Трансмиссионные масла предназначены для предотвращения или снижения износа элементов пар трения под действием высоких нагрузок, уменьшения вибрации и шума, защиты их от ударных нагрузок, удаления из зоны трения продуктов износа и отвода избыточного тепла. Они должны обладать наряду с высокой смазывающей способностью хорошими вязкостно-температурными свойствами. Масла гидравлических трансмиссий, помимо своего основного назначения, служат гидравлической средой, заполняющей систему.
Трансмиссионные масла используют для смазки агрегатов трансмиссий транспортных машин и промышленных редукторов. Агрегаты трансмиссий транспортных машин, предназначены для передачи мощности от двигателя к движителю (колесу, гусенице, гребному валу и др.) и подразделяются на механические и гидравлические. Промышленные редукторы состоят из зубчатых или червячных передач, выполненных в виде отдельного агрегата.
Классификация трансмиссионных масел
Обозначение трансмиссионных масел состоит из групп знаков:
- первая из которых обозначается буквами - ТМ (трансмиссионное масло);
- вторая группа знаков обозначается цифрами и характеризует принадлежность к группе масел по эксплуатационным свойствам;
- третья - обозначается цифрами и характеризует класс кинематической вязкости.
Классы трансмиссионных масел
В зависимости от вязкости трансмиссионные масла подразделяются на четыре класса:
Группы трансмиссионных масел
В зависимости от напряженности работы передач согласно ГОСТ 17479.2-85 устанавливают пять групп трансмиссионных масел:
1. Группа 1 (ТМ-1):
- Состав масла: минеральные масла без присадок.
- Рекомендуемая область применения: цилиндрические червячные и конические передачи, которые эксплуатируются при контактных напряжениях в диапазоне 900 ÷ 1600 МПа и температуре масла в объеме до 90 °С.
- Предельная нагрузочная способность по нагрузке сваривания (Рс) ≥ 2700 Н.
- Противоизносное свойство по показателю износа (Д1) при осевой нагрузке 392 Н при (20 ± 5) °С в течение 1 ч ≤ 0,5 мм.
2. Группа 2 (ТМ-2):
- Состав масла: минеральные масла без присадок.
- Рекомендуемая область применения: цилиндрические червячные и конические передачи, которые эксплуатируются при контактных напряжениях до 2100 МПа и температуре масла в объеме до 130 °С.
- Предельная нагрузочная способность по нагрузке сваривания (Рс) ≥ 2700 Н.
- Противоизносное свойство по показателю износа (Д1) при осевой нагрузке 392 Н при (20 ± 5) °С в течение 1 ч ≤ 0,5 мм.
3. Группа 3 (ТМ-3):
- Состав масла: минеральные масла с противозадирными присадками умеренной эффективности.
- Рекомендуемая область применения: цилиндрические, спирально-конические, конические и гипоидные передачи, которые эксплуатируются при контактных напряжениях 2500 МПа и температуре масла в объеме до 150 °С.
- Предельная нагрузочная способность по нагрузке сваривания (Рс) ≥ 2760 Н.
- Противоизносное свойство по показателю износа (Д1) при осевой нагрузке 392 Н при (20 ± 5) °С в течение 1 ч - не нормируется.
4. Группа 4 (ТМ-4):
- Состав масла: минеральные масла с противозадирными присадками высокой эффективности.
- Рекомендуемая область применения: цилиндрические, гипоидные и спирально-конические передачи, которые эксплуатируются при контактных напряжениях до 3000 МПа и температуре масла в объеме до 150 °С.
- Предельная нагрузочная способность по нагрузке сваривания (Рс) ≥ 3000 Н.
- Противоизносное свойство по показателю износа (Д1) при осевой нагрузке 392 Н при (20 ± 5) °С в течение 1 ч - не нормируется.
5. Группа 5 (ТМ-5):
- Состав масла: минеральные масла с противозадирными присадками высокой эффективности и многофункционального действия, а также универсальные масла.
- Рекомендуемая область применения: гипоидные передачи, которые эксплуатируются с ударными нагрузками при контактных напряжениях выше 3000 МПа и температуре масла в объеме до 150 °С.
- Предельная нагрузочная способность по нагрузке сваривания (Рс) ≥ 2800 Н.
- Противоизносное свойство по показателю износа (Д1) при осевой нагрузке 392 Н при (20 ± 5) °С в течение 1 ч ≤ 0,4 мм.
Обозначения трансмиссионных масел
Соответствие классификаций по ГОСТ 17479.2-85, SAE J306 и API
Если статья была вам интересной и полезной, ставьте лайк, а если хотите ежедневно получать новые статьи и узнавать больше о нефтепереработке, то подписывайтесь на канал.