Отец был старше матери и давно болел. А она всегда была подвижной и работящей. На месте не сидела, огород был через дорогу, там насаживала она овощи и каждый день на коромысле носила в ведрах воду для полива. Соседи удивлялись ее огромным помидорам, ровным и сладким огурчикам, большим вилкам капусты. А все это доставалось стараниями матери. В один из летних дней она занемогла и с кровати не поднялась. Отец пошел за Аркадием, а он уже ушел на работу. Решили ждать его возвращения. Отец сидел около жены,держал ее за руку и повторял: "Мать, держись, сроду такого не было, чтобы ты не поднялась". Вечером она поговорила с Аркадием и Раей, дала им много заданий в огородных делах. Рая, как стали жить со стариками в огород ходила только на посадку и уборку урожая, все остальные заботы были на матери. Вот она и переживала, что пока лежит огород зарастет бурьяном. Поговорили о том о сем, Аркадий с Раей ушли, они с отцом погасили свет и собрались спать. Ночью мать тихо отошла в мир иной. Отец не спал, лежал и плакал, понимая без Вари ему долго не жить.
Дочерей на похороны ждать не стали, они приехали к 9 дню. Отец сидел на своей завалинке и молчал. Нина и Валя пытались его разговорить, предлагали поехать к ним хоть на время. Отец молчал и отрицательно качал головой. Сестры пошли к Аркадию с Раей, просить, чтобы отца не оставляли. Они просьбе удивились. Конечно будут смотреть за отцом, ему одному никак нельзя, с матерью прожили почти 60 лет. Им не верилось в ее уход. Быстро и неожиданно все произошло. Отец пережил супругу всего на три месяца. Затосковал без нее, потерял интерес ко всему, немного полежал глядя в окно,за которым золотом рассыпалась в саду осень. И ушел вслед за матерью. На эти похороны сестры успели. Похоронив отца ,позвали Аркадия в родительский дом. Сняли они на память со стен фотографии родителей и свои , попросили ,чтобы Аркадий на троих разделил наследство.
-Какое наследство?- он удивился.Все здесь-старенькая хатка, которую последние годы он поддерживал, сад- плодами пользуйтесь, а накоплений никаких у стариков не было.
-На вас все и тратили, вы же рядом, то стройка, то покупки. Нам хоть по тысяче выдели.
-Девчата, так он называл сестер, да откуда у меня такие деньги? Родителей хоронил, поминки устраивал, я же с вас ничего не просил. Пенсия у отца была побольше, а у матери-вообще мизер. Какие накопления?
Сестры обиделись и уехали на следующий день не попрощавшись. Аркадий не мог взять в толк, за что он им остался должен. Жили далеко, к родителям не приезжали, письма писали, открытки к праздникам присылали и все. Особо не интересовались как и на какие средства родители жили. Вот так оборвалась ниточка связывающая Аркадия с сестрами. Лишь Рая была рядом и во всем поддерживала.
За садом Аркадий стал ухаживать, а дом родительский разобрал на дрова. Хоть и сыновья росли, но для жизни он уже был непригоден.
Ребята выросли, Гоша после школы отслужил в армии, возвратившись сообщил родителям, что жениться собрался.
-Дело хорошее, а где жить будете? Поинтересовался отец.
-А что у нас места мало? У каждого по комнате. Вот в моей и будем жить.
-Сын, пока мы с матерью при силе построим твоей семье дом. А уж Витюшка в наш дом жену приведет, с ними доживать будем.
-Хорошо, я согласен, если поможете. А то Любе на работе квартиру предлагают в новых домах.
-Квартира она и есть квартира, а у вас пусть будет дом.
Осенью ,на Казанскую, сгуляли веселую свадьбу, весной дом начали возводить . В конце лета Люба первенца родила. Вскоре отошли молодые в свой недостроенный дом. Хотелось жить им самостоятельно и самим заканчивать строительство.
После их ухода в доме стало непривычно тихо. Виктор вечерами уже стал на гулянья ходить. И сидели Аркадий с Раей у телевизора. Много чего в их жизни изменилось. Появились в доме новомодные приборы: сепаратор, холодильник, телевизор. Жизнь стала легче, а прошлое вспоминалось с теплотой, хоть и было нелегким.
Вечерами в дом не тянуло, включали свет в беседке, это было сигналом Грише и Вале , чтобы шли в гости чаевничать. Григорий редко приходил без бутылки. Женщины и не возражали. Дела сделаны, пусть мужики расслабятся. Вместе вспоминали прожитое. У них сыновья уехали после школы к родне в Ростов, остались они одни, но все надеясь, что кто-нибудь возвратится к ним в село. Но надежда была слабой, сыновья работали на заводе токарями, стояли в очереди на квартиры, жили в общежитиях и в село привозили своих жен только в гости.
А вот у Аркадия и Раи была надежда на младшего сына, не собирался он в город.
На пенсию Валя с Григорием и Рая с Аркадием вышли почти в одно время. Радовались, что теперь свободны и есть время на свои увлечения.
Мужчины сделали лодку одну на двоих, чтобы рыбачить. Рая внуками занималась. У Гоши и Любы трое родилось, все погодками были. Невестке помощь нужна была. У Вали таких забот не было, сидела спокойно на крыльце и вышивала крестиком. В молодости очень любила это занятие, и сейчас увлеклась.
Как-то сидя в беседке Григорий сказал:- Живем -живем , интересно, а кто из нас первый уйдет? Я про то,что кого-то не будет, а жизнь в селе дальше продолжится...
-Гриша, будем жить, а не думать о грустном. Уйдем все, никто не останется.-укоризненно сказала Рая.
-Я к тому, что мои старики прожили до 70 лет, а Аркадия -более 80. Наследственность -это дело большое. Так что Аркадий ты всех провожать будешь.
-Не занимай очередь, Гриша, чему быть-тому не миновать. Мы с тобой еще поживем- засмеялся Аркадий.
Через год Аркадия не стало. Не дождался младшего из армии, не узнал, что погибнет Витюша в Афгане. Привезут его в цинковом гробу и вручат окаменевшей Рае орден, которым сына наградили посмертно. Это случится через четыре месяца после ухода Аркадия. Никогда он на сердце не жаловался, шутил, что не знает ,где оно находится. Пришел после рыбалки, сказал, что в груди печет, прилег на диван. Рая капель ему принесла, да поздно...
От горя Рая почернела и ростом меньше стала. Скотину всю Гоше с Любой отдала, огород уменьшила. Жила- как по инерции двигалась.Пережила мужа на долгих пятнадцать лет. За эти годы похоронив и старшего сына, ушедшего ,как и отец, от инфаркта. Умирала долго и тяжело, как и жила. До последнего ее вздоха рядом была невестка Люба.
Гриша с Валей жили хорошо материально и на здоровье не жаловались. Вначале слег Григорий, онкологию обнаружили, от операции отказался и прожил недолго. Валя за ним ухаживала. А вот за ней ухаживать было не кому. Невестки к себе не приглашали и в село ехать не хотели. Сыновья приехали, Любу наняли, как опытную сиделку. Она и закрыла глаза соседке родителей мужа.
Не стало всех в разное время, а над селом все также вставало солнце, за зимой наступала весна. Каждую весну шла Люба на кладбище убирать могилки близких вместе со своими дочерьми.Соседей тоже без внимания не оставляла. Памятников им так никто и не поставил, как она своим родным. Было Любе что вспомнить : как помогали родители и поддерживали во всем. Благодарна она была мужу за детей, а свекру и свекрови- за теплое отношение. Дом их продавать не стали, сад пожалели. Сколько лет баловал их он яблоками да виноградом. А в доме жить стала старшая дочь, когда замуж вышла.
А дом Григория, стоявший на против родительского, зарастал терновником, сыновья не договорились о разделе его и продаже. Вот и умирал дом вслед за хозяевами, после них оказавшись никому не нужным.
-