В Челябинске молодежное криминальное движение началось намного раньше, чем в Казани. Причиной этому был ослабленный контроль комсомола и партии над советской молодежью индустриального города.
В то же самой Казани роль трудящихся в смычке с партией и комсомолом играла большую роль в профилактике воспитания молодежи, что позволяло не допускать массовый беспредел вплоть до развала страны. В Челябинске этот процесс был пущен на самотек, к нравственному воспитанию подрастающего поколения относились формально и оно воспитывалось улицей, а улица формировала свои нравственные кодексы и ориентиры, основанные на праве сильного.
В 70-е Челябинск рос стремительно, в промышленный город прибывало население из других регионов и городов, в надежде быстрее получить квартиру и повышенное благоустройство. Целые кварталы старых бараков и рабочие поселки сносились, их жителей переселяли в спальные районы, где вновь прибывшая молодежь пыталась отстраивать свои уличные порядки, под влиянием местных уголовников конечно.
Подчинение старшим и культ силы — вот основные параметры молодежных банд того времени, в которые были втянуты школьники с 5 по 9 класс.
В каждом районе существовали свои молодежные группировки. "Лампасники" населяли Ленинский район Челябинска, который в то время считался самым криминальным.
Название это пошло от спортивных штанов с лампасами, которые стали неотъемлемым атрибутом, визитной карточкой молодежи этого района. Если на штанах не было лампасов — их пришивали специально. Кстати, у штанов была и цветовая дифференциация, лампасы черно-красного цвета могли носить только в других районах, потому что лампасники их считывали как "Смерть Ленинскому району".
Если не было возможности нашить лампасы — скупали в киосках значки с Лениным, демонстрируя принадлежность к Ленинскому району. А на стенах домов появились вот такие знаки:
Когда появились видеосалоны, в которых западные и американские герои демонстрировали свое превосходство над злодеями и властью — молодежь массово подалась в подвальные качалки и секции бокса, наращивая мускулы и навыки боя для будущих битв со "злом". Кто именно "зло" — подсказывали старшие.
Сначала молодежь районов отстаивала территориальное разделение (туда не ходи — сюда ходи) и в соседние районы ездить не рекомендовалось. Чревато было драками и мелким хулиганством, которое сочилось из подворотен и подъездов. Но полноценными бандами эти молодежные группировки назвать было нельзя, лишь в начале 90-х всё свалилось в банальный криминал (грабежи и разбои, кражи, рэкет, иногда убийства).
Ну и закончилось так же, как и в других городах того времени. Те кто целенаправленно шел после 9 класса доучиваться в 10-11 и поступали в вузы, они и не втягивались в эти разборки, их ждала другая жизнь. А остальные...
После армии большинство ребят входило в ум, устраивались на работу, заводили семьи. Те, кто пошел по наклонной — отсидели в колониях и еще больше втягивались в криминал, участвуя в преступных сообществах, настоящих бандах. И жизнь, конечно, большинство таких ребят наказала. Достаточно почитать таблички на кладбищенских памятниках 90-х-2000-х годов.