Найти в Дзене

Зачем нужен SMART-стандарт?

Оглавление

«Стандарты и качество», ноябрь 2023.
Рубрика: Цифровизация.
Автор(ы): Ольга ДЕНИСОВА, Светлана ДМИТРИЕВА.

Эксперты Консорциума «Кодекс» и Информационной сети «Техэксперт» рассказывают о пользе, которую документы в SMART-формате принесут разным субъектам экономики, и объясняют, почему будущим пользователям самим следует задуматься о конкретных моделях использования SMART-стандартов — и как можно скорее.

23 октября 2023 г. Росстандарт утвердил долгожданный предварительный национальный стандарт (ПНСТ) «Умные (SMART) стандарты. Общие положения» [1] — первый нормативный документ, фиксирующий концептуальную основу национальной SMART-стандартизации. Документ вступит в силу 1 февраля 2024 г., и начнется период его трехлетней апробации. Экс­перты Кон­сорциума «Кодекс», работавшие над ПНСТ в рамках проектного технического комитета «Умные (SMART) стандарты» (ПТК 711), советуют и разработчикам, и потребителям стандартов подключаться к его тестированию как можно скорее — по двум причинам.

Во-первых, трехлетний период действия ПНСТ рассчитан как раз на тестирование и получение активной обратной связи от пользователей стандарта, которая в дальнейшем по­служит для его актуализации.

Во-вторых, сама концепция SMART-стандартов (как на национальном, так и на международном уровне) появилась в ответ на чаяния бизнес-сообщества. Руководитель Росстан­дарта Антон Шалаев еще в 2021 г. на конференции «Маши­­ночитаемые стандарты» отметил, что именно предприятия, и в первую очередь промышленные, просят о выпуске национальных документов по стандартизации в современных цифровых форматах, которые бы не тормозили, а напротив, подталкивали цифровую трансформацию экономики. Вскоре после конференции был сформирован ПТК 711 — и вот спустя два года плодотворной работы и напряженных дискуссий готов первый документ, которым официально можно пользоваться при разработке SMART-стандартов, а также инструментов их создания и применения.

Эксперты Консорциума «Кодекс» много раз рассказывали о разных аспектах SMART-стандартизации: предпосылках появления концепции SMART-стандартов и международном опыте [2], особенностях российской SMART-стандартизации, ее нормативной и методологической базе, которая создается в рамках ПТК 711 [3], и конкретных технологических реше­ниях, уже функционирующих на платформе «Техэксперт» [4]. Мно­гим участникам рынка прозвучавших аргументов и собственного опыта цифровой стандартизации достаточно: получив введенный в действие ПНСТ, они сразу начнут его применять. Другие по-прежнему не уверены, зачем конкретно их предприятию SMART-стандарты, как они помогут цифровизировать бизнес-процессы и какую принесут осязаемую пользу.

В данной статье авторы попробуют на примерах объяснить, зачем SMART-стандарт нужен отдельному предприятию, двум контрагентам, всей цепочке добавленной стоимости и цифровой экономике в целом.

ЦИФРОВАЯ НЕПРЕРЫВНОСТЬ

Чтобы разобраться, чем SMART-стандарт поможет отдельному цифровому предприятию, сначала взглянем на знакомую всем схему технологического развития производства, от Пер­вой промышленной революции к Четвертой (рис. 1).

Рис. 1. Поступательное развитие производственных технологий (сверху — промышленные революции, снизу — технологические уклады по циклам Кондратьева)
Рис. 1. Поступательное развитие производственных технологий (сверху — промышленные революции, снизу — технологические уклады по циклам Кондратьева)

Председатель ТК/МТК 22 «Информационные технологии», а также Межотраслевого совета по стандартизации в сфере информационных технологий при Комитете Российского сою­за промышленников и предпринимателей по промышленной политике и техническому регулированию Сергей Головин неоднократно в своих выступлениях на отраслевых мероприятиях подчеркивал парадоксальность концепции Ин­ду­стрии 4.0. Сами по себе выделенные ее создателями технологии не являются новыми, а их развитие и распространение радикально на производительность не влияют. Цифровизация сильно продвинула вперед налоговую, финансовую и банковскую сферы, торговлю и государственные услуги, но промышленность, призванная быть драйвером экономики, остается довольно консервативной по всему миру. Редкие исключения (небольшие демонстрационные «безлюдные» производства амбассадоров Индустрии 4.0 — немецких автомобильных гигантов) только подтверждают это правило, поскольку всерьез не масштабируются.

Что же мешает Четвертой промышленной революции, в российских нормативных документах обозначаемой как «цифровая трансформация»*, воплотиться в жизнь? Немецкие разработчики концепции Индустрии 4.0 выделили шесть ее «болевых точек» и создали по ним рабочие группы. Речь идет об эталонных архитектурах и стандартах, сценариях технологий и приложений, безопасности сетевых систем, правовых рамках, обучении и повышении квалификации, цифровых бизнес-моделях. С. Головин отмечает, что и для российских реалий работа по этим направлениям совершенно необходима [5].

Наличие подобных проблем приводит к тому, что цифро­визация бизнес-процессов в промышленности остается частичной. В то же время полноценная цифровая трансфор­мация экономики подразумевает не точечное внедрение «технологий Индустрии 4.0» в работу предприятия, но создание на их основе полноценной и бесшовной цифровой среды, охватывающей все бизнес-процессы, помогающей оптимизировать их с помощью современных инструментов и сводящей к минимуму все «аналоговые» взаимодействия. Бесшовность интеграции, цифровая непрерывность передачи данных (digi­tal data continuity) является чрезвычайно важным фактором: согласно исследованиям агентства Tech-Clarity именно она помогает участникам рынка сокращать сроки разработки, снижать количество ошибок, повышать исполнительскую дисциплину и в конечном счете быстрее выводить на рынок более качественные продукты [6].

Для того чтобы необходимые данные непрерывно передавались с одного этапа жизненного цикла продукции на другой по цифровым каналам, они должны быть изначально переведены в цифровую форму. А поскольку бо́льшая часть данных о продуктах, бизнес-процессах и их участниках зафиксирована в документах (нормативно-правовых актах, внешних стандартах и стандартах организации, технических заданиях, технических условиях и т.д.), логично перевести на машинный язык именно содержащиеся в них требования и разработать механизмы передачи этих требований по всей цепочке добавленной стоимости. И ответом на такую потребность без преувеличения всей цифровой экономики становятся SMART-стандарты.

ЗАЧЕМ SMART-СТАНДАРТ ОТДЕЛЬНОМУ ПРЕДПРИЯТИЮ, ОТРАСЛИ И ВСЕЙ ЭКОНОМИКЕ В ЦЕЛОМ?

SMART-стандарт играет огромную роль в жизни умного цифрового предприятия. Если обычный стандарт — это фундамент бизнес-процессов, то SMART-стандарт помимо фундамента закладывает и полноценную систему снабжения предприятия нормативной информацией. С помощью SMART-стандартов и обрабатывающей их SMART-системы можно доставить необходимые нормативные требования напрямую исполнителю — без временных потерь и ошибок при переносе. Причем разные типы данных, содержащихся в SMART-стан­дарте, будут предназначаться для разных исполнителей и помогать в решении разных задач.

Согласно ПНСТ «Умные (SMART) стандарты. Общие положения» содержимое SMART-стандарта делится на три типа — машиночитаемое, машиноинтерпретируемое и машинопонимаемое. Первый тип данных предназначен для воспроизведения документа в человековоспринимаемой форме — с его помощью специалист может ознакомиться с текстом документа и проанализировать его самостоятельно. Для облегчения этой работы существует второй тип содержимого — машиноинтерпретируемое. Оно позволяет создавать человеко­ориентированные аналитические сервисы, в частности выделять из документа отдельные требования. Применяет тре­бования в таком случае по-прежнему человек, но SMART-стандарты и созданные на их базе SMART-сервисы позволяют сэко­номить много ресурсов на поиске, анализе и подборе этих требований под конкретную задачу, а также снизить ко­личество ошибок при передаче информации и адресно до­ставить те или иные требования к рабочему месту специа­листа. Такие человекочитаемые требования и другие SMART-данные можно экспортировать во внешнее прикладное программное обес­печение и автоматизировать проверку их актуальности.

В свою очередь, машинопонимаемое содержимое SMART-стандарта позволит передавать в другие информационные системы и напрямую на оборудование машинопонимаемые данные, а также создавать машиноориентированные SMART-сервисы. Например, если машиноинтерпретируемое содержимое позволяет лишь точечно отслеживать изменение тех или иных нормативных требований прямо изнутри CAD-системы** (что само по себе уже большой шаг вперед), то машинопонимаемое позволит автоматизированно применять те или иные нормативные изменения к текущему проекту.

Однако для качественного скачка в производительности экономики мало цифровизировать отдельные предприятия — нужно, чтобы они взаимодействовали друг с другом в циф­ровой среде. И здесь тоже на помощь приходят SMART-стандарты. Стандартизированные документы в SMART-фор­мате — мощный инструмент кооперации, который позволяет разным организациям обмениваться более полными данными, в т.ч. без участия человека, только на уровне информа­ционных систем (рис. 2).

Рис. 2. Роль SMART-стандартов в кооперации двух производственных предприятий
Рис. 2. Роль SMART-стандартов в кооперации двух производственных предприятий

Схема на рисунке является примером взаимодействия двух высокоцифровизированных производственных предприятий с высокой степенью взаимной интеграции, но подобные примеры можно придумать для любых двух контрагентов. Речь может идти не только об обмене информацией между двумя производителями, но и о сертификации, аккредитации, экспертизе проектной документации и любых других видах взаимодействия. Приведем пример: по действующему законодательству все объекты капитального строительства, возводимые с привлечением бюджетных средств, уже сейчас должны проходить государственную экспертизу с обязательным предоставлением информационной модели объекта, размеченной кодами классификатора строительной информации. Пока что процесс проверки такой модели крайне трудоемок, хотя органы государственный экспертизы постоянно пытаются его усовершенствовать и автоматизировать. SMART-стандарты и построенные на их основе умные сервисы в перспективе позволят облегчить автоматизацию таких проверок — как предприятию-разработчику, так и органу государственной экспертизы. Скорость прохождения проекта по стадиям жизненного цикла таким образом ускорится в разы.

Еще один пример — обмен данными, необходимыми для осуществления закупок товаров, материалов и услуг. Один из самых перспективных промышленных классификаторов в ми­ре — европейский ECLASS — начинался именно как инструмент автоматизации закупок, а также унификации данных для разных частей больших холдингов. Обмен документами в машинопонимаемом формате с единообразно закодированными свойствами товаров поможет оформлять закупки, с одной стороны, быстрее, а с другой — эффективнее, сокращая стадию проб и ошибок, что особенно важно в условиях импортозамещения.

Только так, шаг за шагом переводя все взаимодействия в цифровую среду (на уровне сначала отдельного предприятия, затем двух контрагентов и, наконец, всей цепочки добавленной стоимости), получится построить высокоэффективную цифровую экономику. SMART-стандарты могут стать ключевым фактором такой цифровизации, но для этого необходимо выполнение ряда условий. И первое — активное участие бизнес-сообщества в разработке и распространении SMART-стандартов.

ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ SMART-СТАНДАРТОВ

Важно отметить, что SMART-стандарт — это не хранилище умного контента, который волшебным образом цифровизирует все бизнес-процессы нажатием на одну кнопку. Безусловно, к SMART-стандарту как контейнеру данных можно приложить какие-то готовые решения в виде программного кода, баз данных и т.д., но его главное назначение не в этом.

Назначение SMART-стандартов — быть не просто контентом, но базой для создания умных человеко- и машиноориентированных сервисов, которые можно реализовать только в рамках специализированных информационных систем, использующих SMART-стандарты. В случае успешной апробации первого ПНСТ на SMART-стандарты нас, будем надеяться, ожидает настоящий бум в развитии как SMART-стандартизации, так и SMART-систем и SMART-сервисов. Однако для того чтобы это принесло существенную пользу экономике и привело к повышению производительности, бизнесу следует принимать в разработке SMART-стандартов и SMART-сервисов активное участие.

Подразумевается, что ПТК 711 «Умные (SMART) стандарты» задаст нормативную и методологическую рамку для создания и применения SMART-стандартов, но не будет разрабатывать SMART-стандарты для всех отраслей экономики. К этой работе должны активно подключаться отраслевые технические комитеты — входящим в них организациям виднее, каким именно машиноинтерпретируемым и машинопонимаемым контентом нужно насыщать SMART-стандарты, чтобы реализовать нужные для пользователей документа SMART-сервисы.

Заинтересованным в развитии отрасли предприятиям следует, во-первых, активно участвовать в деятельности собственных технических комитетов и продвигать разработку новых стандартов именно в SMART-формате, а во-вторых, создавать внутренние SMART-стандарты организации — посколь­ку ни один, даже самый подробный и проработанный национальный стандарт не способен закрыть все потребности отдельного представителя отрасли в цифровых нормативных данных. Зато такой национальный стандарт может стать качественной базой для разработки на его основе стандарта организации, необходимого для поддержки конкретных бизнес-процессов.

И для работы технических комитетов, и для стандартизации в рамках отдельного предприятия или группы компаний уже созданы и постоянно развиваются конкретные программные решения на цифровой платформе «Техэксперт». Специалисты Консорциума «Кодекс» не только более 30 лет выпускают профессиональные справочные системы для разных отраслей экономики и развертывают на ведущих промышленных предприятиях России уникальные системы управления нормативной и технической документацией. Среди проектов, реализованных разработчиками цифровой платформы «Техэксперт», есть и предназначенные для работы технических комитетов — в частности, совместно с ТК/МТК 22 был запущен пилотный проект «Интегрированная платформа стандартизации» [7]. Платформа предназначена в том числе для средне- и долгосрочного планирования разработки стандартов и заточена под анализ уже существующей базы стандартов — как отечественных, так и зарубежных.

Но те сервисы, которые актуальны для одного технического комитета или отдельного предприятия, могут быть совершенно не востребованы другим. Задача специалистов каждого предприятия, стремящегося к цифровизации, — самостоятельно или с помощью сторонних организаций найти ответ на вопрос, зачем им нужны SMART-стандарты. Какие сервисы необхо­димы предприятию для применения нормативных и технических документов в основных и вспомогательных бизнес-процессах — и какие данные нужно заложить в SMART-стандарты, чтобы реализация этих сервисов стала возможной? Чем скорее и деятельнее руководители каждого предприятия поставят перед собой эти вопросы, найдут ответы и изыщут ресурсы для закрытия собственных потребностей, тем быстрее и эффективнее пройдет цифровая трансформация всей российской экономики.

* Пример: Распоряжение Правительства РФ от 6 ноября 2021 г. № 3142-р «О стратегическом направлении в области цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности».
** CAD (computer-aided design) — система автоматизированного проектирования.


ЛИТЕРАТУРА
1. Денисова О.А., Дмитриева С.Ю. Стандарт на SMART-стандарт: документ в деталях // Стандарты и качество. — 2023. — № 10. — С. 44—48.
2. Денисова О.А., Дмитриева С.Ю. SMART-стандарты: нормативные доку­менты для цифровой экономики будущего // Стандарты и качество. — 2023. — № 6. — С. 42—44.
3. Денисова О.А., Дмитриева С.Ю. SMART-стандартизация в России // Стандарты и качество. — 2023. — № 7. — С. 42—46.
4. Денисова О.А., Дмитриева С.Ю. «Техэксперт»: инструменты для SMART-стандартизации // Стандарты и качество. — 2023. — № 8. — С. 54—57.
5. Головин С.А., Лоцманов А.Н., Тихомиров С.Г. Цифровая трансформация стандартизации требует системного подхода и практических действий // ИТ-Стандарт. — 2023. — № 3. — С. 1—18.
6. Brown J. How to stop missing product development due dates. URL: https://www.solidworks.com/sites/default/files/
2021-06/solidworks-tech-clarity-npd-due-dates-eBook_V2.pdf (дата обращения 16.10.2023).
7. Головин С.А., Лоцманов А.Н., Тихомиров С.Г. Интегрированная платформа стандартизации: информационные технологии // Стандарты и качество. — 2023. — № 9. — С. 60—65.

***
РИА «Стандарты и качество»
Тел. +7 (495) 771-66-52, пишите на e-mail: podpiska@mirQ.ru
или оставляйте заявку на нашем сайте
https://ria-stk.ru

Присоединяйтесь к сообществам издательства «Стандарты и качество»:
VK:
https://vk.com/ria_stk
YouTube:
https://www.youtube.com/channel/UCvW86WE6yIaFNZqK5swi70A

#СТандартыиКачество