Амалиенау. Архитектура и архитекторы. Часть 4.
Бородинская 12.
Вилла «Лео» - одна из первых вилл , спроектированных Фридрихом Хайтманом и построенных в Амалиенау. Время ее постройки датируется 1902 годом. Хайтман был разносторонним архитектором, но в своем творчестве явно отдавал дань традиции и романтике загородного поместного дома на фоне зарождающегося югендстиля (модерна). Изощренное нагромождение крыш и художественное осмысление фахверковых конструкций, стали "визитной карточкой" мастера на долгие годы.
В роли заказчика выступил депутат городского совета и владелец судоходной компании Людвиг Лео, избранный в 1902 году городским старейшиной, а в 1907 году удостоенный звания почетного гражданина Кенигсберга.
Архитектура внутреннего пространства виллы строилась вокруг большого двухсветного зала с камином , служившего столовой. Также на первом этаже находились: салон, спальня, зимний сад и кухня. На второй этаж , где располагались спальные и гостевая комната ,вели две лестницы, одна из которых выходила на галерею над столовой.
Документально зафиксирован факт перестройки виллы Хайтманом в 1906 году для возможности проживания в ней двух семей. Судя по первоначальной планировке, в левой части северо-западного фасада были возведены два этажа с фронтоном и претерпела изменения наружная лестница этого же фасада, ведущая на второй этаж. Возможно тогда же было изменено функциональное предназначение помещения зимнего сада.
Прошло более 120 лет, но вилла по-прежнему завораживает своей сказочной красотой и удивительной гармонией с окружающим пространством.
После войны во многих виллах Амалиенау размещались детские дошкольные учреждения, что стало своего рода охранной грамотой и позволило сохранить их в первозданном виде. Вот и виллу "Лео" долгие годы занимает детский сад N27, благодаря чему мы имеем возможность лицезреть неповторимый шедевр великого архитектора.
Северо-западный фасад здания заслуживает нашего особого внимания. Первое что бросается в глаза, это невообразимая сложность изогнутого фахверкового каркаса, который не только был труден в изготовлении, но и являлся достаточно дорогим удовольствием. Правда, когда вспоминаешь кем был хозяин виллы и какими ресурсами обладал, все встает на свои места.
В круглых окнах верхней части фронтона , в сочетании с элементами фахверка , читается образ совы , стилистически отсылающей к набирающему популярность югендстилю.
Юго-восточный фасад на который выходили окна салона , зимнего сада и спальни второго этажа , утратил застекленную деревянную веранду, увенчанную двускатной крышей. В 1950-е годы ее заменили двухэтажной пристройкой с застекленными балконами. К счастью , это единственное серьезное изменение первоначальной архитектуры виллы, если не считать безграмотной замены оконной столярки. На фронтоне опять вырисовалась уже знакомая птичка, правда напоминает она не сову , а скорее всего ворона. Не знаю вкладывал ли архитектор символическое прочтение в эти невольные ассоциации, но смею напомнить о том, что сова издревле символизировала мудрость и просвещение, а ворон служил символом долголетия. К тому же, не будем забывать , что хозяин виллы был владельцем судоходной компании, а изображение ворона украшало флаги над кораблями викингов.
Кухня выделена в отдельный блок и оформлена в виде приземистой башни.
Северо-восточный фасад претерпел существенные изменения при перестройке 1906 года.
Недавно изящная кованая калитка виллы Лео приобрела свой первозданный вид, избавившись от многолетних наслоений краски всех цветов радуги.
Местные жители помнят ее и зеленой, и жёлтой, и красной, и синей и еще много какой.
А вот один интересный исторический факт. В 17-18 веках в Кенигсберге существовала традиция "Кофейных садов", когда любой горожанин мог беспрепятственно зайти в сад богатого аристократа , устраивавшего в нем традиционное чаепитие, для приятного времяпровождения.
Людвиг Лео, отдав дань традиции, тоже стал устраивать в своем саду чаепития для всех желающих.
© Игорь Ромазанов (Проект «Кёнигсберг. Люди и архитектура»).