с некоторыми дамами, Александра Федоровна все равно чувствовала себя при дворе очень одинокой. Но позднее императрица, конечно же, получила очень серьезную поддержку от собственных же дочерей. Великие княжны росли добрыми и приветливыми девушками, и конечно же, любили свою матушку преданной и бесхитростной любовью.
Самые теплые отношения у Александры Федоровны при этом сложились со второй ее дочерью — Татьяной. Великая княжна была любимицей матери, всюду сопровождала ее и была ее первой помощницей. Когда после революции, к примеру, семья была разделена на некоторое время в Тобольске, именно великую княжну Татьяну Александра Федоровна оставила вместо себя за главную заботиться о цесаревиче Алексее.
Если статья понравилась, поддержите канал подпиской