"Люди мне презренны, я - презренней всех"
Не замечали ли вы, сколько времени в современном мире уделяется депрессии? Это слово уже настолько широко используется, что найти человека, не слышавшего его хотя бы раз – задача непростая. Но это ведь такой же медицинский термин, как церебральный паралич или рахит (болезни, суть которых знает куда меньшее количество людей). Что снискало депрессии такую незавидную славу? Чтобы разобраться, нужно копнуть чуть глубже нашего привычного понимания этой болезни. А оно зачастую оказывается куда более спутанным, чем нам может показаться.
"Депрессия - это рождение и смерть, это в одно и то же время возникновение чего-то нового и полное исчезновение чего-то прежнего".
© Эндрю Соломон
Свои среди чужих: сколько нас таких
Для начала, чтобы понимать масштабы трагедии (а это действительно устрашающие цифры), обратимся к статистике. США по праву считается одной из стран с самыми высокими показателями депрессии, и в основном благодаря американскому влиянию болезнь приобрела такую всемирную известность. Еще в начале века Национальный институт психического здоровья предоставил данные исследований, по которым около 3% всех американцев (а это 19 миллионов человек) страдали хронической депрессией. Более двух миллионов из них были детьми.
Нетрудно догадаться, что сейчас цифры стали куда более высокими. По недавним оценкам Our World In Data около 3,4% населения планеты страдает депрессией. Это около 264 миллионов человек во всем мире. В среднем выходит, что каждый 1 взрослый из 15 страдает депрессией, а каждый 6 хотя бы раз в жизни с ней столкнется. По данным из отчёта Всемирной организации здравоохранения за 2000 год, депрессия отнимает больше лет жизни, чем воины, рак и ВИЧ/СПИД вместе взятые. Вот такая вот жизнеутверждающая статистика.
Во всем виновата химия?
Приведенные выше данные, конечно, шокируют, но не дают никакой конкретики. Что вообще такое депрессия? Из чего она складывается? Что ее усугубляет? Почему депрессия так распространена? Как с ней бороться?
Вопросов, на самом деле, больше, чем ответов. Если говорить о строении депрессии, то нельзя игнорировать тот факт, что человек состоит из химических веществ и их соединений, изучением которых занимается биология. Всё, что происходит в мозге, есть продукт химических реакций и в свою очередь порождает такие реакции. Например, детские травмы и спровоцированные ими осложнения могут изменить химию мозга. Человеческий организм следует принять как множество накладывающихся друг на друга и взаимодействующих между собой реакций.
Депрессия — это не плохое настроение. Это болезнь, химия. Лекарства, покой, постоянное наблюдение. Лучше — стационар.
© цитата из сериала Родина (2015)
При этом совокупный результат химической активности мозга не до конца ясен. Например, в классическом "Комплексном учебнике психиатрии" издания 1989 года можно найти вот такую полезную формулу: степень депрессии соответствует содержанию имеющегося в моче каждого человека 3-метокси-4-гидроксифенилгликоля, минус 3-метокси-4-гомованилиновой кислоты, плюс уровень норадреналина, минус уровень норметанефрина, плюс уровень метанефрина, разделенный на уровень гомованилиновой кислоты. На языке формул это будет выглядеть так: С1 (MHPG) – C2 (VMA) + C3 (NE) – C4 (NMN + MN)/VMA + C0.
Весь этот сложный и муторный образец вычисления приведен здесь не для того, чтобы лишний раз нагрузить ваш мозг или предоставить алгоритм расчета депрессии в домашних условиях. На самом деле, при всей своей комплексности и, на первый взгляд, точности, формула не дает никакого стопроцентно полезного результата.
"Грусть – это депрессия, пропорциональная обстоятельствам; депрессия – грусть, непропорциональная обстоятельствам."
© Эндрю Соломон
Конечно, проделав все вычисления, вы получите какую-то величину между единицей для страдающих монополярной депрессией и нулем для тех, кого постигло биполярное расстройство. А если вы получили что-то другое, то начинайте считать заново.
Сама сложность точного вычисления депрессии сводится к тому, что применить какую-либо формулу к такой эфемерной субстанции, как настроение, практически невозможно, особенно на современном этапе развития естественных наук. Трудно даже определить, какие переживания привели к депрессивному состоянию; и уж подавно невозможно понять, какими именно химическими реакциями человек отвечает на появление депрессии, как не можем мы выяснить, почему он вообще к ней предрасположен.
Козел отпущения?
Одно время в науке бытовало мнение, которое, на первый взгляд, было весьма логичным и при этом простым: должно быть, снижение какого-то гормона или уровня некоторого вещества вызывает длительные состояния подавленности. Отчего бы не сказать, что показатели того же серотонина (вещество, передающее сигналы между нервными клетками) или эндорфина (гормон чувства благополучия и естественное обезболивающее) напрямую связаны с настроением и при сокращении приводят к депрессии?
Увы, не все так просто. Безусловно, повышение уровня серотонина в мозге запускает процесс, позволяющий страдающим депрессией людям почувствовать себя лучше, но болеют они не потому, что уровень серотонина у них ниже нормального.
"Разговоры о серотонина – это часть современной нейромифологии"
© Дэвид Макдауэлл из Колумбийского университета
Добрый доктор Айболит… Уж и он в тоске сидит
В целом лечение депрессии – вещь невероятно сложная, потому что нет лекарства, которое напрямую действовало бы на ее нейтрализацию. В каком-то смысле врачам остается только борьба с симптомами, а не с самой болезнью. Но, даже учитывая все вышесказанное, сколько людей, страдающих депрессией, получает от лечения хоть какую-нибудь пользу? И снова статистика бессильна нас утешить.
"Мы находим удовольствие гораздо менее приятным, а боль гораздо более болезненной. Нам все время нужно некоторое количество забот, или печали, или нужды, как кораблю требуется балласт, чтобы не перевернуться"
© Артур Шопенгауэр
Вот о чем говорят данные, полученные Институтом исследований психического здоровья Массачусетского университета. Во-первых, среди людей, у которых проявляются все признаки депрессии, около половины либо не признают факта ее наличия, либо списывают подавленность на какие-то жизненные переживания, выбивающие из колеи. То есть уже почти 50% никаким образом с болезнью не борются. Половина от этого числа, около 25%, не получают никакого лечения ввиду некомпетентности врачей и психиатров, не умеющих диагностировать такие комплексные заболевания. Из оставшейся половины 13% получают ненадлежащее лечение, ещё 6% – неправильные дозы препаратов, ведущие к серьезным осложнениям и вынуждающие перестать их принимать. В сухом остатке, если взять во внимание абсолютно все нюансы, лишь 1-2% получают действительно оптимальное лечение болезни. А это ничтожно крохотный процент.
Но статья ведь посвящена молодежи, разве нет? Да, именно так. Все описанное выше позволяет составить общее представление о проблеме депрессии в наше время, и теперь, когда оно сформировано, можно перейти к особенностям развития психического здоровья подрастающего поколения.
"Молодость счастлива тем, что у нее есть будущее".
В последние несколько лет депрессия стала распространена до крайности, и отрицать это бессмысленно. Особенно среди детей и подростков. Свою лепту внесли современные романы, фильмы, сериалы, в которых психические расстройства и заболевания наряжаются в пестрые одежды, блистают харизмой и красноречием, и при этом все в них пропитано мудростью прожитой жизни, бременем перенесенных страданий. Но это скорее следствие, нежели причина, и вызвано оно стремительным развитием общества и бурными изменениями, происходящих в нем.
"Нам все время нужно некоторое количество забот, или печали, или нужды, как кораблю требуется балласт, чтобы не перевернуться".
© Эндрю Соломон
События прошедшего века, пусть и могут казаться нам очень далекими, по сей день продолжают оказывать на нас свое влияние. Это и промышленный переворот, и появление компьютерных технологий, и борьба за независимость, и деколонизация, и геноцид, и две мировых войны, и локальные войны, и Великая депрессия, и т.д. Прошлое во многом определило будущее.
Случаи депрессии в развитых странах наблюдаются все чаще, особенно у детей. Депрессия настигает всё более молодых людей, впервые давая о себе знать примерно в 26-летнем возрасте, на 10 лет раньше, чем у предыдущего поколения; маниакально-депрессивные состояния развиваются и того раньше.
Вот, казалось бы, и первый парадокс: время сейчас более спокойное, серьезные потрясения случаются реже, мировые войны остались позади, однако депрессия настигает людей раньше. Удивительно? На самом деле, нет. Бесспорно, в прошлом столетии депрессией страдало огромное количество людей. Но она была вызвана весьма очевидными причинами и редко встречалась у молодежи: та ещё не могла оценить происходящих ужасов в полном объеме. Современная тенденция, наоборот, показывает, что дети и подростки, у которых впереди жизнь, полная возможностей, все чаще испытывают отчаяние, и причины, его вызывающие, могут быть куда менее ясными. И все же некоторые закономерности вырисовываются четче остальных.
"Мы живём слишком близко друг к другу, чтобы быть близкими людьми. У каждого своего горести, и никто не хочет взваливать свои горести на плечи других".
© Эндрю Соломон
Истоки реки под названием "Отчаяние"
Ниже приведены самые частые на сегодняшний день психологические причины формирования и развития депрессии:
- Серьезные переживания (потеря близкого, работы, общественного статуса и положения);
- Травмирующий жёсткий опять (причем нефизическое насилие влияет на мозг в большей степени, чем физическое);
- Утрата отца или матери в детстве, уверенность родителя в собственной неполноценности;
- Наличие физического дефекта, мешающего свободному взаимодействию со сверстниками;
- Недостаток социальных контактов в самые юные годы;
- Особенности личности (например, перфекционизм) и др.
Самое пугающее – то, что, несмотря на такой длиннющий список, более чем у 35% страдающих депрессией заболевание вызвано "эндогенными причинами", т.е. причинами, которые не очевидны или вообще отсутствуют. И в связи с этим появляется новая крайность…
Ох уж эта депрессия в ноль лет
Ну кто хотя бы раз не пошутил так над излишне чувствительной натурой, ещё даже не достигшей совершеннолетия? Действительно, популяризация депрессии, вызванная, в общем-то, оправданным ростом внимания к проблемам ментального спектра, спровоцировала увеличение числа тех, кто считает, что в этой самой депрессии находится.
"Энтузиазм не может долго подхлёстывать человека. Во всякой работе существуют естественные ритмы. Сравнительно долгое нарушение их приводит к надрыву, к депрессии".
© Фазиль Абдулович Искандер
На самом деле такие люди (в основном дети) часто лишь хотят быть депрессивными (причины этого желания уже были частично описаны выше). Это стало одним из показателей "взрослости" и "крутости" – подавленность и уныние в глазах подростков накладывают на человека какой-то солидный отпечаток, делают его авторитетом, много что повидавшим в жизни.
Такая тенденция расстраивает не только потому, что болезнь становится способом самовыражения, но и по той причине, что у старшего поколения складывается пренебрежительное, несколько надменное отношение к детским проблемам. Взрослые, вспоминая свою юность, думают также о своих переживаниях и находят их пустяковыми и несерьезными. Так же они относятся к переживаниям других детей: и своих, и чужих. Они не учитывают того факта, что жизненный опыт каждого человека принципиально отличается от опыта других людей, а потому нельзя оценивать чужую жизнь через призму своей собственной. Игры молодежи в "депрессию" только подливают масла в огонь.
Поэтому вот основные отличительные черты настоящей депрессивного расстройства (они должны наблюдаться постоянно и усиливаться на протяжении не менее двух недель):
- Проблемы со сном;
- Повышенная раздражительность;
- Отказ от выполнения своих обязанностей, апатия;
- Приступы и нервные срывы (случающиеся все чаще);
- Попытки самоубийства;
- Отчуждение от окружающих и др.
Эти признаки вносят небольшую ясность, но важно помнить три вещи:
- Даже наличие всех этих симптомов не гарантирует развития депрессии;
- У человека, страдающего депрессией, может не быть ни одного из указанных выше ее проявлений;
- Диагностировать депрессию может только квалифицированный специалист, самому это сделать навряд ли удастся.
Помните: последние три пункта необходимо держать в голове.
Бой с тенью.
Так как же бороться с депрессией? Ну, с уже наступившей – только с помощью препаратов вроде прозака и курса психотерапии. Назначением определенных медикаментов в нужных дозировках и разработкой плана терапевтических бесед должен заниматься только квалифицированный психиатр, ибо все это очень индивидуально.
"Я ненавидел депрессию, но именно в депрессии познал размеры и истинные границы своей личности".
© Эндрю Соломон
Но все же есть несколько способов, с помощью которых можно предотвратить развитие психических расстройств, связанных с подавленностью:
Смените обстановку.
Человеку невероятно сложно находиться все время в одном месте: однообразие не стимулирует появления новых нейронных связей, и мозг, слишком долго пребывая в застойном состоянии, начинает заниматься самокопанием.
Поиск новых увлечений.
Советуют пробовать все: от гуманитарных до точных наук, от пассивного времяпровождения (чтения, просмотра фильмов) до активного (например, создание чего-то своими руками).
Окружите себя людьми, которые смогут вас поддержать.
Многие просто не могут рассказать о своих проблемах семье и друзьям: и стыдно, и чувство вины, и нежелание их беспокоить своими "пустяками" – все эти причины заставляют многих молчать и сносить все в одиночку. Но это к хорошему никогда не приводит, уж поверьте. В крайнем случае попробуйте найти кружок людей со схожей проблемой (хотя некоторые страдающие депрессией находят посещение подобных специально созданных групп еще более угнетающим).
Начните заниматься спортом.
Безусловно, улучшение внешнего вида может немного снизить показатели депрессии. Но цель не в этом. Занимаясь спортом и изнуряя свое тело, вы на время забываете о проблемах обыденной жизни. Поэтому используйте этот метод, даже если не занимались спортом уже несколько лет.
Смените питание.
Важно правильно питаться, чтобы организм мог бороться с болезнями, в том числе и ментальными. Недополучение витаминов снижает выработку многих гормонов, отвечающих за чувство благополучия, а частые перекусы сладким заставляют ваш уровень эндорфина скакать туда-сюда, что тоже крайне нежелательно при подавленности.
"Депрессия не есть преступление, но она способна повергнуть человека в пропасть, в какую даже преступление не может его погрузить".
© Ребе Шнеерсон
Попытайтесь начать с указанных выше пунктов, если почувствуете первые зародыши депрессии.
Всё-таки, жизнь у вас одна. Не хотелось бы провести ее в нескончаемой тоске, не правда ли?