Найти в Дзене
Заметки о столице

Московское центральное кольцо: обзор

Оглавление

Дорогие читатели, рады приветствовать вас на нашем канале! Сегодня мы расскажем вам о Московском центральном кольце.

Приятного чтения!

 МЦК на схеме Московского метро. Взято отсюда: pokayadoma.ru.
МЦК на схеме Московского метро. Взято отсюда: pokayadoma.ru.

Московское центральное кольцо (МЦК) — это маршрутная линия железнодорожного пассажирского транспорта в Москве, частично интегрированная с метрополитеном по системе оплаты проезда и пересадкам. Представляет собой городскую систему движения электропоездов по основному ходу Малого кольца Московской железной дороги (МК МЖД).

На схемах Московского метрополитена обозначается белым цветом в красном контуре и числом 14, однако по совокупности характеристик МЦК является не линией метро, а городской электричкой. Перевозки на МЦК осуществляет ОАО "РЖД" по договору с заказчиком проекта — ГУП «Московский метрополитен».

Трассировка Московского центрального кольца на карте Москвы. Взято отсюда: https://ru.wikipedia.org.
Трассировка Московского центрального кольца на карте Москвы. Взято отсюда: https://ru.wikipedia.org.

МЦК имеет длину 54 км, на нём находится 31 станция. Линия полностью проходит на поверхности земли и располагается вблизи исторически центральной части города, окружая Садовое кольцо на расстоянии от 2,5 до 9 км, на западе, юго-западе и юго-востоке вплотную приближается к Третьему транспортному кольцу и проходит вдоль трассы последнего.

Московское центральное кольцо со станциями на карте Москвы. Взято отсюда: pokayadoma.ru.
Московское центральное кольцо со станциями на карте Москвы. Взято отсюда: pokayadoma.ru.

Линию обслуживает моторвагонное депо, находящееся на узловой железнодорожной станции Рижского направления МЖД Подмосковной. Станция и депо расположены в районе Аэропорт Северного административного округа рядом со станцией метро Сокол. Проезд из депо и в депо осуществляется по электрифицированной в 2016 году соединительной ветви Подмосковная — Серебряный Бор (однопутный перегон).

Что касается подвижного состава, то на МЦК курсируют пятивагонные электропоезда модели ЭС2Г "Ласточка" из модельного ряда «Siemens Desiro».

Электропоезд ЭС2Г "Ласточка". Фото с сайта: t-13.ru.
Электропоезд ЭС2Г "Ласточка". Фото с сайта: t-13.ru.

Для оплаты проезда на МЦК используются единые для Московского городского транспорта билеты, в том числе, карта «Тройка», социальная карта москвича и другие. Также предусмотрена возможность бесплатной пересадки между станциями МЦК, расположенными поблизости от станций метрополитена и монорельса в течение 90 минут с момента прохода без дополнительного гашения поездки или списывания денег.

История

Предыстория

Предшественником Московского центрального кольца было Малое кольцо Московской Окружной Железной Дороги.

На рубеже XIX—XX веков в Москве назрела необходимость решения проблемы перегруженности существовавшей дорожно-транспортной инфраструктуры. В Москве конца XIX века бурно развивалась промышленность, по всей стране производство и рост потока грузов привели к "товарным пробкам". Для разгрузки города было решено построить вокруг него кольцевую железнодорожную линию.

Первый проект Московской городской дороги, подготовленный купцом Григорием Сушкиным, появился в 1869 году. Официальное решение о сооружении Московской окружной железной дороги было принято осенью 1897 года по инициативе большого энтузиаста железнодорожного транспорта министра финансов Российской империи Сергея Витте.

Схема Малого кольца МОЖД. Взята отсюда: stylishbag.ru.
Схема Малого кольца МОЖД. Взята отсюда: stylishbag.ru.

Из тринадцати представленных проектов будущей дороги, был выбран проект двухпутное железной дороги архитектора и инженера Петра Рашевского. Её протяжённость составила 54 км. Причём кольцо предназначалось не только для грузовых перевозок, но и для пассажирского движения.

П. И. Рашевский. Фото: histpol.pl.ua.
П. И. Рашевский. Фото: histpol.pl.ua.

Движение на МОЖД было официально открыто 19 июля 1908 года.

Станция Владыкино МОЖД, 1907 год. Фото: https://pastvu.com.
Станция Владыкино МОЖД, 1907 год. Фото: https://pastvu.com.

На дороге были выстроены 14 станций, два остановочных пункта (Потылиха у Николаевского моста и Военное поле близ Ходынских военных лагерей) и один телеграфный пост (Братцево). Для пассажиров были построены станции-вокзалы: Кутузово, Пресня, Серебряный Бор, Братцево, Лихоборы, Владыкино, Ростокино, Белокаменная, Черкизово, Лефортово, Андроновка, Угрешская, Кожухово и Канатчиково.

Станция Братцево МОЖД (1907-1908 годы). Фото: https://pastvu.com.
Станция Братцево МОЖД (1907-1908 годы). Фото: https://pastvu.com.

Все станции были выполнены в едином стиле и стали уникальными образцами московского модерна начала XX века, часть из которых сохранилась по сей день. Станции были спроектированы под руководством архитекторов Александра Померанцева и Николая Марковникова.

Все пассажирские здания располагались внутри кольца, а товарные платформы, пакгаузы, станционные пути – с внешней стороны. Отсчет верст новой железной дороги начинался от точки ее пересечения с Николаевской железной дорогой, по часовой стрелке.

После окончания строительства и ввода в эксплуатацию линия была включена в состав Николаевской железной дороги, однако в 1916 году Московско-Окружную дорогу передали в состав Московско-Курской дороги.

В 1917 года МОЖД официально стала новой границей Москвы.

План города Москвы 1917-го года. Взят отсюда: https://retromap.ru.
План города Москвы 1917-го года. Взят отсюда: https://retromap.ru.

Изначально движение на дороге было как пассажирским, так и грузовым (оно было в приоритете), однако в результате высоких цен (плата с пассажиров за проезд взималась повёрстно), и незначительной населённости районов, по которым пролегало кольцо, пассажирское сообщение оказались маловостребованным, и спустя четыре месяца после открытия дороги было и вовсе отменено. Правда с февраля 1909 года пассажирское движение снова восстановили, но оно занимало совсем незначительное место по сравнению с грузоперевозками (в основном МОЖД развозила рабочих и служащих прилегающих к ней предприятий). В 1934 году пассажирское движение по кольцу было окончательно прекращено.

В то же время для грузоперевозок дорога была весьма востребованной. Грузооборот города продолжил расти и дорога постепенно обрастала подъездными ветками, ведущими к расположенным вблизи неё фабрикам и заводам, многие из которых продолжали строиться вокруг железнодорожного кольца (с учётом примыкающих веток и подъездных путей длина кольца составляла 145 км).

В 1934 году линия выделена из Московско-Курской в самостоятельное управление — Московско-Окружная железная дорога.

Во время Великой Отечественной войны грузовая Окружная дорога продолжала работать: с ее помощью осенью 1941 года крупнейшие промышленные предприятия эвакуировались из столицы, по ней же на фронт шли составы с танками и боеприпасами. Тогда МОЖД возглавляла Зинаида Троицкая — первая в истории женщина-начальник дороги и первая в СССР женщина-машинист паровоза.

Первая женщина-машинист Зинаида Троицкая. Фото: fishki.net.
Первая женщина-машинист Зинаида Троицкая. Фото: fishki.net.

Своё название "Малое кольцо" дорога получила в 1944 году, после завершения строительства Большого кольца. Тогда же встал вопрос об электрификации линии. К этой идее и в последующем возвращались не раз, однако это так и не было осуществлено.

В 1954 году Пропускная способность движения поездов по Московскому железнодорожному кольцу увеличилась в десятки раз после внедрения технологии частичной автоматизации управления стрелками и сигналами.

В 1959-м году линия была включена в состав Московской железной дороги как Московско-Окружное отделение. В 1960-е годы предлагалось возобновить пассажирские перевозки на линии, но это так и не было реализовано. В 70-х велось активное строительство новых подъездных путей к линии и была внедрена электрическая централизация стрелок и сигналов.

Станция Лихоборы МОЖД, 1960-е годы. Фото: moscowseasons.com.
Станция Лихоборы МОЖД, 1960-е годы. Фото: moscowseasons.com.

В 1980-х годах не раз предлагалось отреставрировать сохранившиеся исторические здания Московской Окружной железной дороги и впоследствии возобновить перевозку пассажиров по ней.

На насыпи МОЖД близ Новодевичьего монастыря, 1987 год. Фото: https://pastvu.com.
На насыпи МОЖД близ Новодевичьего монастыря, 1987 год. Фото: https://pastvu.com.

Современная история

В 2000-е годы появился проект реконструкции МОЖД и превращения её в скоростную трассу с возможностью пересадок на метро и железнодорожные пути разных направлений (идея так называемой "городской электрички").

2011 году Малое кольцо оказалось в Московско-Курском регионе МЖД, а его станции вошли в Московско-Курский центр организации работы железнодорожных станций ДЦС-1.

В конце 2000-х — начале 2010-х годов на дороге присутствовало грузовое движение, а также пассажирское движение ретропоездов с паровозами в экскурсионном режиме. После начала полномасштабной реконструкции объём грузового движения существенно снизился и на ряде участков движение было временно прекращено, а движение ретропоездов отменено.

Экскурсионный паровоз Су251-58 на перегоне Канатчиково-Воробьёвы Горы, 1992 год. Фото: https://pastvu.com.
Экскурсионный паровоз Су251-58 на перегоне Канатчиково-Воробьёвы Горы, 1992 год. Фото: https://pastvu.com.

Реконструкция и запуск кольца

Официальное решение о перезапуске дороги было принято в 2012 году. Реконструкция МОЖД проводилась в 2012-2016-е годы.

В ходе реконструкции была проведена замена путей на бесстыковые для бесшумного движения поездов, произведена реконструкция мостов, осуществлена электрификация линии, сооружены остановочные пункты, интегрированные с транспортно-пересадочными узлами, сооружён третий главный путь на большей части кольца для грузового движения, обновлена система сигнализации и автоблокировки на линии.

С 2014 года действующими грузовыми станциями остались: Черкизово, Лефортово, Лихоборы, Пресня, а также примыкающая к кольцу станция Новопролетарская.

В 2014-2015-х годах велось активное строительство новых остановочных пунктов для пассажиров, все они были выполнены по оригинальным проектам. Все они были оборудованы турникетами, на которых действуют единые билеты московского метрополитена и городского уличного транспорта.

30 июля 2015 года было открыто моторвагонное депо «Подмосковная», предназначенное для обслуживания пассажирских электропоездов, курсирующих по Малому кольцу МЖД.

Проектирование и строительство дроги велось под обозначением Московская кольцевая железная дорога (МКЖД). В июне 2016 года было объявлено о том, что на схемах Московского метрополитена система будет обозначена как Вторая кольцевая линия метрополитена, однако в июле того же года система получила официальное название "Московское центральное кольцо (МЦК)".

Официальный запуск линии с пассажирами состоялся 10 сентября 2016 года в присутствии президента России В.В. Путина и мэра Москвы С.С. Собянина. Причём в течение первого месяца с начала эксплуатации (с 10 сентября по 10 октября включительно) проезд на МЦК был бесплатным.

В.В. Путин и С.С. Собянин на запуске МЦК, 10 сентября 2016 года. Фото: kremlin.ru.
В.В. Путин и С.С. Собянин на запуске МЦК, 10 сентября 2016 года. Фото: kremlin.ru.

Для грузовых перевозок и технологического движения используется новый, построенный на большей части линии третий главный путь. Грузовое движение на МКЖД обслуживается в основном тепловозным парком локомотивного депо Лихоборы-Окружные. После открытия пассажирского движения, несмотря на электрификацию линии в 2016 году с учётом третьего главного пути, на ней сохраняется тепловозная тяга грузовых поездов. По состоянию на 2017 год на кольце имеется 12 действующих технических станций (Владыкино, Ростокино, Белокаменная, Черкизово, Лефортово, Андроновка, Угрешская, Кожухово, Канатчиково, Пресня, Серебряный Бор и Лихоборы).

Тепловоз 2М62 на перегоне Андроновка-Угрешская, 2020 год. Фото: https://vk.com/nikzd95_photographer.
Тепловоз 2М62 на перегоне Андроновка-Угрешская, 2020 год. Фото: https://vk.com/nikzd95_photographer.
Памятник, посвящённый 100-летию МОЖД. Установлен на станции Лихоборы. Фото: liveinmsk.ru.
Памятник, посвящённый 100-летию МОЖД. Установлен на станции Лихоборы. Фото: liveinmsk.ru.

Что касается подвижного состава, то для запуска на МЦК предлагались три разных модели: электропоезд ЭГ2Тв «Иволга», разработанный Тверским вагоностроительным заводом, электропоезд ЭС2Г «Ласточка» (Siemens Desiro) разработки немецкого концерна Siemens с локализацией производства на отечественном заводе Уральские локомотивы и электропоезд ЭД4М (модификация ЭД4М-500) производства Демиховского машиностроительного завода.

21 января 2016 года окончательный выбор подвижного состава для МКЖД сделан в пользу электропоездов «Ласточка», планировавшиеся ранее электропоезда ЭД4М-500 так и не были изготовлены, а в ноябре 2017 года стало известно, что поезда модели «Иволга» будут эксплуатироваться на строящихся Московских Центральных Диаметрах.

Поезд  ЭГ2Т "Ласточка" на станции МЦК Шелепиха. Фото: wi-fi.ru.
Поезд ЭГ2Т "Ласточка" на станции МЦК Шелепиха. Фото: wi-fi.ru.

В итоге, МЦК имеет:

  • 31 остановочный пункт;
  • 6 мостов через реки;
  • 32 путепровода;
  • 22 соединительные ветви;
  • связь с 10 линиями метро и 10 радиальными железнодорожными направлениями;
  • 25 пересадок на метро и 12 пересадок на пригородные направления ж/д;
  • 131 примыкающий к станциям подъездной путь и 159 обслуживаемых предприятий.

Что касается дальнейших перспектив МЦК, то вскоре на ней откроется три пересадки: со станции ЗИЛ на станцию ЗИЛ Троицкой линии и станцию ЗИЛ Бирюлёвской линии, а также со станции Крымская на станцию Крымская Троицкой линии.

Интересные факты

1. Движение поездов с пассажирами осуществляется с 05:45 до 01:00. В часы пик электрички по кольцу ходят каждые 4 минуты, а во внепиковое время — каждые 8. При этом часы пик отличаются в будни и в выходные: в рабочие дни их два: с 07:30 до 11:30 и с 16:00 до 21:00; а по выходным и праздникам пиковым считается интервал с 12:30 до 18:00.

2. На МЦК сохранилось большое количество оригинальных зданий и построек бывших станций и полустанков: Потылиха, Пресня, Кутузово, Серебряный Бор, Лихоборы, Белокаменная, Кожухово.

Полустанок Потылиха раньше и сейчас. Фото: bangkokbook.ru.
Полустанок Потылиха раньше и сейчас. Фото: bangkokbook.ru.

Все они были выполнены в едином стиле – из красного кирпича с белой отделкой.

3. В 2019-м году в бывшем станционном здании платформы Пресня (между станциями Шелепиха и Зорге) был открыт Музей Московской окружной железной дороги. Сам павильон бывшей станции является памятником архитектуры начала XX века. Экспозиция музея подробно рассказывает историю МОЖД и ее трансформации в МЦК, на стендах можно увидеть исторические документы, инженерные чертежи и макеты, а также артефакты железнодорожного транспорта прошлого столетия.

4. Единственной подземной станцией МЦК является станция Площадь Гагарина, все остальные находятся на поверхности земли. Также, станция является одним из двух железнодорожных подземных остановочных пунктов столицы (второй — ж/д платформа Аэропорт Внуково Киевского направления).

Станция Площадь Гагарина. Источник фото: https://bluesmaker.livejournal.com.
Станция Площадь Гагарина. Источник фото: https://bluesmaker.livejournal.com.

5. Самой загруженной станцией кольца является Площадь Гагарина (вероятно это обусловлено быстрой и удобной пересадкой на станцию метро Калужско-Рижской линии Ленинский проспект), а самой малолюдной — Белокаменная (станция находится посреди крупнейшего национального парка "Лосиный остров").

6. Крытая пересадка на станции метрополитена без выхода на улицу присутствует на 7 остановочных пунктах МЦК: Площадь Гагарина, Кутузовская, Деловой центр, Шелепиха, Владыкино, Локомотив и Нижегородская. В остальных случаях пассажирам приходится выходить из метро на улицу и идти к станции МЦК, самое большое расстояние от станции МЦК Угрешская до ближайшей станции метро — Волгоградский проспект (более километра). На радиальные направления железных дорог полностью крытая пересадка на декабрь 2021 года имеется на следующих остановочных пунктах: Стрешнево, Лихоборы, Ростокино и Нижегородская.

7. Что интересно, станция МЦК Автозаводская расположена прямо внутри эстакады Третьего транспортного кольца.

Станция МЦК Автозаводская. Фото: shnyagi.net.
Станция МЦК Автозаводская. Фото: shnyagi.net.

8. Необычная ситуация произошла с Андреевским железнодорожным мостом через Москву-реку. Мост был построен в 1905-1907, использовался на МОЖД, не раз ремонтировался и существовал до 1999 год.

Строительство Андреевского железнодорожного моста, 1908 год. Фото отсюда: https://pastvu.com.
Строительство Андреевского железнодорожного моста, 1908 год. Фото отсюда: https://pastvu.com.

Так как мост уже не соответствовал современным нагрузкам, было принято решение его разобрать и построить в этом месте сразу два новых моста: железнодорожный и автомобильный.

Андреевский железнодорожный мост, 1985 год. Фото: https://pastvu.com.
Андреевский железнодорожный мост, 1985 год. Фото: https://pastvu.com.

Чтобы сохранить старый Андреевский мост как памятник имеющий инженерное и архитектурное значение, главную его часть, арку, использовали для постройки нового пешеходного моста в полутора километрах ниже по течению реки (в парк Горького). Новый Андреевский мост был построен в 1999-2000-х годах.

Теперь старый Андреевский мост также носит название Пушкинский (назван по набережной) является пешеходным и соединяет Пушкинскую набережную Нескучного сада с Фрунзенской набережной.

На этом на сегодня всё. Спасибо, что прочитали до конца! Будем признательны за подписку, лайк и комментарию. Оставайтесь с нами, впереди много интересного. Удачи и пока!