Найти тему

В помощь воспитателю: ответы на шесть важных вопросов о детской агрессии.

Вопрос №1. Что такое агрессия?

Агрессия – это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное на причинение вреда кому-либо.

Вопрос № 2. Как агрессивность проявляется у детей?

- Злость и возмущение в отчаянном плаче младенца, причина которых проста: не удовлетворены физиологические потребности ребенка. Агрессивная реакция в этом случае - это реакция борьбы за выживание.

- Вспышка ярости и физическое нападение на сверстника, конфликты из-за обладания игрушками у малыша 1,2-2 лет. Если родители в этом возрасте относятся нетерпимо к его поведению, то в результате могут сформироваться символические формы агрессивности: нытье, непослушание, упрямство и др.

- Крик, плач, кусание, топанье ногами у ребенка 3-х лет, которые связаны с ограничением его “исследовательского инстинкта’’, с конфликтом между ненасытной любознательностью и родительским «нельзя».

- Драчливость у мальчика, плач, визг у девочек дошкольного возраста. Мальчики в этом возрасте проявляют больше агрессивных тенденций, чем девочки, так как последние бояться их проявления из-за страха наказания. А к агрессии мальчиков окружение относится более терпимо.

- В младшем школьном возрасте наиболее часты акты физического нападения у мальчиков и более «социализированные» формы агрессии у девочек: оскорбление, дразнилки, соперничество.

- У подростков – мальчиков продолжает доминировать физическая агрессия (нападения, драки), а у девочек – негативизм и вербальная агрессия ( сплетни, критика, угрозы, ругань).

Вопрос №3. Всегда ли это плохо?

Не всегда. В некоторых проявлениях агрессивности есть свои положительные здоровые черты, которые необходимы для жизни. Это настойчивость, упорство в достижении цели, стремление к победе, преодоление препятствий. Поэтому воспитательные мероприятия должны быть направлены на ограничение и контроль отрицательных черт агрессивности, и поощрение ее положительных проявлений.

Вопрос №4. Причины детской агрессивности.

Агрессия может возникать в следующих случаях:

- Как реакция на фрустрацию. Это попытка преодолеть препятствие на пути к удовлетворению потребностей, достижению эмоционального равновесия.

- Как крайняя мера, когда ребенок исчерпал все другие возможности для удовлетворения своих нужд.

- Как «выученное» поведение, когда ребенок поступает агрессивно, следуя образцу (поведение родителей, литературных, кино - и телегероев).

Также на проявление агрессивности влияют биологические факторы (особенности нервной системы, наследственность, биохимические факторы).

Вопрос №5. Когда нужна помощь специалиста?

Специального вмешательства требуют два типа агрессивности ребенка:

Первый – когда ребенок старше пяти лет получает удовольствие, мучая других детей и животных. Такой тип редок, но всегда требует специального лечения у психоневролога.

Второй – гиперактивный ребенок. Такой ребенок беспокоен, агрессивен, всё и вся задевает, за ним тянется «шлейф» разрушений и обид. Поведение такого ребенка отличается импульсивностью, необдуманными поступками, нарушением запретов. Такой ребенок может быть в душе любящим, великодушным, милым, но биохимический дисбаланс коры головного мозга делает его поведение сверхактивным. Такой импульсивный ребенок – предмет забот врача, который может предписать нужные лекарства.

Вопрос №6. Как предупредить появление агрессивности?

Лучший способ избежать чрезмерной агрессивности в ребенке – проявлять к нему любовь. Нет здорового малыша, который, чувствуя себя любимым, был бы агрессивным.

- Постараться понять причины агрессивного поведения ребенка и устранить их.

- Давать ребенку возможность выплёскивать свою энергию. Пусть он порезвится один или с приятелем. Не давайте сверхактивному ребенку сидеть без дела. Пусть его энергия расходуется в «мирных» целях.

- Исключить просмотр фильмов и телепередач со сценами насилия и жестокости.

- Помочь ребенку найти друзей, научить его общаться с ровесниками. В совместных занятиях дети быстрее усвоят нормы общепринятого поведения.

- Не прибегать к физическим наказаниям.

- Показывать ребенку личный пример эффективного доброжелательного поведения. Не допускать при ребёнке вспышек гнева и ярости, оскорблений своих коллег, разработок планов мести.

От агрессивности больше всего страдает сам ребенок: он в ссоре с родителями, он теряет друзей, он живет в постоянном раздражении, а часто и в страхе. Все это делает ребенка несчастным.

Забота и тепло для такого ребенка лучшее лекарство. Пусть он в каждый момент времени почувствует, что родители любят, ценят и принимают его.