Найти в Дзене

Две причины популярности сериала "Слово пацана".

Оглавление

Уже только ленивый не написал про сериал "Слово пацана". Хороший он или плохой с художественной точки зрения - это другой разговор, но вот то, что он точно шумный, т.е. привлек к себе внимание, срезонировал с обществом - это интересно.

Первый секрет популярности

Интересно, как мальчики им увлеклись. Хорошие, домашние мальчики, с модными гаджетами, выросшие ни на какой не улице, а дома в тепле, уюте, с постоянной диспансеризацией, прививочными сертификатами, защитами на окнах, которых родители водят в школу класса до шестого, возят отдыхать в Египет и Турцию. Когда еще в истории было такое сытое и благополучное поколение?

Как-то мой сын Валера пришёл из детского сада и рассказал, что у них есть мальчик, который всех обижает, и его он тоже постоянно достаёт - толкает, пинает, отбирает игрушки. У меня на таких мальчиков совет всегда один "дай в нос", на что мой сын округлил глаза и сказал с трепетным ужасом:
- Ты что, драться нельзя. Воспитатели будут ругать. Нужно просто говорить ему так не делать.
- Ты говорил?
- Да.
- И что, он перестал?
- Нет.
-Ну так дай в нос.

Сейчас в школе история примерно та же: женщины учителя рассказывают мальчикам, что драться ни в коем случае нельзя. Без нюансов - нельзя и всё.
А я всегда вспоминаю сцену из фильма "Офицеры", когда Люба приходит домой и видит сына с разбитым лицом. И она не охает, не причитает, а просто говорит, что "драться нужно только за правое дело".

-2

Потом этот мальчик вырастет и пойдет защищать Родину, а не уедет на самокате в Верхний Ларс.
А в детской книге "Приключения жёлтого чемоданчика" Софьи Прокопьевой доктор, который лечит детей от лени, болтливости, грусти, пишет научный труд "Роль справедливой драки в нормальном развитии мальчишки".
Если вспомнить повести советского времени Крапивина, Гайдара - там тоже мальчики дрались и это было нормально - отстаивать свои убеждения.
Сегодняшние мальчики как будто кастрированные, у них нет возможности выразить свою агрессию, потренировать и взрастить смелость и волю. У современных детей даже поиграть-то нет времени, у них день расписан как у президента - спорт, иностранный язык, пара репетиторов.
Сериал качнул этот маятник в другую сторону - как всегда, в начале движения это происходит с сильным перегибом. Домашним мальчикам показали, что такое свобода улицы. И им это стало так понятно, потому что главный герой как раз на их глазах из хорошего домашнего мальчика превращается в пацана, учится драться и проявлять агрессию. А это то, чего на самом деле хотят мальчики.

И как же это круто для них звучит: "Ты теперь пацан, ты теперь с улицы, а кругом враги".

-3

На самом деле, никакой романтизации уличных драк и банд в сериале нет. Ничего из того, что с мальчиками происходит, не выглядит душевно или красиво, как это было, например, в сериале "Бригада". Напротив, создатели сериала как раз показывают, что это путь в никуда, происходит не только саморазрушение, сколько разрушение жизней тех, кого они на самом деле любят.
Но голодные до свободного проявления воли, силы и агрессии мальчики, в первую очередь, считывают то, чего им сейчас так сильно не хватает.

Второй секрет популярности

-4

А вот второй секрет популярности очень даже астрологический. Хотя, тенденция чувствовалась давно и еще года полтора назад я и моя коллега на работе доказывали, что эпоха индивидуализма прошла. Все просто обожрались индивидуализмом, задолбались от одиночества и поняли, что если жить только для себя - то это невыносимо. Что человек - существо коллективное, а уж тем более, русский человек. (Индивидуализм - течение западное). И в обществе уже созрел запрос на коллективного героя, истории про объединения, про то, как люди собираются вместе на основе какой-то идеи.
За большие массы людей у нас отвечает Плутон, а за коллективы - Водолей. И вот, пожалуйста, в сериале обострённый, утрированный Плутон в Водолее - мальчики сбиваются в коллективы, связанные идеей защиты территорий, борьбы, мести. Это совсем не значит, что и дальше кино и сериалы будут пичкать нас историями драк и противостояний, но это одна из первых ласточек коллективного героя - дальше могут быть истории о работе команд каких-нибудь профессий, объединения людей для защиты чего-то - тема объединения разных людей под знаменем какой-либо идее будет развиваться и дальше.

Что же касается художественной части, то, на мой взгляд, ничего особенного, неплохое, но достаточно стандартное повествование, каких-то выдающихся сцен, которые можно пересматривать бесконечно, я там не заметила. Скорее всего, волна популярности очень быстро спадёт, а вот причины останутся.