Найти тему
Нескучная классика

Много читаете? Давайте проверим, насколько хорошо вы разбираетесь в русской литературе на примере диалогов из 5 произведений (Часть 31)

Открываешь новую книгу и предвкушаешь приятное времяпрепровождение. Порой перед чтением я сначала пролистываю книгу, смотрю на размер глав и на наличие диалогов. Если в произведении много диалогов, значит чтение будет идти легко и быстро. Читать сплошные массивы текста, особенно если это описания, бывает очень тяжело. А диалоги вдыхают жизнь в произведение, дают героям высказаться и из собственных уст сообщить читателям о чем-то значимом.

Предлагаю перейти к диалогам. Сегодня нас ждут разные произведения. Давайте проверим свои знания!

Reapers Resting in a Wheat Field (1885) by John Singer Sargent. Original from The MET Museum. Digitally enhanced by rawpixel.
Reapers Resting in a Wheat Field (1885) by John Singer Sargent. Original from The MET Museum. Digitally enhanced by rawpixel.

1. « - Спасите, дайте обогреться и спрячьте до вечера.
Батюшка спрашивает:
- А что вы, светы мои, со сносом или просто беглые?
_______ говорит:
- Ничего мы ни у кого не унесли, а бежим от лютости ______ и хотим уйти в турецкий Хрущук, где уже немало наших людей живет. И нас не найдут, а с нами есть свои деньги, и мы вам дадим за одну ночи переночевать золотой червонец и перевенчаться три червонца. Перевенчать, если можете, а если нет, то мы там, в Хрущуке окрутимся.
Тот говорит:
- Нет, отчего же не могу? я могу. Что там еще в Хрущук везть. Давай за все вместе пять золотых, - я вас здесь окручу.
И ______ подал ему пять золотых, а я вынула из ушей камариновые серьги и отдала матушке».

Откуда этот диалог? Назовите произведение.

2. « - Я, сударыня, ничего не знаю, - проговорила она и вдруг заплакала.
- Лжете вы! – крикнула барыня и злобно сверкнула на нее глазами. – Мне все известно! Я давно уже знаю вас! Я знаю, в последний месяц он просиживал у вас каждый день!
- Да. Так что же? Что ж из этого? У меня бывает много гостей, но я никого не неволю. Вольному воля.
- Я говорю вам: обнаружена растрата! Он растратил на службе чужие деньги! Ради такой… как вы, ради вас он решился на преступление. Послушайте, - сказала барыня решительным тоном, останавливаясь перед _______. У вас не может быть принципов, вы живете для того только, чтоб приносить зло, это цель ваша, но нельзя же думать, что вы так низко пали, что у вас не осталось и следа человеческого чувства! У него есть жена, дети… Если его осудят и сошлют, то я и дети умрем с голода… Поймите вы это! А между тем есть средство спасти его и нас от нищеты и позора. Если я сегодня внесу девятьсот рублей, то его оставят в покое. Только девятьсот рублей!»

Откуда этот диалог? Назовите произведение.

3. « - Но как же это так? Ведь, это же чудовищно!.. Это чудовищно, господа, - повторил он, обращаясь к жабам в террарии, но жабы спали и ничего ему не ответили.
Он помолчал, потом подошел к выключателю, поднял шторы, потушил все они и заглянул в микроскоп. Лицо его стало напряженным, он сдвинул пустоватые желтые брови.
- Угу, угу, - пробурчал он, - пропал. Понимаю. По-о-нимаю, - протянул он сумасшедше и вдохновенно глядя на погасший шар над головой, - это просто.
И он вновь опустил шипящие шторы и вновь зажег шар. Заглянул в микроскоп, радостно и как бы хищно, осклабился.
- Я его поймаю, - торжественно и важно сказал он, поднимая палец кверху – поймаю. Может быть и от солнца».

Откуда этот диалог? Назовите произведение.

4. « - Да три полсотни с лишком надо будет приложить, - сказал _______ и сжал при этом значительно губы. Он очень любил сильные эффекты, любил, любил вдруг как-нибудь озадачить совершенно и потом поглядеть искоса, какую озадаченный сделает рожу после таких слов.
- Полтораста рублей за ______! – вскрикнул бедный ______, вскрикнул, может быть, в первый раз от роду, ибо отличался всегда тихостью голоса.
- Да-с, - сказал ______, - да еще какова _______. Если положить на воротник куницу да пустить капишон на шелковой подкладке, так и в двести войдет.
- _______, пожалуйста, - говорил _______ умоляющим голосом, не слыша не стараясь слышать сказанных ______ слов и всех его эффектов, - как-нибудь поправь, чтобы хоть сколько-нибудь послужила.
- Да нет, это выйдет: и работу убивать и деньги попусту тратить, - сказал ________, и ______ после таких слов вышел совершенно уничтоженный».

Откуда этот диалог? Назовите произведение.

5. « - Жалко, что вы не хотите со мной лететь, жалко, - он качнул головой, - люди шарахаются от меня, как от бешеного. Через четыре дня я покидаю землю и до сих пор не могу найти спутника. – Он опять зажег спичку, пустил клуб дыма. – Какие вам нужны данные?
- Наиболее выпуклые черты вашей биографии.
- Это никому не нужно, - сказал ______, - ничего замечательного. Учился на медные гроши, с двенадцати лет на своих ногах Молодость, годы учения, работа, служба, - ни одной черты, любопытной для ваших читателей, ничего замечательного, кроме… - ______ вдруг насупился, резко обозначились морщины у рта. – Ну, так вот… Над этой машиной, - он ткнул трубкой в сторону лесов, - работаю давно. Постройку начал два года тому назад. Все!
- Во сколько приблизительно месяцев вы думаете покрыть расстояние между Землей и Марсом? – спросил _______, глядя на кончик карандаша.
- В девять или десять часов, я думаю, не больше».

Откуда этот диалог? Назовите произведение.

6. « - Я так и думал, что ему не подняться, - вслух сказал _______. – Жалко.
- Да что у него, собственно, было?
- Доктора не могли определить. То есть определяли, но различно. Когда я видел его последний раз, мне казалось, что он поправится.
- А я так и не был у него с самых праздников. Все собирался.
- Что, у него было состояние?
- Кажется, что-то очень небольшое у жены. Но что-то ничтожное.
- Да, надо будет поехать. Ужасно далеко жили они.
- То есть от вас далеко. От вас все далеко.
- Вот не может мне простить, что я живу за рекой, - улыбаясь на ______, сказал _______. И заговорили о дальности городских расстояний, и пошли в заседание».

Откуда этот диалог? Назовите произведение.

7. « - Ты велишь здесь накрывать? – спросила ______.
- Да, я сама так думала сначала… Но теперь вечера такие холодные. Уж лучше в столовой. А мужчины пусть сюда уходят курить.
- Будет кто-нибудь интересный?
- Я еще не знаю. Знаю только, что будет наш дедушка.
- Ах, дедушка милый. Вот радость! – воскликнула _______ и всплеснула руками. – Я его, кажется, сто лет не видала.
- Будет сестра _____ и, кажется, профессор _______. Я вчера, ______, просто голову потеряла. Ты знаешь, что они оба любят покушать – и дедушка и профессор. Но ни здесь, ни в городе – ничего не достанешь ни за какие деньги. _______ отыскал где-то перепелов – заказал знакомому охотнику – и что-то мудрит нам ними. Ростбиф достали сравнительно недурной, - увы! – неизбежный ростбиф. Очень хорошие раки.
- Ну что ж, не так уж дурно. Ты не тревожься. Впрочем, между нами, у тебя у самой есть слабость вкусно поесть.
- Но будет и кое-что редкое. Сегодня утром рыбак принес морского петуха. Я сама видела. Прямо какое-то чудовище. Даже страшно».

Откуда этот диалог? Назовите произведение.

8. « - Ей-богу, ничего не слышу! – отвечал он. – Надобно вам сказать, что у меня в левом ухе сидел таракан. В русских избах проклятые кацапы везде поразводили тараканов. Невозможно описать никаким пером, что за мечение было. Так вот и щекочет, так и щекочет. Мне помогла уже одна старуха самым простым средством…
- Я хотел сказать… - осмелился прервать ______, видя, что _____ с умыслом хочет поворотить речь на другое, - что в завещании покойного _______ упоминается, так сказать, о дарственной записи… по ней следует-с мне…
- Я знаю, это вам тетушка успела наговорить. Это ложь, ей-богу, ложь! Никакой дарственной записи дядюшка не делал. Хотя, правда, в завещании и упоминается о какой-то записи; но где же она? никто не представил ее. Я вам это говорю потому, что искренно желаю вам добра. Ей-богу, это ложь!»

Откуда этот диалог? Назовите произведение.

9. « - Может быть, вам лучше знать. Итак, вам угодно спорить, - извольте. Я рассматривал виды Саксонской Швейцарии в вашем альбоме, а вы мне заметили, что это меня занять не может. Вы это сказали оттого, что не предполагаете во мне художественного смысла, - да, во мне действительно его нет; но эти виды могли меня заинтересовать с точки зрения геологической, с точки зрения формации гор, например.
- Извините; как геолог, вы скорее к книге прибегнете, к специальному сочинению, а не к рисунку.
- Рисунок наглядно представит мне то, что в книге изложено на целых десяти страницах.
_______ помолчала».

Откуда этот диалог? Назовите произведение.

10. « - А, ну… как хотите… гам… (Последовало минутное молчание.) Я, с моей стороны, вы знаете, что могу… и искренно вам добра желаю.
- Понимаю вас, _______, понимаю; я вас совершенно понимаю теперь… Во всяком случае, извините меня, что я вас обеспокоил, _______.
- Гм… Нет, я вам не то хотел говорить. Впрочем, как угодно. Медикаменты по-прежнему продолжайте…
- Буду продолжать медикаменты, как вы говорите, _______, буду продолжать и в той же аптеке брать буду… Нынче и аптекарем быть, _______, уже важное дело…
- Как? в каком смысле вы хотите сказать?
- В весьма обыкновенном смысле, _______. Я хочу сказать, что нынче так свет пошел…
- Гм…»

Откуда этот диалог? Назовите произведение.