Часть 86
Монастырь на этом месте начали строить по велению императрицы Елизаветы Петровны, которой накануне сорокалетия стукнула в голову фантазия провести остаток своих дней в стенах монастыря.
Проектом руководил хорошо знакомый нам архитектор Франческо Бартоломео Растрелли, что, как всегда, очень бросается в глаза. Но нельзя не отметить, что именно благодаря своеобразию взглядов Растрелли Смольный монастырь создан в нестандартной интерпретации барокко – в отличие от европейских «фасадных» стилей он предназначен для осмотра со всех сторон.
Монастырский комплекс, согласно проекту, должен был состоять из собора и расположенных вокруг него жилых корпусов,
а доминантой планировалась колокольня над въездными воротами, которая должна была быть выше колокольни Петропавловского собора.
Но через 5 лет Екатерина велела переделать проект и построить собор наподобие Успенского собора в Московском Кремле.
Очень «наподобие» я бы сказала… Ну прямо разительное архитектурное сходство. Разве что оба пятикупольные, как и 99% процентов православных храмов.
Для возведения монастыря были привлечены тысячи солдат и мастеровых, которые работали по 14 часов в день. Елизавета Петровна была восхищена размахом и ходом строительства.
Но из-за начала Семилетней войны денег на строительство стало не хватать, и проект так и не был завершен. Победа в войне над Пруссией развеяла желание императрицы уйти в монастырь, но увидеть освящение собора ей так и не довелось.
Последний этап строительства и отделочные работы проводились уже без участия отбывшего в Италию Растрелли под руководством архитектора Ю.М. Фельтена.
При Николае І архитектор В.П. Стасов предложил проект восстановления обветшавших к тому времени конструкций. Он занимался реставрацией, отделкой интерьеров и пристройкой новых служебных корпусов со стороны главного входа.
В 1835 году Смольный собор был освящен как собор всех учебных заведений, а архитектор Стасов получил вознаграждение 2 тысячи рублей серебром в год, которое выплачивалось ему в течение 12 лет.
Про «серебром» - это важная оговорка. При Николае I за один рубль серебром давали три с половиной ассигнационных, которые были обеспечены медью.
Так что «сажень дров за 16 рублей ассигнациями» или «пуд говядины за 5 рублей 30 копеек ассигнациями» нельзя ставить в один ряд с «фунт сахара за 24 копеек серебром».
Информация с сайта Monetnik.ru
Примерно уровень цен понятен, надеюсь?
Ну а мы, налюбовавшись собором снаружи, заходим внутрь.
Внутри собор поражает величием и снежным сиянием, но в нем нельзя фотографировать. Обидно, да?
Интерьером собора, как я уже упоминала, занимался Василий Стасов. Это с его легкой руки пространство визуально расширилось за счет белого искусственного мрамора.
На фото видно, что в соборе ведется реставрация. Не могу не отметить, что проекты по реставрации Смольного собора и дома И.В. Пашкова (нет, не того, что в Москве, а того, что в Питере, на Литейном проспекте) вышли в финал премии «Золотой Трезини».
В 1972 году иконостас и всё имущество собора было передано в музеи,
а в соборе был открыт филиал Музея истории Ленинграда.
В южном переделе Смольного собора находится деревянная скульптура ангела
с купола собора Святой Великомученицы Екатерины на Васильевском острове.
Как я уже писала, в связи с отсутствием средств, колокольне по проекту Растрелли так и не было суждено появиться. Так что особенностью собора считается то, что только один из пяти куполов храмовый, остальные – двухярусные колокольни, в нижних ярусах которых находятся звонницы, куда поместили 12 колоколов, отлитых в Валдае.
Для Смольного собора цифра 87 стала мистической: 87 лет он строился, 87 лет там проводились службы до момента закрытия, 87 лет он не использовался по назначению.
И только в 2016 году собор вновь отошел Русской православной церкви.
Бросив последний взгляд на купол церкви Екатерины Великомученицы,
мы отправились в обратный путь, к вокзалу.
Шли мы по другой стороне Суворовского проспекта, поэтому смогли получше рассмотреть еще несколько интересных домов.
Например, этот доходный дом, построенный в начале прошлого века.
Или находящийся рядом с ним особняк А.А. Экарева, построенный в 1891 году в стиле неоклассицизм.
Или доходный дом потомственного почетного гражданина О.Е. Корявова, построенный в 1880 году…
Но, откровенно говоря, за десять дней мы увидели такое количество самых разнообразных домов, что уже слегка пресытились этим зрелищем. Поэтому, пообедав, мы без особых задержек вернулись на вокзал и стали ждать объявления посадки.
Та часть вокзала, где мы сидели, оказалась переполненной детьми среднего школьного возраста, которых везли оздоравливаться на юг. К счастью, для них были взяты билеты не в купе, а в плацкарте.
Вот реально, уже много лет не могу понять, что должно быть в голове у людей, которые из достаточно холодной местности едут в самые жаркие регионы нашей страны максимум на пару недель, но чаще всего на недельку, и называют это оздоровлением.
Я всю жизнь прожила на юге, но вернувшись из Питера, где носила куртку, к Черному морю и летнему платью, я акклиматизировалась несколько хуже, чем мои коллеги, которые к этой температуре привыкали за последние дни.
А с непривычки какое может быть оздоровление? Только ослабление организма и болезни.
Наконец объявили посадку и вот мы снова в поезде. На этот раз мы не пытались поднять полку – мы ведь уже бывалые путешественницы. А вот соседи пытались, и мы им подсказывали, что полка не поднимается, а чемодан надо просто под неё засовывать.
И снова всё те же слова о том, что «мы поезд не видели уже 10 лет, мы только самолетом». Да-да, мы тоже, но сюда мы ехали поездом, мы уже бывалые, почти всё знаем.
Пришло время уезжать. Тогда я еще не знала, что не пройдет и года, как я вернусь в Питер, на этот раз по работе. Поэтому, зная свою непоседливость и страсть каждый раз увидеть что-то новое, я всегда и отовсюду уезжаю навсегда.
Я уезжаю навсегда, и вообще все всегда уезжают навсегда. Вернуться невозможно – вместо нас всегда возвращается кто-то другой,
Макс Фрай «Простые волшебные вещи»
И это правильно. Разве у кого-то повернется язык сказать, что в 2022 году в Питер вернулись те же самые люди, которые уехали оттуда 30 лет назад?
Может, это и к лучшему. В любом случае, если путешествие ничему не научило, не дало пищу для размышлений и не изменило тебя хоть чуть-чуть, то лучше, наверное, его вообще не затевать.
До новых встреч! 📷