Найти тему

Лазаревское кладбище в Санкт – Петербурге. Красивые надгробия в «Некрополе 18 века. Часть 17

Оглавление

Продолжение виртуальной экскурсии по «Некрополю 18 века» - музею под открытым небом, находящемуся на территории Александра – Невской лавры.

Мусин – Пушкин Иван Алексеевич (1859 – 1859)

Младенец , из знатного рода Мусиных –Пушкиных. Сын графа Алексея Владимировича Мусин-Пушкина (1831-1889). Прожил всего 7 дней. Был похоронен на соседнем Тихвинском кладбище, ныне известном, как «Некрополь мастеров искусств». В 30 –е годы прошлого века памятник был перенесен на Лазаревское кладбище без перезахоронения останков.

Памятник с одной стороны достаточно традиционный, середины 19 века – Голгофа с крестом, но с другой стороны необычен по материалу. Если обычно в качестве глыбы символизирующей Голгофу использовался гранит или просто так называемый «дикий камень», как например, при создании памятника на могиле Гоголя

В данном случае использовался лабрадорит - магматическая плутоническая горная порода, названная так в полуострова Лабрадор в Северной Америке, где была открыта в 70-е годы 18 века. В настоящее время широко используется как поделочный и облицовочный камень. На темной, почти черной глыбе из полированного лабрадорита, установлен бронзовый золоченый крест.

Нартов Андрей Константинович (1693 – 1756)

Неизвестный художник. Портрет Андрея Константиновича Нартова
Неизвестный художник. Портрет Андрея Константиновича Нартова

Человек удивительной судьбы. Сын московского мастерового, сызмальства освоивший профессию токаря. С 1709 года учился в Московской школе математических и навигацких наук, и работал в мастерской при ней. В 1712 году школу посетил царь Петр Алексеевич, который по достоинству оценил мастерство молодого токаря и забрал его в Петербург для работы в дворцовой «токарне».
Нартов проявил себя не только высококлассным мастером, но и талантливым механиком и изобретателем. Он разработал и изготовил целый ряд станков, с помощью которых можно было изготавливать, а затем копировать барельефы и декоративные элементы сложной конфигурации. Петр I испытывал личную симпатию к Нартову и в 1718 году отправил его за границу для «совершенствования в токарном искусстве и приобретения знаний в механике и математике».
После возвращения в Петербург был назначен заведующим «царской токарней», которую полностью переоснастил. После смерти Петра Великого Андрей Константинович был отправлен в Москву для наведения порядка на местном монетном дворе, который находился практически в заброшенном состоянии. Выполнив практически полную модернизацию предприятия и заодно разработав систему для подъема Царь колокола Нартов вернулся в Санкт – Петербург, где занял должность заведующего «Токарной и Инструментальной палатами» Академии художеств.
В 1744 году перешёл на работу в Артиллерийское ведомство, где зарекомендовал себя талантливым оружейником, внесшим ряд существенных улучшений в конструкции существовавших к тому моменту пушек. Статский советник, член Российской Академии наук Андрей Константинович Нартов скончался в апреле 1756 года в Петербурге. Был похоронен в ограде церкви Благовещения на 8-й линии Васильевского острова.

К сожалению, со временем имя Нартова было практически забыто, могила заброшена, а после событий октября 1917 года кладбище на котором он был похоронен исчезло с лица земли. Только почти 200 лет спустя во время проведения земляных работ на Васильевском острове был обнаружен саркофаг красного гранита с надписью :

«Здесь погребено тело статского советника Андрея Константиновича Нартова... оказавшего отечеству многие важные услуги по различным государственным департаментам, скончавшегося в Петербурге в 1756 году, апреля, 8 дня»

Останки «царского токаря» были перезахоронены в «Некрополе 18 века» рядом с его многолетним приятелем М. В. Ломоносовым. Саркофаг взят из фондов музея.

-3

Огарева Елизавета Ивановна (1784 – 1815)

Неизвестный художник. Портрет Елизаветы Ивановны Огарёвой.
Неизвестный художник. Портрет Елизаветы Ивановны Огарёвой.

Супруга действительного статского советника Платона Богдановича Огарёва (1777 – 1838). Матушка того самого Н. П. Огарева, соратника Герцена, который в советское время почитался как один из первых русских революционных демократов. Впрочем, его матушка об этом не узнала. Она скончалась в возрасте 31 года, когда сыну было всего два.

Похоронена на Лазаревском кладбище.
Памятник работы неизвестного мастера начала 19 века, представляет собой усеченную гранитную колонну (или полу колонну) с мраморным рустом, установленную на постаменте с расширяющимися книзу гранями.

-5

Над рустом врезана мраморная доска с рельефом голубя (символ Святого Духа), ниже - овальный медальон с фамильным гербом гербом.

-6

На русте закреплена накладная медная доска, на которой вирирована надпись:

Здесь погребено тело Действительной статской Советницы Елисавъты Ивановны Огаревой урожденной Баскаковой родившейся 1784 го года Июля 2 го дня скончавшейся Сентября 3 го 1815 го года всей жизни ея было 31 годъ два месяца 1 день.

Одоевская Прасковья Александровна (1770-1820)

Княгиня, мать декабриста, поэта Александра Ивановича Одоевского (1802-1839).
Жена генерал-майора, флигель-адъютанта князя Потемкина-Таврического Ивана Сергеевича Одоевского (1769-1839), который был ей двоюродным братом.

Памятник работы неизвестного мастера 20-х годов 19 века.
Композиционно представляет собой Колонна срезанная, рустованная, увенчанная вазой-светильником на ножке, украшенной рельефом, на прямоугольном постаменте.

-7

Ольхин Александр Васильевич (1771 – 1815)

Видный российский предприниматель, президент Коммерц-коллегии, член правления Александровской мануфактуры. В 1800 году стал одним из первых в России носителем титула коммерции советник, который присваивался за успехи в развитии торговли и коммерции.
Владел обширными земельными участками под Санкт-Петербургом, а также медеплавильным заводом, и бумажной фабрикой.

Скончался в августе 1815 года. Был похоронен на Лазаревском кладбище.
Памятник над могилой работы знаменитого итальянского мастера Агостино Трискорни. Представляет собой скульптурную композицию, установленную на постамент из розового гранита.
Женская фигура в длинном одеянии символизирующая Веру, опирается на мраморный жертвенник с фронтонами и акротериями украшенный накладными бронзовыми деталями.

-8

Ранее жертвенник или алтарь, как ещё иногда называют такие сооружения, был увенчан четырех конечным крестом, ныне утраченным.

Место семейного захоронения Ольхиных обрамляет кованая металлическая ограда из пересекающихся полуовальных прутьев с карнизом из меандра.

Авторство Трискорни подтверждается подписью скульптора на постаменте, но и внешней схожестью аллегорической фигуры Веры с изваяниями «Вера» и «Мудрость» на фасаде Михайловского замка, его же авторства.
Сегодня, спустя 200 лет первая ассоциация, которая возникает, у каждого кто впервые видит эту замечательную скульптуру: «женщина говорит по мобильнику», хотя конечно это никоим образом не умаляет красоты этого чудного изваяния.

-9

С работами этого замечательного скульптора, мы с вами мои уважаемые читатели ещё неоднократно встретимся, ну а пока позвольте пожелать вам всего доброго и напомнить, что

2 декабря 2023 года на телеканале «78» вышла передача из цикла «Другой Петербург» посвященная некоторым аспектам монументальной скульптуры нашего города. Съемки проходили в Академии художеств, музее «Мастерская Аникушина» и в моей мастерской, при моем непосредственном участие.

Посмотреть сюжет можно кликнув по данному сообщению. Надеюсь, вам будет интересно.