Найти в Дзене

Игровые методики в обучении: как использовать их дома

Со стороны образовательный процесс в онлайне часто выглядит похожим на компьютерные игры, особенно в глазах представителей старшего поколения. «Опять за свои игрушки засел», — говорит бабушка, смотря, как внук добросовестно делает домашнюю работу на ПК. С её точки зрения, любое мельтешение пёстрых окон на экране — «игрушки», т.е. бесполезная трата времени.

Но во-первых, всё не так, и ребёнок правда занимается, а во-вторых и в-главных, нынешние цифровые развлечения (как и их бумажные/настольные аналоги) — отнюдь не абсолютное зло, и многие приёмы и механизмы оттуда с большой пользой переносятся в учебную сферу.
Расскажем, как это лучше и грамотнее сделать в домашних условиях.

Разнообразных игровых методик в образовании существует немало. Их классифицируют по масштабу (одиночный элемент, метод из нескольких составляющих или полноценная игра), по цели (дидактические — расширение кругозора и освоение нового, развивающие — улучшение имеющихся навыков и закрепление материала, социализирующие — приучение к нормам и правилам коллектива/общества и т.д.) и по виду (игры-путешествия, соревнования, сюжетно-ролевые игры и т.п.).
Что же из этого широкого ассортимента пригодится детям на «удалёнке»? Многое! Безусловно, крупные игры и состязания Вам подготавливать не нужно, такие мероприятия периодически проводит сама школа, вовлекая целые классы или параллели. На семейном уровне лучше взять те или иные инструменты, хорошо знакомые юным геймерам, и попробовать внедрить их в повседневную жизнь:

1. Система «ачивок», т.е. достижений. По сути, это игровизация положительной обратной связи, поощрения ученика и его дальнейшей мотивации. Сообщи сыну или дочери, что в конце года будут десять контрольных, и ты рискуешь погубить их тягу к знаниям на корню. Но расскажи им, что в этом сезоне можно получить 10 ачивок, и отношение сразу поменяется. Ведь писать проверочные работы — это скучно и нервно, а собирать уникальную коллекцию наград — приятно и увлекательно! Самое удивительное, что для достижения позитивного эффекта виртуальные кубки и медали даже не нужно дублировать чем-либо материальным, некими подарками (хоть это, конечно, и поможет). Сама по себе атмосфера сбора достижений добавляет азарта и подталкивает идти на занятия, особенно если добавить состязательный аспект между одноклассниками — кто наберёт больше, кто быстрее и т.д.

2. Система «прокачки уровня», т.е. постепенного и последовательного расширения своих умений, возможностей и талантов. Структура школьных классов максимально напоминает путь игрового персонажа: первый уровень, второй, третий… — с каждой ступенью открывается больше знаний и способностей, разблокируются новые приёмы и сферы исследования. Попробуйте подробно расписать весь этот десятилетний маршрут для Вашего ребёнка, визуализировать его в виде схемы непрерывного развития: вот здесь ты научишься тому-то и тому-то, после следующего испытания получишь такие-то возможности, а, повысив класс до 10-го, сможешь выбрать ту или иную специализацию. Изучив картину в целом, школьник более вероятно почувствует ценность постижения предметов, захочет успешно выполнить все задания и «пройти до конца» среднее образование. Как и в п.1, Вы можете добавить материальное поощрение в виде ощутимых наград за важные свершения, но снова это не требуется в обязательном порядке.

3. Рейтинговая система, т.е. взаимное сравнение результатов, определение своего статуса относительно других учеников. Возможность попасть на первую строчку сводной таблицы, на некий пьедестал, существенно подстёгивает желание совершенствоваться, оттачивать мастерство и бороться за лидерские позиции до упора. Это работает в «Тетрисе», это работает и в учёбе по интернету.

Какой можно сделать вывод? Если правильно внедрить ряд игровых элементов в сетевое обучение, это не снизит серьёзность происходящего, а, напротив, повысит уровень позитивной мотивации, заинтересованности и вовлечённости учащегося, — сделает гранит науки чуть мягче, аппетитнее и приятнее на вкус!

Игровые методики в обучении: как использовать их дома
Игровые методики в обучении: как использовать их дома