Оранжевый – хит сезона
Пайпер Керман написала книгу о своей 13-месячной (вместо 15) отсидке в исправительном учреждении, по которой снято аж 7 сезонов сериала «Оранжевый – хит сезона». В проекте она Пайпер Чапман, также всезнающая блондинка-би, которая проходит не по этапу, а этапы своей годовой попытки не превратиться в чудовище, а остаться человеком и выйти им же из тюрьмы.
Надо признаться – это отличная идея, изнутри показать женскую тюрьму через призму комедийности. Правда настораживает обилие мата, наркоты, обнаженного тела и лесбо сцен, но таков уж мир подобных учреждений.
Долгий кастинг на роль Пайпер, большое количество режиссеров, русская речь, порой смешная из уст американских актеров, актуальные темы расизма/сексизма/абьюза, поднимаемые на мой взгляд слишком часто в сериальной индустрии крайних лет, номинации и премии – все это «Оранжевый…».
Хотя признаться честно, оранжевого здесь мало – большую часть заключенные ходят в робах цвета хаки и дерьма, а в оранжевых «щеголяют» новички с надписями на спинах «D.O.C.» (Department Of Correction – Департамент исправительных учреждений).
Этот сериал как кекс – здесь достаточно изюминок: юмор, доброта, размышления о любви, семье, жажде власти и мести, предательстве, одиночестве, карме и своем месте в этой жизни. Что наша жизнь? Игра? Нет – тюрьма, только с интернетом.
С просмотром каждой серии порой думаешь, что пребывание в тюрьме разнообразнее и менее скучно, чем реальная жизнь. Это прискорбно, как говорил Бородач. Не думаю, что можно разгрузить здесь мозг, но скоротать время – welcome.
Один из месседжей сериала: в тюрьму приходят не совсем уж кончено-плохие люди, в тюрьме люди становятся плохими.
И еще здесь креаторы не могли пройти мимо такой заезженной темы как тяжелая адаптация на воле после тюрьмы. Я называю это «Синдром Шоушенка» - когда выход с зоны дословно идет как выход из зоны комфорта, а вот уже на воле – находи ресурсы и силы жить дальше.
Визави
Испанский сериал из 4-х сезонов, также о женской тюрьме. Он динамичен, интересен, здесь есть нерв, любовь, дружба, трусость, дерзость, смерть, предательство, алчность и расплата, а также очень сильные женские характеры и их пути до тюрьмы и в ней.
Это не реальная история в отличии от ОХС, это просто очередной заметный проект от испанцев, которые не перестают удивлять своими идеями и способами их воплощений.
Давайте разберем на примере этих 2-х сериалов - что же у них общего?
· Роба – в ОХС совсем мало оранжевого как я писала выше, а вот в Визави – они каждодневно носят ядовито-желтую робу в цвет солнечной Испании, а в карцере – черную;
· к слову, о черном – тема расизма весьма плотно и надоедливо поднята в ОХС, в Визави же она менее распиарена, поскольку и черных в Испании меньше, и убирается такой пласт притесняемых, как латиносы;
· и, к слову, о карцере – одиночка, УДО, психушка, суицид – это 4 если не все всадника тюремного апокалипсиса, то его приспешники точно;
· жгучий бабий mix - в обоих проектах есть опасные блондинки, брюнетки, толстухи, темнокожие, сменяющие пол и пьющие гормоны, слабые, сильные, ведомые и идущие до конца – этим оба проекты и интересны;
· местная мафия – если в ОХС определенное время верховодит Рыжая из русской мафии, то в Визави – сперва мстят арабы, а потом китайская диаспора со своими разборками и Триадой;
· наркотики – в обоих сериалах показана тяжелая стезя амфивитаминщиц с желтыми зубами, героинщиц с черными венами итп – слезть с дури крайне тяжело, а в таком месте как тюрьма и подавно, которую сами заключенные называют «филиалом ада»;
· лесбиянство – это прям бич подобных заведений – хоть рядом и ходят надзиратели с членами, электрошокерами и дубинками – ласки и обнимашек от них не жди, поэтому и приходится искать их у особ твоего же пола. Только думаю, что секс в тюрьмах — это не только физиологическая потребность, но и способ подчинения, а самое главное оружие – это страх: кого боятся, тот и сильнее, и сила тут не в правде как говорил Данила Багров;
· насилие – оно здесь процветает как внутри камер, душевых и туалетов, так и извне – со стороны все тех же надзирателей – кто-то их них более гуманен, кто-то вымещает ничтожество своего жизненного бремени на «слабом» поле;
· вера – всегда найдутся женщины, которые стали верить в тюрьме, разуверовали, сменили веру или продолжили оставаться в ней;
· съемки аля документалка в виде интервью с заключенными на прогулках - неплохая идея подобных вставок в повествование - мол что каждая заключенная думает о своей роли в этой жизни, за что села и что сделает в первую очередь, когда (если) выйдет из тюрьмы;
· дружба, любовь, болезнь, смерть — это неотъемлемые части жизни, и не только тюремной;
· дедовщина, а вернее сказать – бабовщина, или попросту – борьба за авторитетство – кто кого и как быстро под себя подомнет. Ну как в тюрьме, да без этого? Чем еще заниматься, кроме как вести тюремные работы за гроши, самоутверждаться и набивать татухи?
· материнство – из обоих сериалов стало известно, что в тюрьму может сесть беременная, стать ею после личных свиданий или после изнасилования надзирателем – здесь показана боль от осознания того, что ребенок будет отлучен от матери и она в зависимости от срока пропустит определённые годы его взросления…
· не превратиться в монстра – также выше упоминала об этом – НЕ стать чудовищем, не стать хуже – это очень сложно по жизни, что уж что говорить про тюрьму.., поскольку там ради выживания нужно врать, предавать, выковыривать из себя потаённые стороны самой себя. Кто был другом, может стать врагом и стукачом – борись или сдохни;
· коррупция и контрабанда – телефоны, сигареты, косметика, тампоны итп – все это можно пронести в тюрьму, если у тебя есть деньги/нужные/верные люди извне и подкупные внутри;
· куры – хотя казалось бы?) – но да, в обоих проектах есть эта живность, и думаю, что авторы 2-х сериалов хотели внести метафоричность - курица как символ новой жизни (яйцо) и они тоже существуют в клетках;
· бабий бунт- мятеж, сопротивление, революция – если в ОХС этому отведен почти целый сезон, то в Визави - 1 серия, зато какая, и там и там интересно, на что могут пойти люди, которым нечего терять;
· тема побега – она неизбежна в тюрьмах, особенно при пожизненном сроке, и если в ОХС ее меньше, то в Визави она искрит идеями своих реализаций.
Подытожим: оба проекта хоть и о женских тюрьмах, все же они разные - по градусу накала страстей и подаче. И если жизнь в тюрьме в ОХС показана больше комедией, то в Визави – жёсткой борьбой за выживание. Оба проекта заслуживают внимания хотя бы для того, чтобы понять ценность свободы, хотя героиням обоих сериалов и принадлежат размышления на тему того, что является бОльшей свободой – тюремная жизнь по графику и строгому распорядку в робе, с казённой/невкусной пищей и несвободой передвижений, или жизнь не за решеткой, но с иным набором ограничений: должен ходить на нелюбимую работу, платить налоги, терпеть несправедливость, молчать, терпеть, пресмыкаться, подстраиваться, угождать, вынужденно меняться итп. Именно поэтому многие «возвращаются» в тюрьму, потому что не умеют жить на свободе и не способны позаботиться о себе – вот настоящая тюрьма – тюрьма твоих «не».