Продолжение виртуальной экскурсии по «Некрополю 18 века» - музею под открытым небом, находящемуся на территории Александра – Невской лавры.
Мусин – Пушкин Иван Алексеевич (1859 – 1859)
Младенец , из знатного рода Мусиных –Пушкиных. Сын графа Алексея Владимировича Мусин-Пушкина (1831-1889). Прожил всего 7 дней. Был похоронен на соседнем Тихвинском кладбище, ныне известном, как «Некрополь мастеров искусств». В 30 –е годы прошлого века памятник был перенесен на Лазаревское кладбище без перезахоронения останков.
Памятник с одной стороны достаточно традиционный, середины 19 века – Голгофа с крестом, но с другой стороны необычен по материалу. Если обычно в качестве глыбы символизирующей Голгофу использовался гранит или просто так называемый «дикий камень», как например, при создании памятника на могиле Гоголя
В данном случае использовался лабрадорит - магматическая плутоническая горная порода, названная так в полуострова Лабрадор в Северной Америке, где была открыта в 70-е годы 18 века. В настоящее время широко используется как поделочный и облицовочный камень. На темной, почти черной глыбе из полированного лабрадорита, установлен бронзовый золоченый крест.
Нартов Андрей Константинович (1693 – 1756)
Человек удивительной судьбы. Сын московского мастерового, сызмальства освоивший профессию токаря. С 1709 года учился в Московской школе математических и навигацких наук, и работал в мастерской при ней. В 1712 году школу посетил царь Петр Алексеевич, который по достоинству оценил мастерство молодого токаря и забрал его в Петербург для работы в дворцовой «токарне».
Нартов проявил себя не только высококлассным мастером, но и талантливым механиком и изобретателем. Он разработал и изготовил целый ряд станков, с помощью которых можно было изготавливать, а затем копировать барельефы и декоративные элементы сложной конфигурации. Петр I испытывал личную симпатию к Нартову и в 1718 году отправил его за границу для «совершенствования в токарном искусстве и приобретения знаний в механике и математике».
После возвращения в Петербург был назначен заведующим «царской токарней», которую полностью переоснастил. После смерти Петра Великого Андрей Константинович был отправлен в Москву для наведения порядка на местном монетном дворе, который находился практически в заброшенном состоянии. Выполнив практически полную модернизацию предприятия и заодно разработав систему для подъема Царь колокола Нартов вернулся в Санкт – Петербург, где занял должность заведующего «Токарной и Инструментальной палатами» Академии художеств.
В 1744 году перешёл на работу в Артиллерийское ведомство, где зарекомендовал себя талантливым оружейником, внесшим ряд существенных улучшений в конструкции существовавших к тому моменту пушек. Статский советник, член Российской Академии наук Андрей Константинович Нартов скончался в апреле 1756 года в Петербурге. Был похоронен в ограде церкви Благовещения на 8-й линии Васильевского острова.
К сожалению, со временем имя Нартова было практически забыто, могила заброшена, а после событий октября 1917 года кладбище на котором он был похоронен исчезло с лица земли. Только почти 200 лет спустя во время проведения земляных работ на Васильевском острове был обнаружен саркофаг красного гранита с надписью :
«Здесь погребено тело статского советника Андрея Константиновича Нартова... оказавшего отечеству многие важные услуги по различным государственным департаментам, скончавшегося в Петербурге в 1756 году, апреля, 8 дня»
Останки «царского токаря» были перезахоронены в «Некрополе 18 века» рядом с его многолетним приятелем М. В. Ломоносовым. Саркофаг взят из фондов музея.
Огарева Елизавета Ивановна (1784 – 1815)
Супруга действительного статского советника Платона Богдановича Огарёва (1777 – 1838). Матушка того самого Н. П. Огарева, соратника Герцена, который в советское время почитался как один из первых русских революционных демократов. Впрочем, его матушка об этом не узнала. Она скончалась в возрасте 31 года, когда сыну было всего два.
Похоронена на Лазаревском кладбище.
Памятник работы неизвестного мастера начала 19 века, представляет собой усеченную гранитную колонну (или полу колонну) с мраморным рустом, установленную на постаменте с расширяющимися книзу гранями.
Над рустом врезана мраморная доска с рельефом голубя (символ Святого Духа), ниже - овальный медальон с фамильным гербом гербом.
На русте закреплена накладная медная доска, на которой вирирована надпись:
Здесь погребено тело Действительной статской Советницы Елисавъты Ивановны Огаревой урожденной Баскаковой родившейся 1784 го года Июля 2 го дня скончавшейся Сентября 3 го 1815 го года всей жизни ея было 31 годъ два месяца 1 день.
Одоевская Прасковья Александровна (1770-1820)
Княгиня, мать декабриста, поэта Александра Ивановича Одоевского (1802-1839).
Жена генерал-майора, флигель-адъютанта князя Потемкина-Таврического Ивана Сергеевича Одоевского (1769-1839), который был ей двоюродным братом.
Памятник работы неизвестного мастера 20-х годов 19 века.
Композиционно представляет собой Колонна срезанная, рустованная, увенчанная вазой-светильником на ножке, украшенной рельефом, на прямоугольном постаменте.
Ольхин Александр Васильевич (1771 – 1815)
Видный российский предприниматель, президент Коммерц-коллегии, член правления Александровской мануфактуры. В 1800 году стал одним из первых в России носителем титула коммерции советник, который присваивался за успехи в развитии торговли и коммерции.
Владел обширными земельными участками под Санкт-Петербургом, а также медеплавильным заводом, и бумажной фабрикой.
Скончался в августе 1815 года. Был похоронен на Лазаревском кладбище.
Памятник над могилой работы знаменитого итальянского мастера Агостино Трискорни. Представляет собой скульптурную композицию, установленную на постамент из розового гранита.
Женская фигура в длинном одеянии символизирующая Веру, опирается на мраморный жертвенник с фронтонами и акротериями украшенный накладными бронзовыми деталями.
Ранее жертвенник или алтарь, как ещё иногда называют такие сооружения, был увенчан четырех конечным крестом, ныне утраченным.
Место семейного захоронения Ольхиных обрамляет кованая металлическая ограда из пересекающихся полуовальных прутьев с карнизом из меандра.
Авторство Трискорни подтверждается подписью скульптора на постаменте, но и внешней схожестью аллегорической фигуры Веры с изваяниями «Вера» и «Мудрость» на фасаде Михайловского замка, его же авторства.
Сегодня, спустя 200 лет первая ассоциация, которая возникает, у каждого кто впервые видит эту замечательную скульптуру: «женщина говорит по мобильнику», хотя конечно это никоим образом не умаляет красоты этого чудного изваяния.
С работами этого замечательного скульптора, мы с вами мои уважаемые читатели ещё неоднократно встретимся, ну а пока позвольте пожелать вам всего доброго и напомнить, что