Найти в Дзене

Почему нас задевают негативные комментарии?

Или, наоборот, почему не задевают – тут ноги из соседних ягодиц растут. Представьте: вышли вы гулять в любимой футболке. Обычная одёжка, не хуже и не лучше других, но вам она очень нравится, хорошо сидит. И вот со стороны комментарий: «Футболка – полная хрень». Кто-то проигнорирует, кто-то почувствует себя неуютно, кто-то ответит или начнёт перепалку, кому-то важно мнение только определённых людей, а незнакомцы могут вещать, что их душе угодно. Вариантов – дофига. Изменится ли как-то футболка, если её назовут хренью? Станет ли говном этот текст, если его назовут говном? «Но роза пахнет розой, хоть розой нареки её, хоть нет». Футболка останется такой же, какой была до оценки. В ней можно что-то поменять: вышивку сделать, например, значок прицепить. Но она не превратится в хрень, если её назовут хренью. Почему же «кто-то» реагирует или не реагирует на ярлыки и негативные оценки, если они ни на что не влияют? Потому что... Принимает на свой счёт. Футболка-то – неодушевлённый предмет (если
Оглавление

Или, наоборот, почему не задевают – тут ноги из соседних ягодиц растут.

Представьте: вышли вы гулять в любимой футболке. Обычная одёжка, не хуже и не лучше других, но вам она очень нравится, хорошо сидит. И вот со стороны комментарий: «Футболка – полная хрень».

Кто-то проигнорирует, кто-то почувствует себя неуютно, кто-то ответит или начнёт перепалку, кому-то важно мнение только определённых людей, а незнакомцы могут вещать, что их душе угодно. Вариантов – дофига.

Изменится ли как-то футболка, если её назовут хренью? Станет ли говном этот текст, если его назовут говном?

«Но роза пахнет розой, хоть розой нареки её, хоть нет».

Футболка останется такой же, какой была до оценки. В ней можно что-то поменять: вышивку сделать, например, значок прицепить. Но она не превратится в хрень, если её назовут хренью.

Почему же «кто-то» реагирует или не реагирует на ярлыки и негативные оценки, если они ни на что не влияют?

Потому что... Принимает на свой счёт. Футболка-то – неодушевлённый предмет (если в неё не вселился фантом), её нельзя ни унизить, ни оскорбить, она вообще ничего не испытывает. Не получится унизить ещё и тексты, рисунки, музыку, любое другое творчество.

Комментарий «Футболка – хрень» для отдельного человека может превратиться в «Ты выбрал хреновую футболку», «У тебя хреновый вкус», «Ты любишь хреновые вещи».

Обидно для кого-то? Да, конечно, такое бывает. Это уже оценка нас самих, наших предпочтений, а не предмета или абстракции. Не важно, подразумевалось это или нет – у человечества есть дурная привычка додумывать то, чего не было.

Ноооо... Но. НО!

Станет ли наш вкус хренью, если его назовут хренью?

^_^

Если он хрень, значит, хрень, если не хрень, значит, не хрень. Кому-то может нравиться или не нравиться, но от комментариев вещи не меняют форму и цвет, а вкус не превращается в отсутствие вкуса.

Так из каких ягодиц растут ноги у реакции на хейт?

1. Попадает в болевую точку

Или просто в «Боль».

Для начала – успокаивающее послание.

У каждого человека есть боли – это нормально. Они не делают кого-то хуже или лучше самим фактом существования. Если у дяди Феди большие уши, он из-за этого комплексует, и ему неприятна критика ушей, это не превращает его в злодея или героя. Он сам решает, кем ему быть.

Вопрос не в том, как человек воспринимает «хреновую» оценку, а в том, хочет ли он сам, чтобы она так влияла.

Теперь, собственно, о болях.

У дяди Феди всё ещё комплекс из-за ушей. Но если ему, например, скажут, что у него чёрные волосы, а они при этом светло-русые... И… И… И что? Нет ничего плохого ни в чёрных волосах, ни в русых. Если кто-то попытается этим «оскорбить», то где тут вообще оскорбление? Цвет не станет другим от чужих слов. А если б чёрные были, то... В чём разница?

То же самое касается и ушей – они такие, какие есть, и не изменятся от оценок. Только пластические операции, только хардкор. Но комментарии про глаза, волосы, нос и рот дядю Федю не колышат, а комментарии про уши – всё-таки задевают.

Попадают в личную боль.

Она может прорасти, откуда угодно: хулиганы в детстве дразнили, родители за плохие оценки ругали (внезапно, ага), какой-то другой человек с большими ушами вызывал неприязнь, в сообществе дяди Феди людей с «неправильными» мочками считали больными или неполноценными. Вероятных причин – море-океан и ещё несколько комет с замёрзшей водой. С этим придётся разбираться либо самостоятельно, либо с доверенными лицами, либо с психологом. Если вы хотите разобраться, конечно. Это всё ещё зависит от того, устраивает ли вас собственная реакция на критику.

(Психологи – это нормально; если вам нужен психолог, это не значит, что вы плохой, – прим. автора).

(Слишком много увещеваний, что вы не плохие, да, знаю, – прим. автора).

Помним, что обе ноги растут из ягодиц? Если мы не реагируем на критику – не реагируем по тем же причинам. Она не попадает в болевую. Нет в том месте болевой. Федя сам оценивает качество футболки, форму носа или разрез глаз, знает, что они вот такие. Если кто-то скажет, что они не такие, они не перестанут быть тем, чем являются.

2. Самоидентификация и её защита

Как в меме «А Золушка остаётся дома, пока не научится отделять автора от его творчества».

Иногда сами авторы не отделяют себя от своего творчества. Или от других личностей.

Мы можем воспринимать своё мнение, свои вкусы, свои ценности, свои произведения, как часть собственной самоидентификации. Хотя почему «можем». Так и воспринимаем. Поэтому тут уместно «мы».

Всё ещё действует правило: это не делает нас плохими.

Мем
Мем

Но человек, который критикует всё это, он не всегда критикует конкретно нас. Он видит мнение, он с ним не согласен, он это озвучивает. Видит творчество, ему не заходит, тоже озвучивает. А автор может (тут уже точно «может», это не повсеместное явление) вместо оценки увидеть там нападение, атаку. На вот ту непонятную самоидентификацию.

У кого-то доходит до острой фазы: сам факт, что в природе существует другое мнение, воспринимается как угроза или агрессия. Попытка разрушить самоидентификацию и личность.

Причины такой реакции, как и в предыдущем пункте, бывают разные. От неуверенности до недоверия.

Не уверены, что сможем вообще защитить свои границы, не знаем, как это делается. Или не доверяем окружающим: думаем, что они точно – вот точно – хотят наши границы нарушить.

Слишком много границ, протерпите ещё одну.

По другую сторону ягодицы, как вы уже поняли, ноги, которые умеют ставить эти границы и не боятся... расти? Меняться. Если представили стремительно растущие ягодицы, простите.

Есть мнение, с которым я не согласен – ок, пусть существует, возможно, я в ответ выскажу своё. Есть аргументы в пользу этого мнения – ок, вдруг среди них найдутся мысли, которые меня заинтересуют. Нашлись – ок, отлично, значит, буду их учитывать. Не нашлись – ок, значит, буду знать, что существует и такая точка зрения, просто у меня другая. Оппонент не высказал аргументов – ок, его дело, значит, не объяснит он, почему так думает, его дело.

Отделять себя от своего мнения и от своей самоидентификации, как вы видите, вообще не обязательно. Достаточно понять, где наши границы, пускать в них то, что нам хочется пустить, и не открывать ворота, если не хочется. Каким образом это делать, каждый решает сам.

3. Зависимость самооценки от чужого мнения

Самооценка не совсем корректное определение в данном случае: оно предполагает, что человек оценивает себя сам. Но для подзаголовка пойдёт.

Есть хорошее видео на эту тему, которое мы #Нашливсети. Оно не наше, но переписывать уже созданное не будем.

PS. От этого же автора видео, как реагировать на хейтеров. Это уже вполне себе инструкция, а не просто информация для справки.

PPS. И от нас совет. Если у вас вызвал негативную реакцию комментарий, попробуйте спросить себя: почему я так реагирую? Почему меня задела эта точка зрения, если она ничего не меняет? Ещё раз задайте эти же вопросы к своим ответам. Если поймёте причину, хейтеру будет сложнее манипулировать и навязывать вам правила игры. А вам поможет найти болевые и понять, почему именно они болевые.

PPPS. Даже если вам нравятся футболки, которые кто-то считает хреновыми, это ни на что не влияет. До тех пор, пока никто никого не заставляет любить то, что ему не хочется.