По-моему, я одна еще не высказалась про сериал года? Плетусь, как всегда, в хвосте эволюции.
Везде уже недели три пылают станицы(зачеркнуто) не стихает ученая дискуссия, одни мы тут как не родные. Сейчас мы тоже на раз-два сообразим тут богословский диспут. Спорим, что мне хватит трех триггеров?
Триггер 1. Кино хорошее. Я вообще люблю российское кино и российские сериалы тоже люблю. Понятно, что 9 из 10 - художественная самодеятельность, но 1 из 10 - очень толковое, профессионально сделанное кино с отличными актерами. Это очень, очень жизнерадостная статистика, характеризующая российский кинематограф самым лестным образом.
Триггер 2. Поскольку дело происходит в Казани, все актеры загримированы под татар, а некоторые ими даже являются. Я всегда говорила, что татары - самая красивая нация в Российской империи(зачеркнуто) федерации. Главный лирический гопник в фильме, который татарин - красавчег и звезда. А тот лирический гопник, который ни к селу ни к городу русский у татарской матери - он какой-то юнкер Шмидт и не годится никуда. Кстати, там на фоне общего советского убожества и отсталости (осторожно, здесь был еще один триггер для самых маленьких) никакого пьянства в кадре, потому что все-таки легкий ислам. Пьют в кадре только русские уголовники, а основная масса Казанских горожан трезвы и опрятны.
Триггер 3. Все гопники, кроме двух лирических - дети воскресенья и дегенераты с признаками вырождения. А все цивильные персонажи имеют медальный профиль и античные кудри. Кроме звероподобных физиономий, деклассированную молодежь отличает поголовная умственная отсталость и зачаточные речевые навыки, в то время как нормальные граждане с хрустальными люстрами способны изъясняться сложноподчиненными предложениями (хоть и не все, но хотя бы некоторые) и моют руки после уборной. Этот евгенический мессидж находит во мне самый горячий отклик.
В целом кино про то, что молодые люди в пубертате - это мечта палеонтолога. Их личные, прости Господи, биографии представляют собой историю человечества в форме комикса, и на них легко проецируется любой эпос начиная с Илиады, и все эпосы каменного века тоже бы проецировались, кабы их кто-то знал.
Эти молодые мужчины представляют собой первобытное племя в отсутствие ресурса. Будь у них ресурс, а лучше даже в избытке - они при своем уровне развития предались бы изнеженности и разврату и были бы без труда покорены более агрессивным племенем. Но поскольку жрать им нечего и не предвидится, они находятся в тонусе и развивают в себе качества, необходимые для выживания - наблюдательность, быстроту реакции и сплоченность. Сплоченность необходима, чтобы противостоять врагам. А враги необходимы, чтобы было чем себя занять. Когда человеку, умеющему только жрать и драться, не дают жрать - он дерется как подорванный, потому что больше никаких развлечений ему не придумать.
Невеликие запросы этих троглодитов легко перечислить. Они хотят а) чем-нибудь гордиться, б) выжить, желательно коллективно и с) манифестировать свою маскулинность с утра до вечера, потому что замучены тестостероном и денег еще не изобрели(зачеркнуто) нет. Доступный им душевный комфорт описывается классической триадой "1. Я мужчина, 2. Я не один, нас много и 3. Мы лучшие." Этим они ничем не отличаются от воинов Ахилла и Чингисхана и вообще от любой армии на планете.
Тут очень кстати оказывается персонаж, вернувшийся из Афгана, чтобы стать вождем этого Мумбо-Юмбо. Во-первых, он герой, овеянный знаком отличника боевой и политической подготовки. В каком-то смысле он избран богами и духами предков, причастился тайн и достоин возглавить. Но у него есть преимущество поважнее - он носитель прогресса. Он знает, как устроена армия на следующей ступени цивилизации и это знание он принес этому бушменскому воинству. Кстати, он единственный, владеющий тайной огнестрельного оружия среди воинов палки-копалки.
В этом первобытном контексте кипят и разрешаются те же страсти, какие описывали Аристотель и Макиавелли, только в очищенном виде: борьба за выживание, а затем за владычество, в которую иногда встревает борьба за самку, всегда негативно отражающаяся на финале. То, что любовь приводит непобедимого героя к поражению и к гибели - это базовый постулат мировой культуры от песни о Нибелунгах до песни про Марусю Климову. Там до конца сезона еще две серии, но оба непобедимых уже успели влюбиться и ясно, что дело кончится Нибелунгами.
Управлять этим контингентом очень просто. Сперва им надо дать какой-нибудь лозунг, желательно посильный для их разума, а затем выдать оружие (для начала сойдет палка-копалка). При этом у них есть одно бесценное достоинство: их можно не кормить. Этот потенциал умел разгадать председатель Мао, а также другие энергичные политические деятели. Его сумел разгадать даже малограмотный афганец.
Комментировать погрешности против фактуры в виде белых школьных фартуков я не буду, потому что это очень скучно. Да, в повседневной форме фартук был черный. Белый фартук в данном случае выполняет функцию подвенечного наряда, если не вообще наряда весталки. Он символизирует невинность, ферштейн? Что символизирует в связи с этим пионерский галстук, об этом я даже думать не хочу.
Никакой романтизации криминала я в этом кино не заметила. Напротив, в нем прослеживается торжество гуманизма, описываемое фразой "маргиналы тоже люди", с которой я категорически не согласна (это был триггер 4, идет бонусом).
В описываемое время мне было 20 лет. В Питере тогда тоже было не скучно, но Казанский беспредел был легендарен настолько, что о нем слышала даже я. Мое отношение к пролетарским субкультурам у Ильфа и Петрова описывается выражением "вековая ненависть богача к грабителю", и оно всегда было именно таким, даже когда у меня у самой не было ни гроша.
Нищий и неграмотный, но полный задора молодой мужчина во все времена имел выбор - завербоваться в ландскнехты или наняться на корабль. Нет, ходить толпой по городу и грабить прохожих, такого выбора он не имел, за это вешали. И вообще в городе ему было не место. Если он уж очень не хотел в ландскнехты, он мог стать лесным разбойником и грабить караваны, но за это вообще-то тоже вешали, поэтому лучше все-таки в ландскнехты.
А еще лучше на корабль, подальше от нормальных людей.