Красота музыки многосложна и осязаема. Помимо основного мелодического рисунка композиторы всегда включают специальные украшения — мелизмы, с помощью которых музыка приобретает особые оттенки и ту самую выразительность, за которую мы любим искусство.
О том, что такое мелизмы в музыке и какими они бывают, пойдет речь в этой шпаргалке.
Что такое «мелизмы»?
Мелизмами называют вставные мелодические фигуры, выступающие в роли украшений. Они никак не влияют на ритм и размер основной мелодии, но меняют длительность предстоящей ноты или той, которую украшает мелизм.
Изначально мелизм являлся фигурой исключительно вокальной и представлял собой распев одного слога: это «кружево», вплетенное в исполнение без влияния на общий ритм. Мелизмы были популярны в фольклорном, церковном, оперном пении, но к XVII веку нашли распространение и в инструментальном исполнении. Посредством мелизмов композиторы старались передать звуки окружающего нас мира: голос, плач, птичье пение, звуки ветра и дождя.
Мелизмы фиксируются на письме с помощью специальных символов или вспомогательных маленьких нот, указанных рядом с основной (той, которую украшают). Однако такие украшения могут исполняться и импровизационно, если музыкант посчитает это уместным.
Наиболее употребительными мелизмами считаются:
- группетто;
- форшлаг;
- трель;
- мордент;
- вибрато.
Важно: Некоторые мелизмы актуальны одновременно для инструменталистов и для вокалистов. Но отдельно выделяются исключительно вокальные мелизмы (например, петли) и мелизмы для конкретных инструментов (флажолет для гитары).
Теперь, когда мы примерно понимаем, что такое мелизмы, рассмотрим каждый из них подробнее.
Форшлаг
Форшлаг — это украшение, которое состоит из одного или более звуков и предшествуют звуку основной мелодии. Существует два вида форшлагов:
1. Короткий форшлаг
Короткий форшлаг обычно не влияет на длительность украшаемого звука, но укорачивает предыдущий. Таким образом, короткий форшлаг звучит как будто из-за такта, делая акцент на основной ноте. Короткий форшлаг, состоящий лишь из одной ноты, обозначается маленькой восьмой с перечеркнутым штилем. Если форшлаг состоит из двух или более звуков, то он обозначается маленькими шестнадцатыми.
2. Длинный форшлаг
Длинный или долгий форшлаг может состоять только из одного звука и обязательно влияет на длительность украшаемой ноты. Длинный форшлаг «отбирает» половину или две трети длительности основного звука и обозначается маленькой нотой, в два раза короче украшаемой. Штиль не перечеркивается. Ниже изображено, как обозначается и как исполняется длинный форшлаг.
Мордент
Мордент — это мелодическое украшение, представляющее собой быстрое чередование ограниченного числа звуков. Он всегда исполняется за счет длительности основной ноты и не влияет на окружающие звуки.
Морденты бывают двух видов:
1. Простой мордент
Данный мелизм состоит из трех звуков:
- основной звук;
- вспомогательный, который находится на секунду (то есть, полтона или тон) выше/ниже основного;
- основной звук.
Но как понять, каким будет вспомогательный звук? Ответ прост: по изображению символа. Если мордент не перечеркнут, вспомогательный звук должен находиться на полтона или тон выше. Если он перечеркнут, то мордент исполняется «снизу».
Важно: над и под мордентом может указываться бемоль, диез или бекар для обозначения специфического, нетипичного для тональности движения звуков. Если мордент перечеркнут, знак альтерации указывается снизу. Если он не перечеркнут, знак располагается над мордентом.
2. Двойной мордент
Двойной мордент строится и функционирует точно так же, как и простой его вариант, но состоит из пяти звуков:
основной-вспомогательный-основной-вспомогательный-основной
Символ, используемый для обозначения двойного мордента, тоже удлиняется. Таким образом, данный мелизм — это тот же простой мордент, который также исполняется за счет длительности основного звука, но при этом он не должен превышать половины его длительности.
Трель
Трель, один из наиболее популярных и сложных мелизмов, можно считать развернутой формой мордента. Трелью называют быстрое чередование двух звуков одинаковой длительности.
Обозначается трель сочетанием букв «tr» над нотой. В трели участвует только основной и верхний вспомогательный звуки. Нижний вспомогательный звук можно услышать крайне редко, но иногда он добавляется в самом конце трели и обозначается перечеркнутым мордентом. В таком случае, основной звук единожды опевается.
С трелью можно экспериментировать, только если музыкант уверен в своих силах. Ученикам и студентам стоит играть трель равномерно, однородно, неторопливо, так как это считается классическим вариантом исполнения.
Вибрато
Вибрато — это мелодическое украшение, суть которого заключается в периодическом изменении высоты, силы и тембра. Изначально вибрато называли продолжением, вариацией трели. Лишь спустя время вместе с собственным термином вибрато приобрело и различные трактовки.
Важно: из-за неоднозначного определения некоторые музыковеды относят вибрато к исполнительским приемам, хотя большинство все же считает его мелизмом. Можно самим ответить на вопрос: украшает ли вибрато композицию или же является ее частью?
Вибрато очень часто становится импровизационным явлением у вокалистов и духовиков. Если на струнных инструментах (например, гитаре) вибрато достигается путем колебания пальцев, то для духовиков и вокалистов вибрато — это пульсация, вибрация воздушного потока.
На письме вибрато либо вообще не отображается (так как относится к исключительно исполнительской манере), либо обозначается так же, как и трель, волнистой линией, но без «tr» над украшаемой нотой.
Вибрато — это красивый прием, но злоупотреблять им нельзя, так как в современном исполнительском искусстве все же отдают предпочтение не перегруженному звучанию мелодии.
Группетто
Группетто, что очевидно из названия, — это мелизм, состоящий из группы нот (основного, вспомогательного нижнего и верхнего), которая опевает основной звук. Длительность группетто определяется его расположением:
- если символ расположен над нотой, то длительность не меняется;
- если символ указан между нотами, мелизм отнимает половину длительности первого звука.
В современной нотации данный мелизм упоминается редко, но при обращении к классике музыкального искусства его можно обнаружить достаточно часто. Поэтому его обозначение (знак подобия из геометрии или же незаконченный знак бесконечности) стоит запомнить сразу.
Положение знака альтерации при группетто имеет значение. Если он находится над значком группетто, это значит, что опевание начнется с верхнего вспомогательного звука, а знак применяется к нижнему вспомогательному.
Когда бемоль, диез или бекар стоит под символом, опевание начинается с нижнего вспомогательного звука, а верхний меняется под влиянием указанного знака альтерации.