Люблю Ремарка. Однажды я решила, что должна прочитать у него всё. Не за раз, конечно, а постепенно. И вот потихоньку читаю. Недавно «спутешествовала» в Лиссабон, провела там целую ночь))
Заметила, что «Ночь в Лиссабоне» перекликается с «Триумфальной аркой». И там, и там:
- главный герой – немецкий эмигрант
- у человека, с которым главный герой случайно знакомится на первых страницах, только что умер кто-то близкий и лежит в гостиничном номере
- Франция
- дыхание войны
- воспоминания о Гестапо
- у главного героя есть враг, гестаповец, с которым судьба их сталкивает во Франции
- любовь
- потеря любимой женщины
Но это, конечно, совсем другая история.
Пассажирский пароход, пункт назначения которого – Америка, готовится к предстоящему отплытию из Лиссабона. На набережной встречаются два немецких эмигранта. Один из них очень хотел бы уплыть в Америку, но у него нет билета. А у другого билет есть, но плыть он никуда уже не хочет и предлагает случайному знакомцу свой билет в обмен на то, что тот просидит с ним в кафе до утра. У Шварца, так зовут обладателя билета, умерла жена, она лежит на кровати в их съёмной комнате. Жену заберут только утром, и Шварцу нужно как-то до этого времени дожить. Ему необходим собеседник, но не просто для того чтобы скоротать время. Он хочет рассказать кому-то их с женой историю, передать своё прошлое на хранение другому человеку. Ведь память
…пожирает сама себя, как сказочный феникс, чтобы мы могли жить дальше, чтобы она нас не уничтожила...
…Потому я вам и рассказываю. Впредь вы будете хранить его, и у вас оно вне опасности. Ваша память не попытается, как моя, стереть его, чтобы спасти вас. У меня оно в плохих руках…
История Шварца начинается с того, что, нелегально прожив во Франции пять лет, он вдруг решает поехать в Германию и посмотреть, как там его жена. Он не знает, жива ли она, или, может, уже вышла замуж за другого, но сердце рвётся к ней, и он уступает сердцу, хоть и понимает, что поездка на родину для него очень опасна. Его в любой момент может остановить патруль, могут узнать знакомые и донести.
Вопреки всем опасностям и препятствиям, встреча с женой происходит, и жена вдруг решает бежать из Германии с ним, хотя ей там ничто не угрожает. Шварц пытается отговорить её, но Хелен непреклонна. В дальнейшем их ждут скитания по предвоенной, а после – оккупированной Франции, лагеря для немецких беженцев, очередная разлука и очередная встреча, побег в Лиссабон и разлука окончательная…
Как всегда у Ремарка, пронзительно, трагично, антивоенно, важно. Вообще, каждая книга Ремарка – это разговор о важном.
«Ночь в Лиссабоне» стала шестым прочитанным мной романом этого автора. Дальше в планах «Возвращение» и «Искра жизни».