Алевтина была единственной дочерью у своих родителей. Она уже училась на последнем курсе архитектурного факультета, как отец купил ей квартиру. Девушка была безмерно счастлива, потому что жить с родителями было невозможно. И чем дальше, тем хуже. Отец, Анатолий Игнатьевич, когда вручал дочери документы и ключи от полностью укомплектованной квартиры, так и сказал:
- Алечка, это твоя собственность. Я считаю, что тебе пора жить отдельно от нас. Не подумай, что я тебя выгоняю из дома, дочь. Я делаю это исключительно из-за вредного влияния на тебя твоей матери. Ты сама видишь, что она в последнее время просто невыносима.
- Спасибо, папа, - Алевтина обняла отца. – Я очень тебе благодарна, очень! А как мне нравится эта квартира, я даже не могу выразить словами! Надеюсь, что я буду здесь счастлива! А мама, да… С ней что-то происходит. Может, ей к врачу надо?
- Ты не волнуйся, учись и живи спокойно. Я надеюсь, что решу этот вопрос, - ответил отец и уехал домой.
💥💥💥
Мама Алевтины, Элеонора Богдановна, была потомком некоего дворянского рода. Какого именно, она сказать не могла, да и документов, подтверждающих этот факт, тоже никто не видел. Узнала она об этом совершенно случайно, будучи тридцатипятилетней замужней дамой. Говорит, бабушка её, когда умирала, шепнула Элеоноре: «Девочка моя, запомни: ты потомственная дворянка! Потомственная… Дворянка…»
Бабушка матери, Аглая Фёдоровна, перед смертью сильно мучилась от постоянных болей. Ей уже кололи м…й, который облегчал страдания бедной женщины ненадолго. Возможно, сведения о наследственном дворянстве были плодом её предсмертных галлюцинаций, потому что раньше Аглая Фёдоровна никогда никому ничего подобного не говорила. Но кто знает?.. Теперь уже не выяснишь.
Элеонора в двадцать пять лет вышла замуж за Анатолия - подающего большие надежды тридцатилетнего коммерсанта. Через год родила дочь, которую, не посоветовавшись с мужем, назвала Алевтиной. Однако Анатолий не возражал: от так любил свою красавицу жену, что соглашался со всеми её решениями и поступками, какими бы нелепыми они порой ни были. Со всеми, кроме бизнеса. Туда, в бизнес, в руководство, в принятие ответственных решений, Элечка не допускалась. Первое время она психовала, обижалась, но муж был непреклонен, и женщина смирилась.
Элеонора ни до замужества, ни после не работала. В их семье по материнской линии работать женщинам считалось дурным тоном. Хотя у неё было высшее филологическое образование. Она знала английский, французский и слегка испанский. Но это так, чисто для выездов за границу. А за границу Анатолий вывозил свою семью раз в год стабильно, а то и два раза.
Элеонора Богдановна вела гламурный образ жизни. Раз уж Анатолий не допускал жену к управлению бизнесом, то всю свою энергию она направила в другое русло. Однако от безделья, а может, и что наследственное, но у Элечки стал портиться характер. Она часто придиралась к мужу по мелочам:
«Цветы не такие, как я хотела!» - «Но Элечка, ты же хотела белые розы?» - «Да, белые! Но не такие белые, а другие!»
«Мне не нравится в этом отеле!» - «Но ведь ты сама его выбрала». – «Ну и что?! Ты должен был меня отговорить!»
«Толя, почему ты мне не сказал, что на приёме будет эта мымра – жена твоего компаньона?! Я бы не пошла ни за что в мире!» - «Дорогая, это официальное мероприятие, ты не могла бы не прийти». – «Я?! Да запросто! Я и сейчас могу уйти!» - «Прошу тебя, Элеонора! Мы уже привлекаем внимание». – А Элеонора вырывает руку и стремительно покидает зал.
Поведение жены стало слишком эксцентричным, вызывающим, порой просто глупым. Это стало мешать Анатолию в бизнесе, так как жена могла поставить его в нелепое положение, или сказать какую-либо бестактность при партнёрах, или войти в зал заседаний в самое неподходящее время в одном из своих своеобразных нарядов и вызвать плохо скрываемые ухмылки присутствующих. Никакие разговоры и увещевания результатов не давали.
А уж когда Элеонора Богдановна узнала, что она потомственная дворянка, то сладу никакого с ней не стало. С годами важность и спесивость жены всё увеличивались и увеличивались.
«Куда ты меня привёл? Это какой-то кабак для нищих!»
«Я не могу больше ездить на «этом» автомобиле, купи мне «вот этот»!»
«Почему эта плебейка на меня так смотрит?! Толя, пойди разберись!»
«Аля, выпрями спину и держи голову прямо: ты же дворянка!»
«Алевтина, со своими однокурсниками чтобы не общалась. Они тебя не стоят! Ты просто вынуждена пока проводить время с этой чернью!»
«Бедная моя девочка, в твоём, да и моём тоже(!), окружении нет ни одного достойного человека!»
Алевтина матери не перечила, потому что не видела в этом смысла. Говорила ей то, что мать хотела слышать. Но жила своей жизнью. Ещё будучи подростком Аля отчётливо понимала всю абсурдность материнских потуг и нелепость её претензий на особый статус. Понимала также и то, что переубедить Элеонору никто не сможет.
Семья как-то разладилась. Она существовала лишь формально, для посторонних. А по факту каждый был предоставлен сам себе. Элеонора запиралась в своих комнатах и редко снисходила до общения с домочадцами, со временем и мужа с дочерью начала считать недостойными своего дворянского внимания. Анатолий Игнатьевич старался допоздна задерживаться у себя в офисе, часто и надолго выезжал в филиалы. А может, и ещё куда – Бог ведает…
Сама же Элеонора Богдановна тоже частенько куда-то уходила. В основном, по вечерам. Первое время, особенно придя домой поздно вечером и не найдя жены, Анатолий волновался. Звонил ей, но Эля никогда не брала трубку. Звонил её бывшим подругам или знакомым. Как правило, никто не знал, где женщина находится. Жена возвращалась сама под утро, хмельная и растрёпанная. На вопросы мужа она только отвечала: «Ах, оставьте!» - и театрально взмахивала рукой, откидывая голову в противоположную сторону. Проходила к себе и запиралась.
Наутро, если жена изволила выйти к столу, разговора опять же не получалось.
- Эля, где ты была всю ночь? – спрашивал муж за завтраком, который сам же и приготовил.
Жена картинно вскидывала бровь и, глядя на Анатолия с презрением, говорила:
- А кто спрашивает?
- Я спрашиваю, твой муж, твой законный муж! – теряя терпение после бессонной ночи повышал голос Анатолий.
-Ха-ха-ха! – начинала смеяться Элеонора, и было видно, что она ещё не вполне пришла в себя после неведомых мужу ночных мероприятий.
- Не понимаю, Эля, что здесь смешного, - едва сдерживаясь, говорил Анатолий.
- Смешно то, что ТЫ, - в это местоимение женщина вкладывала столько уничижительного отвращения, сколько позволяло её состояние, - требуешь отчёта у МЕНЯ!
«Меня» она произносила высокомерно.
Вот и поговори с ней! Видя, что это бессмысленно, Анатолий Игнатьевич вставал и уходил, злой и голодный.
Вот в один прекрасный момент Анатолий и решил купить дочери квартиру, чтобы девушка жила нормальной жизнью студентки, могла свободно общаться со сверстниками, дружить, влюбляться; ходить в гости, приглашать к себе. Никого не стесняясь, не ожидая каждую минуту, что странная мать выйдет из своих «дворянских апартаментов» и что-нибудь учудит или, что ещё хуже, выгонит всех из дома.
Элеонора, как казалось, даже и не замечала, что дочь не живёт дома. Когда Аля однажды пришла к родителям, мать спросила:
- Алевтина, что-то я тебя совсем мало вижу. Диплом пишешь? В библиотеках сидишь? Ты же не перетруждайся так. Помни, что образование у тебя не для того, чтобы работать, а для того, чтобы просто его иметь. Ну, и где ты пропадаешь?
- Мама, я уже несколько месяцев живу отдельно: папа квартиру мне купил, - сказала девушка.
- Вот как?!! – изумлению Элеоноры не было предела. Она переводила взгляд с дочери на мужа и обратно: - А почему я об этом ничего не знаю?! За моей спиной проворачиваете такие сделки, а меня поставить в известность забыли! Да?!!
- Мама, ну о чём ты говоришь?! Я тебе два раза пыталась об этом сказать, но ты ссылалась на занятость, плохое самочувствие и не стала меня слушать, - возразила Алевтина.
- Значит, так сильно хотела поделиться с матерью важной новостью! Вот и расти детей, а они ответят тебе чёрной неблагодарностью! – Элеонора готова была расплакаться от обиды.
- Эля, не начинай! – строго сказал Анатолий Игнатьевич. – Давайте спокойно поужинаем! Мы с тобой позже это обсудим.
Но вернуть спокойствие и хорошее настроение так и не удалось. Вечер был испорчен.
Совместная жизнь родителей ухудшалась, как говорится, не по дням, а по часам. Во-первых, после этого разговора Элеонора начала требовать, чтобы муж и ей купил квартиру. Мол, она не может больше жить под жутким контролем и прессингом мужа-тирана; а ещё потому что она, как дворянка, должна иметь много собственности. Анатолий, само собой, ничего ей покупать не собирался.
Во-вторых, женщина стала исчезать из дома не только по ночам. Она могла не возвращаться и сутки, и двое. Что-либо ей объяснить и доказать было невозможно: она кричала, рыдала, устраивала погром в доме. Анатолий махнул рукой и завёл себе любовницу.
💥💥💥
Как-то летом Алевтина с однокурсниками отмечала окончание университета. Торжественная часть и банкет были в городе, а потом выпускники уехали за город, где на все выходные сняли коттедж. Вернувшись в понедельник утром домой, Аля обнаружила, что входные двери не закрыты. Девушку обдало холодом: она решила, что её обокрали. Когда же тихонько переступила порог квартиры, в нос ей ударило какими-то странными запахами. В прихожей валялись две пары незнакомой обуви, мужская и женская, а также сумочка. Такая же, как у мамы. Стояла полнейшая тишина. Аля осторожно прошла на кухню, где обнаружила беспорядок и мусор. Потом в гостиную. Там были следы пиршества. Девушка уже поняла, что она увидит в своей спальне. И не ошиблась: её мать спала в обнимку с каким-то черноволосым кучерявым мужчиной.
Вне себя от злости, подстёгиваемая пережитым нервным напряжением, Алевтина распахнула шторы, включила свет, сопровождая всё это громким требованием просыпаться и выметаться из её дома. Первым проснулся парень. Глянув на него, Аля внутренне ахнула: он был совсем молод, если не сказать юн.
- Эля, Элечка, - тормошил парень спящую женщину, - кто-то пришёл! Просыпайся! У тебя гости!
- Это не у неё гости! А у меня! Причём, незваные и нежданные!!! – кричала Алевтина.
- Русланчик, что случилось, малыш? Почему ты шумишь? Твоя малышка хочет спать, - Элеонора хотела было потянуться к мальчику за поцелуем, но увидела дочь: - Ты?!
- Да, мама! Я!!! Как ни удивительно! Я! Пришла к себе домой! И вижу здесь эту отвратительную картину! Как ты могла, мама?! – бесновалась Аля.
- Ой, я тебя умоляю! Дома отец мне выносит мозг, здесь ты! Как мне всё это надоело! Это моя жизнь: что хочу, то и делаю! И отстаньте от меня все!
Аля села на банкетку и заплакала. Всё, копившееся в душе девушки годами: обида на холодность и отчуждённость матери, её невнимательность к дочери и безразличие; горечь от одиночества в своей семье; стыд за эту ситуацию; гнев по поводу материнской бесцеремонности; злость за её самоуправство – хлынуло сейчас из души взрослого ребёнка. И Алевтина не могла остановиться.
Эта нелепая парочка стала искать свою одежду. Вернее, искал Русланчик и бросал предметы женщине на кровать. Мать, сидя с оскорблённым видом, вяло одевалась.
- Мама, откуда у тебя ключи от моей квартиры? – строго спросила Аля.
- Я у тебя их взяла, - спокойно ответила Элеонора.
- Зачем?
- Так, на всякий случай… - пожала плечами мать.
И Алевтина вспомнила, как однажды потеряла ключи. Всегда лежали на полочке в прихожей, а тут – нету. Всё обыскала – не нашла. Пришлось доставать другие. Девушка тогда и не подумала, что их могла прихватить мать, приходившая в гости.
Алевтина всё рассказала отцу. Он прислал мастера сменить замки. Через некоторое время Анатолий подал на развод. Так как бизнес мужчина получил в дар от своего отца, то Элеонора Богдановна не могла на него претендовать. И дом, в котором они жили, тоже был добрачной собственностью мужа. Но Анатолий не мог просто выставить на улицу свою, хоть и непутёвую, жену и мать своей дочери. Он купил ей небольшую квартиру и определил ежемесячное содержание в таком размере, чтобы уровень жизни бывшей жены не был резко снижен.
Молодые любовники и сомнительные подруги Элеоноры отпали сами собой, когда она оказалась в таком незавидном положении. Женщина поуспокоилась, но всё равно кичится своим мнимым дворянством и с соседями не дружит.
Аля иногда её навещает, но довольно редко. У девушки своя интересная, насыщенная жизнь.
Спасибо, что вы со мной. 🎀