Сегодня я хотел бы поделиться с вами своими наблюдениями и фотографиями, сделанными во время недавних поездок по Югу США, а точнее в штатах Техас, Луизиана, Алабама и Арканзас. Для удобства статья разбита на несколько тем.
Судебная система
Странно начинать с судов, не правда ли? Однако, часто, когда приезжаешь в какой-нибудь провинциальный американский городок и ищешь место для парковки в центре, неизменно попадаешь на главную площадь, где расположено здание окружного или муниципального суда. Как правило, это самое заметное и красивое здание городе, сама архитектура и размеры которого как бы говорят о том, "кто в доме хозяин". Примечательно также то, что органы исполнительной власти (мэрии и пр.) размещаются в гораздо более скромных постройках.
Вот, например, в каком довольно внушительном здании расположен суд города ЛаГранж (Техас) с населением чуть более четырех тысяч человек (по сути деревня):
Суды и все, что с ними связано, можно условно назвать своеобразной скрепой или лучше сказать "подпоркой" американского общества. У американцев есть что-то вроде поговорки: "Плюсом Америки является то, что ты можешь засудить любого, а ее минусом является то, что любой может засудить тебя".
Недаром в США, не покладая рук, трудятся порядка 1,3 миллиона юристов, не считая их помощников (т.н. paralegals). Таким образом, на каждые триста американцев приходится примерно по одному юристу. Для сравнения: инженеров в стране всего в полтора раза больше - порядка 2 миллионов.
Часто недалеко от суда располагается полицейский участок под управлением, конечно же, шерифа. Примечательной особенностью полицейского участка того же ЛаГранжа является то, что до конца 70-х годов прошлого века здешний шериф с семьей жил на втором этаже здания, а на первом располагался собственно участок и несколько камер предварительного заключения площадью не более трех-четырех квадратных метров каждая, при этом супруга шерифа готовила еду не только для детей и мужа, но и для его "подопечных".
Как вы думаете, для каких целей был предназначен этот сарайчик рядом с полицейским участком?
Правильно, это... вытрезвитель (drunk tank - буквально "емкость для пьяниц"). Задержанного укладывали прямо на пол, выстеленный соломой (ну не на пуховую же перину), а на утро выписывали ему штраф и отпускали, если он, конечно, не совершил более тяжкого правонарушения).
Ниже на фото печально известная тюрьма в г. Хантсвилл, что в часе езды от Хьюстона. В ней уже много лет приводятся в исполнение смертные приговоры. В ожидании казни осужденные могут провести много лет - благодаря сложности и запутанности американской судебной системы адвокаты могут подавать бесконечные апелляции и оттягивать исполнение приговора. Так, например, в хантсвиллской тюрьме до сих пор сидит некто Харви Эрвин - темнокожий, осужденный за убийство кассира автозаправки в 1977 году. На момент вынесения приговора ему было всего 20 лет. Скоро ему исполнится 66 лет, и, судя по тому, как тянется его дело, у Эрвина есть определенные шансы спокойно умереть в тюрьме своей смертью.
Для справки: содержание одного заключенного обходится налогоплательщикам Техаса в круглую сумму - 22 тысячи долларов в год! Для сравнения - зарплата рядового техасского полицейского всего в полтора раза больше - порядка 32 тысяч в год. Таким образом, за 47 лет, проведенных в ожидании смерти, мистер Эрвин "насидел" больше чем на миллион долларов!
Американская тюрьма - заведение не самое веселое, но и ей цветы не помешают...
Минутка мрачного юмора -для желающих навестить близких в тюрьме Хантсвилла, а заодно поиграть в казино фирма Happy House (букв. "Счастливый дом") предлагает транспортные услуги...
Политика
У политических партий здания поскромнее чем у полиции и судов. Вот как, например, выглядит "райком", а вернее окружком республиканской партии округа Уокер (Техас):
Прямо напротив расположился штаб "конкурирующей фирмы":
Так себе "райкомы", прямо скажем....
"О бедном масоне замолвите слово..."
Еще одна особенность, на которую обращаешь внимание в американской глубинке, это неизменное присутствие масонских лож. В том же Ла Гранже масоны заложили свой камень прямо в стену здания суда. Отметились, так сказать. Слово mason на камне отсутствует, но любому понятно, что означают наугольник c циркулем и слово lodge. Обратите внимание, что камень не простой, а краеугольный. Масоны как бы намекают, что они не последние люди в городе...
Уже после опубликования этой статьи я заехал еще в один техасский городок - Уортон, столицу одноименного округа, и решил проверить наугад, а что если и в этом городе масоны поставили свою метку на здании суда? И что вы думаете - она там тоже есть!
Наконец, в том же богом забытом Уортоне с населением четыре тысячи душ я обнаружил место, из которого масоны тайно, не привлекая внимания населения, управляют миром...
Вот это место:
Уортонские масоны, видимо, умело маскируются под сантехников :-) и прячутся в стенах неприметного серого домика.
Кстати, кто такие американские масоны и чем они занимаются, я уже писал. Кому интересно, может прочитать здесь.
На зданиях лож всегда висит табличка, на которой указано, по каким дням и в какое время проходят заседания членов. При этом заседания закрытые и простому человеку-профану (т.е. немасону) попасть на них невозможно, а масонам запрещается разглашать сведения о том, что происходит внутри "братства" (fraternity) - именно так они называют свою организацию.
Масонские ложи порой попадаются в самых неожиданных местах, например, у дороги в лесу:
Интересно, что хоронят американских масонов, не только на собственно масонских (а такие есть!), но и на обычных кладбищах вместе с остальной публикой, однако, на их могилы ставят надгробия с особой (естесственнно масонской) символикой. На первый взгляд выглядят они несколько зловеще, поскольку наводят на мысли о мрачных тайных культах. На самом деле (а это мало кто знает) перевернутая пятиконечная звезда использовалась христианами с незапамятных времен. Достаточно вспомнить, что именно такой символ был изображен на печати первого римского императора-христианина Константина Великого.
Надо сказать, что масоны в Америке вполне уживаются с христианскими конфессиями. Например, в техасском городке Белльвиль (Bellville) я наткнулся на старинный особняк (см. фото ниже), в котором, как гласит памятная табличка у входа, на первом этаже проводились церковные службы, а на втором - собрания членов масонской ложи. Сказано также, что первые масоны "принимали активное участие в политической, деловой, образовательной и религиозной жизни общества". В наше время, не смотря на то что ложи и масоны никуда не исчезли, тема масонства полностью исчезла из медиа-повестки. Ею интересуются только историки и любители конспирологии.
Юг и Север
Говоря о Юге США, нельзя не затронуть тему Гражданской войны 1861-1865 гг.
О том, что по крайней мере какая-то часть американского общества до сих пор, спустя более чем полтора века, расколота на условно южан-конфедератов и северян-янки, говорят конфедератские флажки, встречающиеся на юге повсеместно. Видимо, поражение тяжело забывается...
Удивился, когда узнал, что Гражданская война в США унесла ни много ни мало 620 тысяч жизней: северяне потеряли 360 тысяч, а южане - 260 тысяч человек. Причем многие из них погибли не на полях сражений, а умерли от болезней и голода.
"Библейский пояс" Америки
Путешествуя по Югу, поражаешься количеству всевозможных церквей и храмов. Окрестности Хьюстона, например, буквально усыпаны ими. Часто церквями американцы называют то, что мы бы назвали, наверное, клубом, культурным центром или еще как-нибудь, но только не церковью. Практически у каждой группы или слоя населения в США есть своя церковь, особенно в южных штатах.
Помимо общеизвестных и широкораспространенных методистcких, англиканских, баптистских и лютеранских церквей есть и так называемые внеконфессиональные, т.е. не принадлежащие к основным религиозным течениям, церкви, как, например, "Ковбойская церковь" в техасском городке Картаж (см. фото ниже).
Внешне она больше напоминает какой-нибудь ангар, склад или производственное здание, чем культовое сооружение. Один знакомый из России спросил меня в шутку: "Они что - в церковь прямо на лошади въезжают?" На лошадях вряд ли, а вот мест для парковки огромных шести- и восьмицилиндровых пикапов возле церкви предостаточно.
В церковь американцы приходят не только послушать проповедь пастора, но и посмотреть выступление самодеятельного (как правило) музыкального коллектива, обсудить актуальные вопросы местной жизни, наконец просто пообщаться. В общем в американской церкви можно заниматься всем, чем душе угодно. В рамках приличия, конечно.
Недавно, например, в соседней с нашим домом церкви с довольно необычым названием "Calvary" (букв. Голгофа) проводились утреники для детей и выставка фиалок.
У афро-американцев тоже свои, отличные от других, церкви. Часто во главе их стоят так называемые "пасторы-харизматы", т.е. религиозные лидеры, утверждающие, что они являются проводниками Святого Духа, благодаря чему они способны исцелять, пророчествовать и творить прочие чудеса.
Вот, например, на этом щите возле одной из таких церквей всех желающих приглашают на семейные религиозные мероприятия с "чудесами" (miracles):
Даже в крошечной техасской деревушке Раунд Топ (Round Top) с населением всего 80 человек, в которой я случайно оказался, есть своя собственная церковь с пастором, оргАном и регулярными воскресными богослужениями.
Прямо рядом с церковью расположен мини-алкомаркет, ну, видимо, чтобы два раза из дома не выходить...
Справа от входа в магазин вывешена надпись, запрещающая вход с напитками, а также универсальное техасское предупреждение, которое стало по сути лозунгом Техаса: "Don't mess with Texas", что на русский язык можно перевести как "С Техасом шутки плохи".
На самом деле в Техасе все виноводочные магазины по воскресеньям, когда порядочные граждане обычно ходят в церковь, закрыты. Некрепкий алкоголь до 17 градусов в воскресенье можно приобрести в обычном супермаркете, а более крепкие горячительные напитки - только в баре или ресторане.
Говоря о роли религии на Юге США, нельзя не упомянуть Библию. Примечательно, что именно из-за религиозности южан (по крайней мере лет сто назад) южные штаты стали называть "Библейским поясом" (Bible Belt). А особо консервативные южане, постоянно ссылающиеся на Библию и считающие ее главным и непреложным законом жизни, получили прозвище Bible Stompers (от глагола to stomp - топать).
Во многих американских гостиницах в прикроватной тумбочке можно найти Библию, а иногда еще и "Книгу Мормона", которую любезно предлагалось взять бесплатно. Я смог осилить лишь пару строк и мормонский подарок решил не брать...
На Юге США религиозная тема заметна и в быту. Так например, владелец парикмахерской (или, как нынче говорят "барбер-шопа") на фото напоминает: "Jesus is the reason for the season", т.е. Рождество - это прежде всего праздник, связанный с рождением Иисуса Христа. Консервативные американцы в последнее время все чаще сетуют на то, что из самого главного праздника года выхолостили истинный смысл и превратили его в один сплошной шоппинг.
В одном из домов, который мы сняли как-то на одну ночь в Луизиане, мы увидели Библию, которую родители подарили сыну, скорее всего на совершеннолетие.
Примечательно, что консервативные американцы не стесняются открыто декларировать свои религиозные убеждения. Например, владелец этого "Доджа" напоминает всем, что его страна - "Единый народ под Богом", а "Иисус - Господь".
Чтобы понять, какую роль в жизни американского Юга играют церкви и прочие религиозные объединения, достаточно забить в поиск карт Гугла слово "church" (церковь). Например, в техасском городишке Нидвиль с населением всего 3 тысячи человек одиннадцать церквей:
Архитектура
Главные улицы и исторические центры провинциальных городков США в отличие от их европейских собратьев не могут похвастаться архитектурными шедеврами, за редким исключением вроде судов и церквей богатых общин, однако, даже вот такие скромные, я бы сказал примитивные и непритязательные здания, как на фото внизу, находятся под охраной государства уже потому, что им больше ста лет. А это по американским меркам почти что древность. Охраняются даже относительно "молодые" здания, построенные всего 80 лет назад.
Надо сказать, что в городах с преобладанием цветного населения ситуация с охраной архитектурных памятников похуже, просто потому что у властей нет денег - просто не с кого собирать налоги.
И если старые кирпичные здания еще как-то стоят, то деревянные постройки без должного ухода в теплом и влажном климате быстро приходят в аварийное состояние. Зачастую хозяева, которым такие дома достались по наследству, не в состоянии их содержать, поэтому их проще бросить или продать богатым любителям старины.
В воскресенье жизнь в центре мелких провинциальных городов замирает. Вот как выглядят центральные улицы местечка под названием Паласьос (Palacios) в прекрасный солнечный полдень - на улице ни души.
Часто американцы любят украшать свои дома и заведения какими-нибудь веселыми штуками. Чего-чего, а юмора им точно не занимать. Вот, например, хозяин дома на фото внизу - рыбак, который "живет в этом доме со своим лучшим уловом" (намек на жену, я так понял).
Как вы думаете, что скрывается за дверью с надписью "Health Room" (Комната здоровья)?
Правильно - это бар. Забавно, что расположен он прямо напротив того вытрезвителя, о котором я писал выше.
На Юге США очень распространен тип жилой постройки, известный под названием shotgun (букв. "ружье"). Это узкие (чуть более 3 метров) и длинные (10-12 метров) дома, в которых почти все помещения проходные. Войдя в такой дом, сразу попадаешь в гостиную, затем в кухню, после чего следуют спальни, ванная и т.д. Возможны варианты, но принцип всегда тот же - сквозная планировка. На мой взгляд это крайне неудобно, но по какой-то причине эти дома стали популярными в США в начале 20-го века. Исследователи-историки считают, что моду на "шотганы" завезли темнокожие переселенцы из Гаити.
А вот на таких "куриных ножках" стоят некоторые жилые постройки на луизианских болотах. Мне доводилось ночевать в одном из таких домов. Когда мимо проезжали машины, он слегка раскачивался, как вагон поезда...
Надо сказать, что дома в американской глубинке хоть и просторные и имеют все современные удобства, но довольно хлипкие, а порой качество и технология строительства вызывают недоумение... Неудивительно, что ураганные ветры, а тем более торнадо, случающиеся на Юге США нередко, разносят такие постройки в щепки.
Попадаются и необычные жилые дома... В этом, наверное, живут местные хоббиты.
В центре города глухие стены коммерческих построек ("брандмауэры") часто расписывают муралами, иногда довольно приличными. Эта, например, посвящена одному из отцов-основателей Техаса Сэму Хьюстону.
А этот мурал напоминает, что основой экономики Техаса до открытия месторождений нефти, были скотоводство и выращивание хлопка.
Тема рабства в США, особенно на Юге, чрезвычайно болезненная. Раны, нанесенные рабством американскому обществу, не затянулись до сих пор. И это понятно: в 19-м веке чернокожие рабы в Америке были людьми не второго, не третьего и даже не четвертого сорта. Как правило, их вообще не считали за людей. Напомню, что сегрегация в США была отменена лишь сто (!!!) лет после отмены рабства - в 1967 году. Таким образом, в США до сих пор живет много людей, которые застали времена, когда чернокожие не могли посещать общественные места с вывеской "Только для белых".
В одном из провинциальных музеев на юге Техаса меня поразили одна фотография и сопутствующий экспонат:
Так наказывали рабов за попытку бегства. Примечательно, что в роли экзекуторов выступали такие же рабы, но приближенные к хозяину.
После отмены рабства выращивать хлопок и сахарный тростник стало невыгодно, поскольку бывшие рабы бесплатно работать больше не хотели, но уже в начале 20-го века в Техасе и Луизиане были открыты крупные месторождения нефти, которые и заложили основу современной экономики этих штатов. Около ста лет назад окрестности Хьюстона представляли собой буквально лес буровых вышек. На фото внизу месторождение Вест Коламбия (1918 год).
На начальных стадиях разработки нефть фонтанировала за счет естественного давления, затем на скважину ставили вот такой станок-качалку:
Пару слов о культурной жизни...
С удивлением узнал, что в некоторых городах на Юге США до сих пор работают кинотеатры, в которых крутят голливудские картины 40-х и 50-х годов, в том числе и вестерны с Джоном Уэйном.
Американцы, не имея такой богатой истории и культуры, как европейцы, стремятся сохранить то немногое, что у них есть. В каждом заштатном городишке обязательно найдется какой-нибудь музейчик. Как правило, в нем работают пожилые пенсионеры-волонтеры, а плата за вход либо символическая (3-5 долларов), либо отсутствует совсем.
Надо сказать, что в Техасе, например, очень, бережно относятся к культурному наследию европейских иммигрантов - немцев и чехов. В середине 19-го века в Техас в поисках лучшей жизни (дешевой земли, если точнее) хлынула волна переселенцев из Германии и Чехии. Неудивительно, что довольно много населенных пунктов в Техасе, да и вообще на юге США, названы в честь немецких и чешских городов: Бремен, Фридрихсбург, Браунфельс, Берлин, Бремен, Шуленбург, Прага, Пилзен (Пльзень) и т.д. Сохранилась и традиционная культура пивоварения и изготовления колбас. При этом считается, что немцы преуспели в пиве, а чехи - в колбасе.
Мне довелось познакомиться с историей немецкой семьи Крейше, которая, переехав в г. Ла Гранж (Техас) в 1850 году, построила большой каменный дом и пивоварню, снабжавшую пивом всю округу. В пивоварне даже была предусмотрена хитроумная система охлаждения пивного погреба водой из горного ручья, поступавшей по специальным каналам, что в жарком техасском климате безусловно было очень важно.
Как вы думаете, кого в США больше: потомков немецких или англосаксонских переселенцев? Ответ будет чуть ниже.
По данным опроса 2022 года, в США насчитывалось около 41 миллиона потомков немецких иммигрантов. Как ни странно, потомков англосаксов на целых 10 миллионов меньше. За ними следом идут американцы с ирландскими корнями (чуть менее 31 миллиона) и потомки итальянцев - их порядка 17 миллионов. Замыкают пятерку потомки переселенцев из Польши - их около 8 миллионов. Американцев с русскими (российскими) корнями около 1,7 миллиона. Почему так много американцев с немецкими корнями? Ответ довольно прост - в 19-м веке из Германии в США переселялись в основном семьи с крепкими религиозными традициями, в частности баптисты, у которых нередко было по 8-10 детей.
Кстати о детях. В американской глубинке семейные ценности еще сохраняются, что сказывается и на рождаемости. Семьи с 3-4 детьми - не редкость.
Но вернемся к тому, как американцы относятся к истории и вообще к старине.
Тяга американцев к старине проявляется также в их увлечении торговлей всевозможным старым хламом - тем, что они называют словом antiques (не путать с антиквариатом). Магазины с вывеской "Antiques" - неизменный атрибут американского провинциального пейзажа.
В таких магазинах можно купить совершенно неожиданные вещи, например, табличку с названием улицы, которую кто-то не поленился притащить аж из Испании (цена вопроса - $250).
Или видавшую виды тачку 20-х годов прошлого века...
За 12-16 тысяч долларов можно купить дубовые двери, изготовленные в начале прошлого века?
А вот сани, напоминающие (по крайней мере мне) советские навогодние открытки - их тоже можно купить и покататься по техасскому снегу.
Очень часто старые вещи американцы используют для оформления интерьера квартир и домов под сдачу. Порой они просто расставляют "винтаж" по полкам и углам и превращают свое жилье в своеобразный музей. Хозяин одной из квартир, в которой я как-то останавливался, приделал к кровати дверь от старого сарая. Почему бы и нет? Такой стиль здесь условно называется rustic (деревенский).
Когда-то, в старые добрые времена, когда еще не было умелых на все руки китайцев, Америка производила всё сама, даже мясорубки, но потом технологии производства этих сложных агрегатов были безвозвратно утрачены... К счастью всего за 25 долларов можно стать обладателем вот такого раритета, изготовленного из высококачественного чугуна.
Интересно, найдется ли покупатель на вот эти старые канистры?
Автомобили
Особую любовь американцы питают к своим старым авто. Резво бегающие по улицам "форды" и "шевроле" 50-х, 40-х и даже 30-х годов прошлого века - не редкость.
Вот этот красненький экземпляр ничего не напоминает? В далеком советском детстве я видел нечто подобное... Даже эмблемка с двумя крыльями знакома.
Кстати, все эти автомобили, что на фото, выставлены на продажу. К сожалению ценников я не обнаружил, поэтому узнать, почем эти раритеты, мне не удалось, а зайти в салон я поленился.
Иногда попадаются и легендарные экземпляры, как, например, вот этот джип "Виллис". В годы Великой Отечественной СССР в рамках ленд-лиза получил около 50 тысяч таких машин.
А недавно мне повстречался и вовсе уникальный экспонат. На фото ниже грузовик "Форд TT" 1924 года выпуска. Казалось бы, что тут удивительного - старый хлам. Но есть нюанс - столетний старичок-грузовичок еще вполнен бодр и на ходу (до 40 км в час), и при этом практически все узлы и детали оригинальные, включая даже деревянные спицы... Вот только поставили новую резину.
И, наконец, во дворе у одного техасского фермера я увидел вот такой автомобильчик, переоборудованный в кран:
А вот примерно на таких лихих "тачанках" предки современных американцев когда-то покоряли Дикий Запад. Думаю, этому экспонату не менее ста двадцати лет. Кстати английское слово wagon означает крытую повозку.
И напоследок еще несколько фотографий колоритной американской глубинки:
На стене бара надпись, которая буквально гласит: "Добро пожаловать в Мидфильд - город, который слишком крепок, чтобы умереть".
На самом деле, многие провинциальные города Техаса если не умирают, то точно не растут: молодежь уезжает в мегаполисы из-за отсутствия каких-либо перспектив в родной глубинке.
Один словоохотливый местный старожил из города Файетвилль (Техас) рассказал мне о том, что в 70-х годах прошлого века почти всё можно было купить в местных лавочках: продукты, и промтовары, и горючее. Такие магазинчики в Америке называют mom-and-pop store. Думаю, перевод не требуется.
Теперь же за всеми покупками приходится ездить в соседний крупный город за 30 км. Мелкие предприниматели не в состоянии конкурировать с крупными торговыми сетями, а многие владельцы автозаправок были вынуждены закрыться из-за ужесточившихся экологических требований. От этой заправки остался лишь один остов...
На фото внизу магазин Shelby Store, открытый еще в 1946 году семьей Брюнинг (еще одна немецкая фамилия) и работающий до сих пор (кроме бензоколонки). К сожалению в тот день магазин был закрыт, но мне удалось узнать, что в нем продается: вода, пиво, чипсы, консервы и всякая мелочевка для дома вроде изоленты, пакетов для мусора и мышеловок... В общем набор более чем скромный. Хозяйке магазина, миссис Брюнинг, уже за 80, ее муж давно умер, но она продолжает работать и не закрывает магазин.
У фермеров дела идут все-таки получше чем у малого бизнеса. Заброшенных фермерских хозяйств я не видел. Практически все угодья - поля, пастбища и леса - находятся в частной собственности и полностью огорожены. Поэтому, к сожалению, выйти из машины и прогуляться по полю или лесу не получится.
Усадьба фермера в г. Раунд Топ:
На сегодня все. Спасибо, что дочитали до конца. Если понравилось, жмите на лайк и оставляйте комментарии.