На поле Босворта решился вопрос о короне Англии. Официально с 21 августа 1485 года королем себя провозгласил Генрих VII Тюдор. С правами по рождению у него было не очень. Зато с правом завоевания всё хорошо. Сам Бог решил, кому быть королем, а кому сойти в могилу.
30 октября 1485 года новый король торжественно короновался. Тюдор не поскупился, и церемония выглядела богато. Ювелиры, портные и прочие ремесленники неплохо подзаработали. Разумеется, были розданы титулы, земли и должности лицам из ближайшего окружения Генриха VII.
Но король в Англии не совсем король, покуда не скажет своего слова парламент. Этот орган был созван в ноябре. Лорды посидели, подумали и кое-как сформулировали новый «Акт о престолонаследии». Сколько раз за последние десятилетия менялись принципы наследования английской короны!
Во исполнение своих обязательств и для подкрепления прав на престол (хотя через жену они не передаются) Генрих VII 18 января 1486 года наконец женился на дочери Эдуарда IV Елизавете.
Разумеется, при этом всё тот же парламент отменил свои же собственные постановления, принятые при Ричарде III. Никак нельзя было, чтобы над молодой королевой висело обвинение в незаконнорожденности. Таким образом еще разок пнули Ричарда III – он официально становился узурпатором.
Если ранее Йорки иногда щеголяли Белой розой, а принявший символ от Ланкастеров Генрих VII на свою коронацию украсил Лондон Алыми розами, то теперь две Розы слились в один цветок – белый цвет накладывался на алый. Возникла эмблема единства династий и Англии.
Но не всем пришлось по нраву новое положение вещей. Главным образом, конечно, из-за потерянных привилегий, доходов, титулов. Уже в 1486 году начинаются новые заговоры. Если бы хоть один из них вылился в нечто серьезное, мы бы изучали другие формальные временные рамки Войн Роз. Но вышло как вышло.
На поле Босворта или сразу после сражения сложили головы отнюдь не все ярые сторонники Ричарда III. В данной главе нас интересуют личности братьев Стаффордов, Хамфри и Томаса, а также виконт Ловелл.
Стаффорды более мелкие сторонники Ричарда III, чем Ловелл, но в этом восстании их имена следует упомянуть первыми. К 1486 году сэру Хамфри Стаффорду было уже около 60 лет. Он верно служил Йоркам и сумел спастись с поля боя при Босворте. За ним последовал и младший брат Томас.
Виконт Ловелл мужчина лет 30 был ближайшим советником или даже другом Ричарда III. При Эдуарде IV его опекунами были сначала граф Уорик Создатель Королей, затем Джон де ла Поль – отец будущего наследника при Ричарде III.
Ричард III назначил Ловелла главным дворецким Англии, а чуть позже лордом-камергером. После подавления восстания Бэкингема Ловелл получил конфискованные у мятежников владения. Виконт вошел в ближний круг последнего короля из династии Йорков.
Впрочем, последнего ли? Заговорщики в этом сомневались. На что они рассчитывали? За что боролись? Скорее всего за восстановление Йорков на престоле Англии. Выбирать было из кого. Во-первых, де ла Поль – ранее объявленный законный наследник Ричарда III (или де ла Поли вообще). Во-вторых, потомство герцога Кларенса.
В общем, было кем заменить выскочку Тюдора, продолжая игнорировать «незаконнорожденных» потомков Эдуарда IV.
Из этого заговора ничего путного не вышло. Сам Ловелл попытался поднять аристократов Йоркшира – старой вотчины Йорков. А Стаффорды направились на запад, в Вустершир, что неподалеку от Бирмингема. Таким образом, у Генриха VII должно было загореться с двух сторон.
Весной 1486 года король как раз совершал традиционный вояж по своим владениям. В апреле он находился в Йорке. Здесь Генрих VII получил определенные известия о сборе армии Ловеллом. Немедленно снаряжается отряд под командой Джаспера Тюдора.
Северяне на этот раз как-то не очень рьяно шли под знамена мятежа. Видимо, лидер вызывал у них сомнения, а не энтузиазм. Одно дело идти за ярким лидером, имеющим права на корону и совсем другое за неким обиженным на власть аристократом.
Джаспер Тюдор разогнал это воинство одним простым обещанием королевского помилования. Мятежники начали колебаться. Ловелл, чтобы его не сдали Тюдорам, от греха подальше покинул свою армию. «Армия» тут же рассыпалась.
Еще хуже шли дела у Стаффордов. Эти вообще были «ноу-нэймы» по аристократическим меркам. Им как-то удалось захватить городок Вустер. Но и только. Лишь до Вустершира дошли слухи о поражении Ловелла, как силы мятежа растаяли в один миг.
Братьям удавалось какое-то время скрываться. Но 13 мая 1486 года они были схвачены. Суд закономерно приговорил старшего Стаффорда, Хамфри, к смертной казни, а вот младшего помиловал.
Что до судьбы Ловелла, то виконт бежал во Фландрию ко двору вдовствующей герцогини Бургундской Маргариты, родной сестры покойных Эдуарда IV и Ричарда III. Герцогиня отнюдь не питала теплых чувств к Тюдорам, убийцам ее брата. Здесь родился новый заговор. Но о нем речь в следующей главе.
Все публикации на тему Войн Роз в подборке: