Манэкинэко — кот, приносящий счастье
Эта история произошла в далеком 1615 году в Токио. Однажды настоятель всеми позабытого и разрушающегося от ветхости храма приютил бездомного кота. Денег на ремонт и достойное содержание обители не было, и взять их было неоткуда. Вот и пожаловался как-то настоятель своему коту на жестокую судьбу, завершив речь словами: «Киска, я не виню тебя за то, что ты не помогаешь, в конце концов, ты всего лишь кот. Вот если бы ты был человеком, тогда бы ты мог что-нибудь сделать для нас».
Через некоторое время после этого разговора, возвращаясь из победоносного похода, мимо храма проезжал местный князь, владетельный дайме Ии Наотака (1590-1659). Увидел кота дайме и, наверное, проехал бы мимо, как вдруг кот помахал ему лапкой. Князь удивился, зашел в храм, познакомился с настоятелем, после разговора с которым дал денег на ремонт здания, сделавшегося впоследствии родовым храмом рода Ии.
С тех пор каждую весну в храме проходят церемонии в честь кошачьего благодетеля.
Амулеты с изображением манэкинэко традиционно выпускаются трех цветов: белые, красные и черные. Черных котов особенно почитали купцы из Киото, в то время как в Токио (старое название Эдо) их побаивались, черный кот, как и у нас, связывался там с несчастьями и болезнями. Хотя не исключено, что именно поэтому черные кисы являлись талисманами, способными устрашить духов опасных болезней. В то время как амулеты с красными котами помогали против кори.
Имеются три особо значимых элемента в фигурке манэкинэко: нагрудник, монета и поднятая лапа. К сожалению, до наших дней не дошло точной рекомендации, какая лапа должна быть поднята. В целом считается, что левая лапа приманивает деньги, а правая удачу.
Монетка на шее кота появилась в связи с легендой о добром коте, укравшем четыре золотых монеты у своего богатого и жадного хозяина с тем, чтобы отдать их больному соседу, нередко подкармливавшего котика рыбкой. Нагрудник связан с синтоистским божеством Дзидо, покровителем детей и путников.
Изготовляются коты-манэкинэко из фарфора, папье-маше или из глины. В храмах ставят каменные изваяния манэкинэко.
Интересно, что игрушки-талисманы, которых в Японии превеликое множество, отнюдь не стоят подобно идолам где-нибудь на домашнем алтаре, влияя оттуда на жизнь семьи.
Ребенок не вдается в подробности, для чего взрослые подкладывают ему в колыбельку симпатичного котика с поднятой лапкой. Он воспринимает талисман как очередную игрушку и возится с ним, отдавая любимой зверушке всю свою любовь и заботу. Таким образом, как считают японцы, осуществляется контакт ребенка с миром духов, богов и предков. Талисман охраняет его, очищает и, при необходимости, наделяет своими силами.
Кошки буддистского монастыря Нга-Пхе-Куанг
В Мьянме на озере Инле, где люди живут в хижинах, сплетенных, подобно корзинам, из бамбука, а эти хижины стоят на сваях прямо на воде. Словно изящные гнездышки на курьих ножках. Посреди озера возвышается буддистский монастырь Нга-Пхе-Куанг, прозванный местными жителями «монастырь прыгающих кошек». Собственно, сначала был построен монастырь, а уж потом к святому месту приросла деревня.
В этом монастыре с древнейших времен монахи дрессируют кошек, которые, подобно цирковым тиграм, прыгают через обручи или через согнутые кольцом руки человека. Когда-то давно, когда монастырь представлял собой странствующую секту, монахи зарабатывали себе на жизнь цирковым представлением, которое показывали, путешествуя из деревни в деревню. Не было бы кошек, монахи давно бы уже умерли с голоду. Но пушистые прыгуны так нравились людям, что они щедро платили монахам за возможность насладиться представлением. Так что на скопленные деньги те в конце концов смогли обустроить свой монастырь на озере, и теперь туда приезжают туристы, посмотреть на монастырских котов и кошек.
Это был фрагмент из книги "Mona murr. Книга о выдающихся котах и кошках", которую можно полностью прочитать на АТ: https://author.today/work/178235