Во время прямой линии, совмещённой с пресс-конференцией, российский президент признался, что не просто любит читать поэта Михаила Лермонтова, но и задаётся вопросом, «как такие гениальные люди того времени мыслили, какие были ценности, как это соотносится с сегодняшним днём». А в начале декабря нацлидер совсем не зря нанёс визит в Пятигорск, где встретился с юными активистами в центре «Машук», названном так в честь легендарной горы, на северо-западном склоне которой 15 (27) июля 1841 года произошла роковая для Михаила Лермонтова дуэль с майором Мартыновым. Таким образом, только за один нынешний декабрь президент, получается, дважды ввёл в актуальную политическую повестку Лермонтова. Ни один другой поэт пока что не удостаивался столь пристального внимания действующего главы российского государства, ещё и дважды подряд с интервалом всего в пару недель.
Михаил Юрьевич Лермонтов и впрямь, как сказал его коллега Евгений Евтушенко, был в России больше, чем поэт. Как офицер он, например, участвовал в специальной военной операции того времени на Кавказе, благодаря чему сумел соединить службу Родине и творческую деятельность. Конечно, сейчас в России тоже есть такие литераторы, которые отправлялись в окопы. Взять писателя Захара Прилепина, служившего заместителем командира батальона в армии ДНР. Но если Прилепин поехал на фронт добровольцем, то обе командировки Лермонтова на Кавказ проходили для него, как сказали бы сейчас, в формате мобилизации. Причём оба раза повестки поэту поступали практически с самого верха самодержавной власти за допущенные им нарушения законов той поры.
Первая отправка в горячую точку последовала в ответ на стихотворение «На смерть поэта», посвящённое Пушкину. В финальных строчках Лермонтов выступил почти в стиле нынешних оппозиционеров из числа творческой интеллигенции, но в отличие от них не отбыл в спасительную эмиграцию, а остался дожидаться своей участи по месту прописки. Как и сегодняшние несогласные, Лермонтов тогда серьёзно раскритиковал власть и обвинил «Свободы, Гения и Славы палачей» жадною толпой стоящих у трона. По современным меркам после такого творческого и политического демарша Лермонтов должен был быть включён в список иноагентов, а то и стать фигурантом дела о дискредитации властной вертикали. Но вместо уголовного преследования система отправила поэта в офицерских погонах в Северо-Кавказский регион, что серьёзно разнится с соответствующими нынешними подходами.
Михаил Лермонтов к тому времени уже был известен своим ранее написанным стихотворением «Бородино», в котором воспел русского солдата, сражающегося с западным неприятелем. И он же сочинил «Предсказание» – о том, что «наступит год, России чёрный год, когда царей корона упадёт, забудет чернь к ним прежнюю любовь». Но зато была и поэма «Мцыри», в которой говорилось не только о драме своенравного юного пленника, но и о присоединении Грузии к России, а ещё о том, что «такой-то царь, в такой-то год, вручал России свой народ». Не обошёл Лермонтов и тему релокантов, раскрытую в небольшом, но ярком стихотворении «Прощай, немытая Россия», в котором попрекнул народ за избыточную преданность голубым жандармским мундирам. В общем, если разобраться, отношения с властью у Лермонтова сложились весьма непростые, а подчас они и вовсе обострялись до предела. Но при этом офицер Лермонтов оставался верен присяге, храбро сражался на фронте, а за бой на реке Валерик получил орден Святого Станислава III степени.
Президент России не случайно ещё 10 лет назад на митинге в Лужниках восклицал, цитируя Лермонтова: «Ребята! не Москва ль за нами?»
Очевидно, что строки именно этого поэта в представлении нацлидера ярче всего олицетворяют ключевые политические и военные проекты современности. Вместе с тем, по признанию президента, образ поэта и его творчество с годами и развитием событий открываются новыми гранями, формируя аналогии с сегодняшним днём и меняющимися реалиями. Конечно, сосланного на кавказскую спецоперацию Лермонтова трудно, с одной стороны, сравнить с теми бойцами СВО, которые отправляются на украинский фронт в статусе штрафников и так же, как и поэт, получают медали и ордена за храбрость в сражениях. С другой стороны, как погибший Лермонтов удостоился, как говорят, тёплых, хотя и неоднозначных слов императора Николая I, так и, например, глава ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин тоже был помянут президентом по заслугам, в том числе и с позитивными оценками своего патриотического подвижничества.
Впрочем, наряду с творчеством Михаила Лермонтова президент России в ответе на вопрос о своих читательских предпочтениях явно неспроста назвал и Уголовный кодекс. Такой сигнал с вершины власти вполне может означать призыв к соблюдению правил, законов и границ не только теми, кто их и так почти всегда соблюдает, но и теми, кто привык позволять себе больше других в силу положения или таланта.