Доброго дня всем моим читателям и подписчикам! Сегодня продолжим тему Йемена, только посмотрим на путь иудеев в этой стране и поймем, как же они сосуществовали много веков бок о бок с язычниками, христианами и мусульманами.
История иудеев Йемена связана с двумя легендами. Первая легенда - это легенда о царице Савской (уроженке йеменских земель), бывшей изначально язычницей и принявшей иудаизм, связавшись с царем Соломоном.
По другой легенде йеменские евреи, чьим разговорным языком по сей день остается арабо-ивритский диалект, считают, что за десятилетие до разрушения Первого Храма, в 587 г. до н.э., 75000 евреев поверили грозным словам пророка Иеремии и ушли за Иордан, миновали Эдом, достигли юга Аравии, где и основали свое собственное царство.
На призыв Эзры возвратиться в Эрец Исраэль их потомки ответили отказом, не веря в долговечность возрожденного еврейского государства. За это они, якобы, были прокляты Эзрой и, в свою очередь, сами предали его херему. Многие семейства йеменских евреев связывают свое происхождение с этими выходцами из Иудейского царства.
Более реальная версия изложена Иосифом Флавием в книге "Иудейские древности": на юге Аравии потерпела поражение военная римская экспедиция Марка Элия Галла, посланного усмирить воинственные племена пустыни. В походе римского экспедиционного корпуса в Южную Аравию в 26-25 гг. до н.э. приняли участие римские контингенты из Иудеи и Набатеи.
Еврейских воинов услужливо предложил правивший тогда в Иудее царь Ирод. Поход оказался неудачным, но оставшиеся в живых воины еврейской когорты выбрали здешние оазисы для постоянного жительства, не рискуя вернуться домой. Они благополучно отбивались от кочевников, брали их женщин себе в жены и остались жить в этих краях до XX века.
Иудеи Темана, то есть Йемена, (феманим, теманим) третья по численности еврейская община после евреев ашкеназов и евреев сефардов. Ориентировочный период появления евреев на территории Йемена это период с 3 века до нашей эры до 3 века нашей эры, более точные свидетельства не найдены.
Пришедшие на земли Йемена иудеи оказались среди местных племен, которые были язычниками, поэтому довольно успешно начали приобщать местное население к иудаизму.
С середины IV века в Химьяре начали действовать многочисленные христианские миссии. Сообщающий об этом церковный автор Филосторгиос отмечает, что христианское миссионерство в Химьяре встретило резкую оппозицию со стороны местных евреев. Это сообщение - первое сохранившееся в литературе упоминание о евреях в Южной Аравии.
Надо сказать, что иудеи всегда не жаловали христиан, о чем существует довольно много свидетельств, причем это "нежалование" выливалось во вполне серьезные погромы и жестокое истребление христиан иудеями. Случались подобные события и на территории Йемена.
В III веке нашей эры христианская Византия стремилась расширить свои владения, а потому, под вполне благовидным предлогом защиты христианского населения территорий Йемена захватила его, но долго не продержалась под натиском зороастрийской Персии.
На территории Йемена к тому моменту как-то худо-бедно уживались язычники, иудеи и малочисленные христиане, занятые, преимущественно, поиском хлеба насущного, да дележкой власти и земель. Вполне стандартная обстановка тех времен)))
Однако иудеи Химьярского государства, расположившегося на йеменских землях, под предводительством Юсуфа Зу-Нуваса грабили византийские суда, объясняя это тем, что в Византии притесняют иудеев.
В начале правления Юсуф Зу-Нувас уничтожил проходивших через Химьяр в Эфиопию византийских купцов и перекрыл торговлю Аксума с Византией. Есть мнение, что он сделал это в отместку за убийство эфиопами еврейского купца и за сожжение синагоги в Византии.
Аксумский царь захватил Химьяр и поставил свои гарнизоны в городе Тафар. Для закрепления союза с Византией он даже принял христианство. Однако Юсуф Зу-Нувас не был намерен сдаться, поэтому, собрав войско, осадил Тафар. Осада длилась долго, а Тафар не намерен был сдаваться, тогда Юсуф Зу-Нувас пошел на хитрость - послал эфиопским представителям письмо с клятвой: "Адонаем, небесным сводом и Торой не причинять им вреда, если они сдадут столицу".
Осада это тяжкое бремя для осаждаемых, поэтому, поверив клятве Юсуфа, 300 эфиопов вышли за стены Тафара и были казнены. А когда войско Юсуфа ворвалось в Тафар, то оставшихся в городе христиан заперли в церкви и подожгли.
Затем Юсуф пошёл на Наджран. После долгой осады он предложил горожанам заплатить выкуп. К нему вышли 150 виднейших граждан и доставили 130 талантов золота. По требованию народа город сдался. Зу-Нувас истребил около 770 богатых христиан, правивших городом.
Преследования христиан прокатились и по другим городам Химьяра. Оставшиеся в живых христиане молили о помощи Эфиопию и Византию. В середине 525 г. большое абиссинское (эфиопское) войско направилось в Химьяр. Византия прислала союзникам 70 кораблей. Конные химьяриты во главе с Зу-Нувасом попытались этому помешать, но потерпели поражение, а сам Юсуф, не желая попасть в руки врагам, бросился со скалы в море.
Далее около века власть поочередно переходила из рук иудеев в руки христиан и наоборот, причем и те и другие мстили друг другу за прошлые события, не зная жалости.
С появление новой религии ислама и набором силы Халифата, на земли Йемена потянулись иудеи и христиане из центральной части Аравии, в основном, из Медины, Хайбара и Фадака и других.
А теперь я предлагаю вам самим решить, какой источник поведал более верную информацию, Википедия или портал "Давид Дан" со своей статьей от марта 2019 года:
Википедия:
"С появлением ислама евреи Хиджаза были изгнаны из Медины, из оазисов Хайбар, Фадак и других мест их обитания на севере Аравии, а их собственность оказалась в руках местного населения, принявшего ислам. На юге Аравии евреев тогда не выселяли и не пытались силой обратить в ислам: христиане и евреи получили статус "зимми" и платили джизью".
Портал "Давид Дан":
"Мухаммед отправил воззвание к йеменским евреям о принятии ислама. Последовавший отказ привел его в бешенство. После долгой и отчаянной борьбы Мухаммед жестоко отомстил им: большая часть евреев и прозелитов была вынуждена принять новую веру, остальные были большей частью истреблены".
В целом, сказать на 100% достоверно, как оно тогда происходило довольно затруднительно, ибо даже в наш век технологий, где у каждого второго, если не у каждого первого постоянно включена камера, и то вранья столько, что устаешь эту лапшу с ушей снимать. А во времена лохматые и вовсе, как летописец напишет, так и было)))
Однако если учесть тот факт, что евреи по всему миру на гонения отвечали массовым перемещением, а евреи Йемена продолжали дружно жить в Йемене вплоть до конца 19 века, то, видимо, Википедия в данном случае куда более надежный источник, нежели некий еврейский информационный портал.
В целом, могу сказать, что исламом запрещено насильное обращение, то есть мусульманином можно стать исключительно по доброй воле. Принявший ислам по принуждению, хоть 1000 раз произнесет шахаду, мусульманином не станет. Поэтому я склоняюсь к версии, что иудеи, отказавшиеся обратиться в ислам могли изгоняться, но не становились мусульманами насильно.
Опять же, если имела место быть принудительная исламизация, то зачем было городить правила с налогом для немусульман и правилами их проживания в городах и родами занятий? Не логично же)))
С 1174 года после захвата йеменских земель Айюбидами (курдами) все действующие до этого периода правила проживания немусульман в городах и поселениях были отменены. То есть и иудеи и христиане снова могли селиться в черте городов, выбирать себе любые занятия для заработка, молились, где удобно, а не только в синагогах и храмах, а также не платили специального налога, но "лафа" окончилась с захватом этих земель Османской империей в 1545 году.
В целом, Йемен был постоянно терзаем междоусобными войнушками и переходом власти из рук в руки, а народ, проживавший на этой территории, что то "Васька", который "слушает, да ест", то есть продолжал заниматься своими обычными делами. Это же касалось и иудеев с христианами.
За период тесного сосуществования иудеев с прочим населением Йемена там сложилась некая неделимая культура, где каждый был на своем месте и служил "винтиком" в едином механизме. Это довольно легко проследить по традиционному йеменскому наряду, если сравнить его с иудейским:
Обратите внимание на украшения на голове у евреев и у арабов Йемена, они практически идентичны, потому как выполнены руками мастеров йеменских иудеев.
Именно иудеи занимались в Йемене ювелирным делом, причем примечательно, что изделия свои они делали преимущественно из серебра, так как ношение золота долгие века было дозволено только правящим элитам и очень богатым местным купцам.
Иудейские женщины вносили свой вклад в традиционные предметы быта в Йемене - они плели корзины с необычным геометрическим узором на крышке.
Иудеи в Йемене торговали, ковали клинки и лемехи, делали надежные замки, выдували или отливали серебряные браслеты и серьги, чеканили лучшие ножны для кинжалов и мечей, резали по дереву, выделывали тонкую кожу, вышивали пояса и лепили фигурные сосуды. А еще занимались врачеванием, музыкой и, конечно, ростовщичеством.
Отношения с иудеями в Йемене не были всегда ровные с местным населением, так как еврейская община жила обособлено, следуя, в первую очередь, своим собственным правилам и традициям, говорила, писала и читала на своем языке, то есть, говоря современным языком, всячески саботировала интеграцию в общество)))
Периодически случались всплески непримиримых противоречий, тогда евреев в Йемене изгоняли с привычных насиженных мест, но неизменно возвращали спустя год-два, так как, как я уже написала выше, за столько времени сосуществования культуры народов слишком тесно переплелись, лишив фактически их возможности существовать гармонично друг без друга. Так случилось в Сане в 1680-м году, когда евреев изгнали на период полтора года, а когда вернули, то им был отведен для жизни специальный квартал Каа аль-Йахуд - Еврейская Долина за городской стеной.
Это похоже на отношение супругов между собой, когда они никак не могут перестать скандалить, но и расстаться не желают, так как все равно существует некий баланс, который устраивает обе стороны.
В 1717-1726 годы в Йемене случилась сильная засуха и, как следствие, несколько неурожайных годов, что вынудило часть еврейской общины принять ислам, дабы освободиться от джизьи (налог для немусульман) и расширить свои возможности заработка.
Любопытно и то, что жизнь еврейских общин Северного и Южного Йемена вовсе не была одинаковой. В Северном Йемене с момента прихода к власти шиитов-зейдитов правила жизни для иудеев только ужесточались. Так, начиная с 1761 года евреям запрещалось строить дома выше домов мусульман, носить нарядную или новую одежду, а с 1806 года на еврейскую общину наложили повинность - вывоз нечистот из городов, которая сохранялась вплоть до 1950 года.
Не жаловали в Северном Йемене и синагоги, поэтому, начиная с 1761 года по приказу имама Аббаса 12 из 14 синагог были разрушены.
А вот картина в Южном Йемене была иная, в Адене почти не предъявляли никаких требований к еврейской общине, почти не ограничивали в правах. Во-первых, в Адене проживали, преимущественно, мусульмане суннитского толка (то есть это умеренный ислам), а, во-вторых, так как Аден это портовый город, то кто там только не отирался в разное время, поэтому при таких вариациях разнообразных народов иудеи со своей общиной не сильно-то в глаза бросались.
Любопытно, что в период захвата Адена Великобританией, евреи значительно подросли в своем статусе и это при том, что в самой Великобритании их не больно-то и жаловали в разные времена, а когда не у себя устраивали гонения, так науськивали соседей (они это умеют, как никто иной).
Начиная с 1879 года некоторые евреи Йемена откликнулись на призыв сионистов к обретению евреями обещанной земли в Палестине. Подгоняемые неминуемым техническим прогрессом, который пришел и в Йемен, почти обесценив труд еврейских ремесленников, а также волнами засух и периодическими вспышками лихорадки, уносившей множество жизней, они ехали на земли Палестины, селясь, преимущественно, в Иерусалиме.
Но не вся еврейская община Йемена "намылила лыжи", очень большая часть общины предпочитала оставаться в Йемене, несмотря на нескончаемые гражданские войнушки, смену властей, разделение страны на отдельные княжества, потом на появление двух Йеменов - Южного и Северного.
Однако образование Израиля в 1948 году и растущее недовольство арабов во всех арабских странах, а в Йемене особенно, вынудило йеменских иудеев вдарить по тапкам в Израиль, дабы на них не отыгрались прямо на местах.
И даже при таких обстоятельствах на территории Йемена вплоть до 2016 года (период очередного политического обострения в стране и нового витка гражданской заварушки) проживало около 200 еврейских семей, однако в этом 2016 году почти все (или все) они были репатриированы на территорию Израиля. Правда, подозреваю, что поселили их на недавно оккупированных землях ПНА и Газы.
Однако отношение других крупных групп евреев к теманимам (йеменским евреям) крайне неоднозначное. В разных источниках я встречала весьма нелестные высказывания в их адрес, вплоть до того, что часть ортодоксальных евреев считают иудеев Йемена вовсе не чистыми евреями.
Мне кажется, что подобная ситуация с исходом евреев из Йемена нанесла серьезный вред как йеменцам, так и, собственно, евреям, так как теперь эта общая складывающаяся веками культура разрушена, нарушен какой-то тонкий и невидимый глазу баланс, перерезана важная ниточка.
А что вы думаете об истории евреев в Йемене, мои уважаемые читатели? Расскажите в комментариях!))))