Найти тему
Петр Свирин

Тайна Ливонской войны

Взятие Нарвы 21 мая 1558 г.
Взятие Нарвы 21 мая 1558 г.

В истории так бывает, что истинные причины событий порой совсем неочевидны и необязательны. Чаще всего в этих случаях, особенно при отсутствии полных и достоверных источников, рождаются версии, авторы которых пытаются реконструировать ход событий, объяснить причины того или иного решения участников и творцов истории на том или ином этапе.

В ходе исторических расследований специалисты обрабатывают значительное количество документов, вещественных свидетельств исторических событий, пытаются найти и понять логику принятия тех или иных решений. В истории нашей страны таких событий было немало.

Иван Грозный в годы Ливонской войны
Иван Грозный в годы Ливонской войны

Одному из них, Ливонской войне 1558-1583 годов, посвящен наш рассказ. Принято считать, что царь Иван грозный вел знаменитую Ливонскую войну за выход к Балтийскому морю. Попытаемся понять, была ли это основная задача московского царя, или имели место и другие причины.

Казалось бы, версия обретения выхода к Балтийскому морю для укрепления своего влияния в этом регионе и организации морской торговли имеет полное право на существование, если бы не одно обстоятельство: в состав Московского царства XVI века уже входила часть южного побережья Финского залива от Иван-города до Невы. Эта полоска морского берега была дика и абсолютно не освоена. Понятно, что затраты на освоение этой части Балтийского побережья и устройство морской гавани были бы значительны. Но они ни в какое сравнение не идут с затратами на войну в этом регионе с крупными государствами, какими в то время были Великое княжество Литовское, Польша и Швеция.

Изучая вопрос о строительстве верфи в Нарве и строительстве кораблей, для флота на Балтике я столкнулся с прямо противоположными версиями. Один из исследователей этого вопроса, журналист и историк Д. В. Петров, утверждает, что ни в одном российском документе XVI века ни слова не говорится о какой-то необходимости выхода к морю. Об этом молчат летописи, посольские грамоты, публицистические сочинения, дипломатическая переписка. Ни Иван Грозный, ни его бояре, ни думные дьяки никогда не говорили о Ливонской войне, как способе «выйти к морю». 11 мая 1558 года войска Ивана Грозного захватили Нарву, портовый город. Но о размещении там своего флота, организации торговли речи не было. Хотя этой гаванью пользовались бороздившие воды Балтийского моря шведские, датские, английские и голландские суда. Кстати, следует отметить, что Нарва находилась в руках русских целых 23 года.

По мнению Д. В. Петрова события не подтверждают укоренившееся в исторической науке мнение будто Иван Грозный «неудержимо стремился к Балтийскому морю». Тем более, что поражение в Ливонской войне привело к утрате значительных территорий, в том числе и части южного побережья Балтийского моря.

В то же время в интернете существует значительное количество статей со ссылками на материалы Полного собрания русских летописей (ПСРЛ) о том, что «среди свершений Ивана IV этого периода – попытка создания регулярного русского флота и портов для выхода в Балтийское море. Работали на верфи мастера из Холмогор и Вологды – их царь посылал за рубеж «для присмотра, как на западе льют пушки да строят корабли». Первую казённую верфь Иван IV основал в Нарве. Приглашённый из Англии мастер Джон Каттерлинг построил большую галеру и бригантину. Но эти корабли грозному царю не понравились, и он выгнал мастера.

Подтверждением намерений Ивана Грозного создать флот на Балтике служит информация о том, что в июле 1557 года по приказу Ивана IV в Лужской губе началось возведения первого русского порта на Балтике. Руководил строительством окольничий Дмитрий Семёнович Шастунов, которому помогал военный инженер Иван Григорьевич Выродков: «Того же года, Июля, поставлен город от Немец усть-Наровы-реки Розсене у моря для пристанища морского корабельного. Того же года, Апреля, послал царь и Великий князь окольничьего князя Дмитрия Семёновича Шастунова да Петра Петровича Головина да Ивана Выродкова на Иван-город, а велел на Нарове ниже Иван-города на устье на морском город поставить для корабленного пристанища» – ПСРЛ. Т. XIII. – Ч.I. – С. 281–284.

Портовые сооружения были построены в течение 3 месяцев, и вскоре Иван Грозный запретил новгородским и псковским купцам торговать в Нарве и Ревеле, а только через этот русский порт. Но, в свою очередь, Ливония и Ганза не пропускали европейских купцов в новый русский порт.

Кроме того, шведский флот развернул охоту на торговые суда, которые шли к нам. Польша, у которой не было флота, превратила вассальный Данциг и ливонский Пернау-Пярну в свои военно-морские базы, «нарвское мореплавание» практически было уничтожено. Иван Васильевич хотел «ответить», нужен был флот. У Руси в Поморье и Новгородчине были люди, знакомые с морем, из которых можно было набрать команды, были плотники, которые могли построить корабли. Но не было штурманов, морских военспецов. Идею создания мощного русского флота на Балтике пришлось претворить в жизнь другому русскому царю – Петру I.

И царь придумал блестящий план. На угрозу шведского и польского пиратства по совету своих царственных датских коллег он решил ответить тем же. Но это уже совсем другая история. Рассказ об адмирале Карстене Роде, пирате Ивана Грозного, уже в работе.

Р.S. Версия Дмитрия Петрова о том, что основной целью Ливонской войны было завоевание земель для раздачи высшим сановникам нашла своё подтверждение при более глубоком изучении материалов о событиях Ливонской войны. Задолго до её окончания первые земельные владения по распоряжению Ивана Грозного были переданы «боярским детям», которые были лояльны по отношению к Ивану Грозному и служили опорой для него.