Найти тему
Зарплата.ру

Кем работать в онлайн-шопинге: востребованные профессии, вакансии и зарплаты

Обороты маркетплейсов растут космическими темпами — рванул вверх и спрос на специалистов. Какие профессии востребованы, как им обучиться, на какие зарплаты рассчитывать — узнаете из статьи.

Благодарим за экспертизу:

Максима Одинцова — основателя сервиса аналитики LikeStats, селлер на маркетплейсах

Антона Харламова — CEO агентства по работе с маркетплейсами Wildberries, OZON, Яндекс Маркет, Сбермегамаркет

Новое лицо старых профессий

Маркетплейсы сформировали особую нишу на рынке труда. Как и офлайн-магазинам, им нужны закупщики, экономисты, юристы, маркетологи, логисты, кладовщики и другие специалисты — только с расширенным функционалом и поправкой на цифровую среду. Так, сотрудники ПВЗ (пункт выдачи заказов) должны грамотно вести товарный учет и параллельно общаться с клиентами — выдавать заказы, отвечать на вопросы о товаре, принимать претензии. Дизайнеры товарных карточек — не только красиво оформлять картинки и видео, но и анализировать рынок, выявлять УТП (уникальное торговое предложение).

Появились узкие специализации, например:

  • seo-специалисты, которые продвигают карточки товаров на площадке
  • копирайтеры для описания товаров
  • юристы, защищающие продавцов в спорах с маркетплейсом
  • фотографы, которые занимаются съемкой товаров

Максим Одинцов считает, что совсем новой можно назвать только профессию «менеджер по работе с маркетплейсами». Эти люди выполняют комплекс задач.

  • Работают с интерфейсом: регистрируют аккаунт продавца, заводят карточки товаров, формируют поставки в системе, отслеживают заказы, отвечают на отзывы.
  • Ведут финансы: проверяют отчеты реализации, разбираются с ошибками в начислениях, занимаются ценообразованием.
  • Отвечают за оформление карточки: фото, видео, дизайн и инфографика.
  • Занимаются продвижением товара: проводят seo-оптимизацию, настраивают внутреннюю рекламу на маркетплейсе.
  • Контролируют складские запасы: рассчитывают объем поставок на склады, планируют даты поставок, следят за логистикой.
  • Анализируют спрос и предложение, занимаются конкурентной разведкой.

Пример актуальной вакансии — оклад 130 тысяч рублей + процент, пятидневка, официальное оформление, оплачиваемые отпуска и больничные.

Линейные позиции и топ-менеджмент

В двух словах — нужны все и везде. Пройдитесь по своему району, наверняка увидите два-три ПВЗ, которых еще полгода назад не было. И так по всей стране. Больше заказов — больше рабочих рук для их обработки и доставки, узких специалистов и топ-менеджеров.

Антон Харламов отмечает, что к линейному персоналу на стартовые позиции требования минимальны, работодатели готовы взять кандидатов совсем без опыта, активно ищут людей по всем каналам — от сайтов вакансий до Telegram-каналов. В топе запросов курьеры, работники складов, операторы ПВЗ.

Совет: если ищете работу в этой сфере, наберите в поисковой строке на Зарплате.ру «маркетплейс» — увидите в выборке много предложений, например:

С другой стороны, идет битва за высококвалифицированных специалистов, в том числе управленцев и айтишников. Маркетплейс — это не только сайт-витрина, в нем куча подразделений, чью работу нужно оцифровывать. Поэтому нужны разработчики — frontend, backend, devOps, специалисты Data Science. Почуяв спрос, многие IT-компании сфокусировались на теме маркетплейсов. Например, команда Максима Одинцова много лет создавала и продвигала сайты, а теперь переквалифицировалась под потребности рынка, один из основных их продуктов — сервис аналитики.

Также нужны топ-менеджеры для управления процессами, к примеру:

Зарплаты и условия соблазнительные, при этом от кандидатов ждут релевантного опыта:

-2

Максим Одинцов отмечает, что в сфере онлайн-шопинга много фрилансеров, которые предпочитают удаленку.

Недавно мы искали менеджера по работе с маркетплейсами в офис на стандартный рабочий день и столкнулись с тем, что большинство кандидатов начинают «выторговывать» себе условия. Например, приезжать в офис раз в неделю или вообще работать только из дома, даже если живут в этом же городе. Отчасти это объясняет позиция бизнес-тренеров и онлайн-школ — будто работа с маркетплейсами идеальна как дополнительный заработок в свободное время.

А уж дизайнеры карточек, фотографы, копирайтеры еще меньше озабочены официальным трудоустройством. Как правило, это самозанятые или ИП — выполняют разовые работы по договору подряда и тут же ищут новых заказчиков.

Что почитать по теме: Как начинающему фрилансеру собрать крутое портфолио

А где учиться?

-3

Сегодня из каждого утюга приглашают на тренинги и обучение в сфере маркетплейсов. К сожалению, эта ниша никак не регламентируется — нет единых профстандартов, зато есть легионы инфоцыган. Поэтому часто выпускники таких курсов обладают очень поверхностными знаниями и уходят из профессии при первых трудностях. Стоимость обучения на платной основе стартует от 15-20 тысяч рублей, учеба занимает несколько месяцев, чаще всего проходит полностью дистанционно.

Маркетплейсы стараются решить проблему: Ozon разработал обучающую платформу Ozon University, Wildberries запустил программу обучения менеджеров.

Но мало уметь заполнять карточку, надо анализировать конкурентов, понимать логику поисковых алгоритмов, разбираться в метриках рекламных кампаний и обладать знаниями из разных сфер: от психологии покупателя до интернет-маркетинга.

Антон Харламов советует найти работодателя, который готово обучать и давать возможности для развития.

Отличными стартовыми позициями могут быть: помощник менеджера по маркетплейсам, сотрудник ПВЗ, начинающий специалист по поиску ходового товара. Зарплата начинается от 30-40 тысяч рублей. Будьте готовы, что большинство работодателей предложат формат самозанятости или договор ГПХ.

Карьерная лестница здесь работает хорошо. Наберетесь опыта — и уже через несколько месяцев сможете претендовать на карьерный рост и прибавку к зарплате.

Материал по теме: Пустите меня в айти! Два проверенных способа для новичков