Найти в Дзене
Международная панорама

По мере эскалации боевых действий растут опасения по поводу полномасштабной войны между Израилем и «Хезболлой»

Оглавление

Многие в Израиле считают «Хезболлу» большей угрозой, чем ХАМАС, и считают новую войну в Ливане неизбежной.

Израильское артиллерийское подразделение ведет огонь с позиции в Верхней Галилее на севере Израиля в направлении южного Ливана, 11 декабря. Фотография: Джалаа Марей/AFP/Getty Images
Израильское артиллерийское подразделение ведет огонь с позиции в Верхней Галилее на севере Израиля в направлении южного Ливана, 11 декабря. Фотография: Джалаа Марей/AFP/Getty Images

Когда утром 7 октября впервые появились новости о нападении ХАМАС, Итай Реувени и другие резервисты его парашютно-десантного батальона собрали свои сумки и прибыли к месту сбора задолго до того, как их призвали из армии.

Десантники направились не на юг, в сектор Газа, а к северной границе, где, по их мнению, к битве была готова присоединиться гораздо более серьёзная угроза, чем ХАМАС: «Хезболла» - ливанское шиитское движение, поддерживаемое Тегераном.

«Мы здесь, чтобы убедиться, что никто не сделает с нами на севере того, что они сделали с нами на юге, — сказал 40-летний старший сержант Реувени, который в свое гражданской жизни занимается исследованиями в аналитических центрах по вопросам финансирования терроризма. — Мы понимаем, что «Хезболла» гораздо более искушена [чем ХАМАС]. Мы понимаем, что через границу перейдут не 3000 боевиков, а гораздо больше, и в уравнении будет еще и Иран. Мы здесь, чтобы разобраться с этим».

Реувени не одинок в том, что считает «Хезболлу» большей опасностью для Израиля. Министр обороны Израиля Йоав Галлант и другие «ястребы» в кабинете министров выступали за упреждающий удар по группировке боевиков сразу после нападения 7 октября. Это вызвало тревогу в Вашингтоне, опасающемся региональной войны, в которую может быть втянут Иран. При поддержке США Биньямин Нетаньяху отклонил это предложение, но среди израильских политиков, генералов и всё более широкой общественности утвердилось убеждение, что новая война в Ливане неизбежна. опрос общественного мнения, проведенный в конце ноября, показал, что 52% опрошенных выступают за немедленный удар по «Хезболле», и только 35% были против открытия еще одного фронта. на севере.

С момента прибытия в Рош-Ханикра, где граница выходит к побережью Средиземного моря, десантники 7056-го десантного батальона Реувени были вовлечены в конфликт низкой интенсивности. По всей границе «Хезболла» обстреляла израильские приграничные города и деревни, демонстрируя поддержку жителей Газы, а Израиль нанес ответный удар артиллерией и авиаударами.

В последние дни боевые действия обострились, и число погибших среди гражданского населения растет: четыре израильтянина и как минимум 14 местных ливанцев. Трое журналистов были убиты в результате ударов израильских дронов и танков.

«У нас есть перестрелка между Израилем и «Хезболлой», и линия тренда — это линия эскалации, — сказала Орна Мизрахи, бывший заместитель советника Израиля по национальной безопасности по внешней политике, сейчас работающая в Институте исследований национальной безопасности в Тель-Авиве. — Это самое тревожное в ситуации, эта тенденция эскалации. Никто не хочет полномасштабной войны, но мы все равно можем туда попасть».

Клубы дыма после израильских ударов по деревне Мадждал Зун на юге Ливана 15 декабря. Фотография: AFP/Getty Images
Клубы дыма после израильских ударов по деревне Мадждал Зун на юге Ливана 15 декабря. Фотография: AFP/Getty Images

Радиомачта на израильской стороне линии Рош-Ханикра была поражена противотанковыми ракетами 13 раз. На прошлой неделе ракета упала на крышу здания на базе 7056-го батальона, расквартированного в поспешно эвакуированном деревенском курорте, куда до недавнего времени приезжали туристы, чтобы увидеть знаменитые гроты Рош-Ханикры в скалах внизу.

Несколько раз в день звучит сигнал тревоги всякий раз, когда боец ​​«Хезболлы» готовит ракету или беспилотник, заставляя солдат бежать в поисках укрытия. Всего в нескольких метрах от бетонной пограничной стены у батальона есть сеть укрепленных траншей, увенчанных высокой металлической сеткой, предназначенной для остановки ракет. С другой стороны находится бетонный командный пункт, принадлежащий ливанской армии, но Реувени сказал, что поблизости были замечены боевики «Хезболлы». Он считает, что они имеют право свободно управлять объектами ливанской армии в этом районе.

Стена поднимается вверх от морских скал на востоке, следуя линии высокого хребта горного хребта Тирской лестницы, который пересекает границу, а изгиб линий хребта обеспечивает участок ливанской территории, откуда можно смотреть вниз. на Рош Ханикра.

Десантники прекрасно знают, какие части их базы видны из этого уголка на склоне горы. Они полагают, что артиллерийским огнем отогнали корректировщиков и снайперов «Хезболлы», в результате чего этот участок хребта стал черным, но израильтяне обеспокоены тем, что боевики «Хезболлы» вернутся ночью.

Желтые металлические пограничные ворота, перегораживающие прибрежную дорогу на вершине утеса, не охраняются, но за ними наблюдает пулеметное гнездо на крыше курортного ресторана, а в 30 метрах на дальней стороне ворот находится бетонная хижина с синим крыша, где дислоцируются итальянские солдаты Временных сил ООН в Ливане (Unifil). Unifil была создана в 1978 году для поддержания мира, но с тех пор произошло два крупных конфликта, после израильского вторжения в 1982 и 2006 годах.

Со времени второй ливанской войны Израиля прошло 17 лет относительного спокойствия, но ключевые условия мира в 2006 году изложены в резолюции 1701 Совета Безопасности ООН, никогда не реализовывались. «Хезболла» должна была отойти от границы через реку Литани, примерно в 20 милях, и разоружиться. Он не сделал ни того, ни другого, а вместо этого с помощью Ирана создал устрашающий арсенал, насчитывающий, по оценкам, более 100 000 ракет, способных сокрушить оборону Израиля «Железный купол» и нанести значительный ущерб городам страны. Unifil заметила скопление, но не предотвратила его.

Броневик Unifil возле израильского города Метула, 11 октября. Фотография: Джозеф Эйд/AFP/Getty Images
Броневик Unifil возле израильского города Метула, 11 октября. Фотография: Джозеф Эйд/AFP/Getty Images

После нападения ХАМАС «Хезболла» обстреляла приграничные деревни и отправила рейдовые отряды через границу, что, по-видимому, было тщательно продуманной операцией, чтобы продемонстрировать солидарность с палестинцами, но не заходя достаточно далеко, чтобы спровоцировать полномасштабную войну.

«Эскалация конфликта вдоль границы носила пропорциональный и постепенный характер, — сказала Ранда Слим, старший научный сотрудник и директор по разрешению конфликтов в Институте Ближнего Востока. — На данный момент решение о начале полномасштабной войны полностью принадлежит Израилю. «Хезболла» и Иран не хотят эскалации».

В Израиле резко изменились взгляды на терпимость к присутствию «Хезболлы» на северной границе. «Утром 7 октября 2000 человек проснулись, зная, что это легко могли быть они», — сказал Давид Азулай, глава совета города Метула, расположенного на восточной оконечности израильско-ливанской границы. Метула была эвакуирована, а её жители укрылись в гостиницах и частных домах, в основном в Тверии на Галилейском море.

По словам Азуле, для того, чтобы эти люди вернулись домой, на границе должно произойти что-то «радикальное». «Минимум — это оттеснение «Хезболлы» за реку Литани», — сказал он.

Поскольку перемещение 80 000 северных израильтян продолжается, а также надвигается глубокий экономический спад, становятся все громче призывы к военному решению. На встрече с мэрами северных территорий 6 декабря министр обороны Галлант заявил, что Израиль «будет действовать всеми доступными ему средствами», если международное сообщество не сможет заставить «Хезболлу» уйти.

Бенни Ганц, бывший премьер-министр, работающий в военном кабинете Нетаньяху, в пятницу дал аналогичное обещание перемещенным северянам, живущим у Галилейского моря. «Если мир не уберет «Хезболлу» от границы, это сделает Израиль», — сказал Ганц.

США и Франция прилагают дипломатические усилия. По сообщениям арабской прессы, посланник США Амос Хохштейн предлагает сделку, посредством которой Израиль и Ливан урегулируют давние территориальные разногласия на их границе, в надежде, что это лишит Хезболлу поддержки и целей. Однако правительство в Бейруте находится в кризисе и не в состоянии заключать соглашения, не говоря уже о том, чтобы обеспечивать их соблюдение. В Ливане нет президента, есть только временное правительство, и существует затяжной, изнурительный финансовый кризис.

Вакуум в Бейруте только усугубляет растущие риски. Эмиль Хокаем, директор по региональной безопасности Международного института стратегических исследований, сказал: «И Иран, и «Хезболла» в данный момент не заинтересованы в усугублении конфликта и сдержанны. Для них это не такая уж большая проблема. Но если Израиль решит вмешаться, то «Хезболла» будет интерпретировать это как экзистенциальную войну, и тогда разразится ад».

Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!

Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):

Номер карты Сбербанка — 2202 2056 2618 8509 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».