Найти тему
Антон Владимиров

Почему зрители сочувствуют девочке-убийце: взгляд режиссёра

Оглавление

Что случилось с нашим обществом ? Люди превратились в дикарей, они сочувствуют убийцам, оправдывают терроризм, власти должны что-то делать с этим ! Вопросы эти, и рекомендации посыпались, как горох, после известных событий в Брянске.

Мой материал о причинах этих событий, в котором я пытался объективно отобразить происходящее, вызвал большой интерес, но малый отклик. Полагаю, потому, что многие из зрителей узнали в нём себя. Что ж, в этом тоже узнают, но с совсем неожиданной стороны.

С вами Антон Владимиров — писатель, композитор, кинематографист. Рассказываю, почему многие не вполне понимают, что случилось, и почему огромная часть читателей, зрителей выражает сочувствие девочке-убийце и её отцу. При этом сочувствие в сторону пострадавших минимально, иногда даже никак не выражено.

Некоторые люди, не разобравшись, стали сурово глядеть на этих сочувствующих. И, не понимая, ненавидеть, даже опасаться. Пошли разговоры о том, что «эти ненормальные нас всех укокошат». Пустили слухи о тайных агентах, об информационной войне, которую ведут против нашей страны проклятые империалисты. Высказался «эксперт по психологии»: манипулируя терминами, о значении которых не имеет ни малейшего понятия, разъяснил доверчивой публике, как девочку могли «запрограммировать и направить». В общем, как всегда, ничего нового.

-2

Хотя нет, новое было. Случилось так, что сочувствующих преступнице оказалось максимальное количество. Такого не было, пожалуй, никогда в истории подобных преступлений (имеется в виду пост-советское пространство, ибо в США мотивации совсем другие). Так вот, я попробую объяснить, почему такое произошло, и кино, в качестве примера, подходит для этого лучше всего. А может, вы и сами невольно сочувствуете, и задаёте себе вопрос, нормальны ли вы ? Что ж, разберёмся.

Нет, мы не дикари

Люди, сочувствующие убийце, не дикари, не сумасшедшие, и не оправдывающие терроризм. Чувство, которое их подвигает на это, называется «эмпатия». Именно с помощью эмпатии мы сопереживаем героям в кино, литературе, и в реальной жизни. Это нормальная и адекватная реакция зрителей на произошедшее. В кино, и в реальной жизни переживания зрителей имеют одну и ту же природу. Но при этом наша психика защищает нас, отделяя реальные переживания от кинематографических или литературных.

-3

Почему эмпатия проявляется к убийце, а не к жертве

Далеко не всегда. Всё зависит от контекста, от действующих лиц, от самого объекта эмпатии. Это сложный механизм, в нём очень многое имеет значение: пол, возраст, внешность, национальность, вероисповедание, причины случившегося, и многое, многое другое. Просто в данном случае, при данных обстоятельствах, большая часть сочувствующих оказалась на стороне убийцы.

Почему именно в этом случае

Когда происходит какое-то подобное событие, зритель невольно, подсознательно пробует поставить себя на место преступника, как если бы он сравнивал себя с киноперсонажем. Чтобы понять для себя, кто это такой, чем жил, кого обсуждает общественность.

Он ищет в действиях преступника логику, ассоциации. И в этом случае она находится, зритель понимает, почему убийца взял ружьё и пошёл убивать. То есть ему доступен мотив преступления. Особенно, если зритель сам был ранее жертвой травли (а многие были) — и здесь он опять-таки, как в кино или литературе, обращается к своим воспоминаниям, отождествляет события, о которых рассуждает, с событиями в своей жизни.

Зритель обращается к рефлексии, пытается разобраться в своих мыслях, чувствах, переосмысливает свои воспоминания на основании той информации, которую он получил.

И потому чувства зрителя зацепляются за некую, очень небольшую, может, даже ничтожную, справедливость.

Это всё из-за кино и компьютерных игр

«Западные киностудии специально продвигают тему насилия в кино и компьютерных играх для деструкции сознания молодёжи» — ну, если вы видите насилие только в западных кинофильмах, а в отечественных не видите, вам нужно идти в кинотеатр.

-4

Действительно, западные разработчики эффективно продвигали тему насилия: Жюль Верн, Александр Дюма, Артур Конан-Дойл, Роберт Стивенсон. В «Острове Сокровищ» убийства случаются каждые несколько минут, да и «Три мушкетёра» не хуже. Найдите хоть одну русскую сказку, не говоря уже о западных, в которой не будет убийств, унижений, издевательств над главными и второстепенными персонажами, а также всякого рода предательств и незаконных обогащений. Загляните в новости. Насилие и убийства — ходовой товар, который в творчестве постоянно воспроизводится минимум 2000 лет. Нравится вам это, или нет, такое имеет место. Но почему-то «деструкция сознания» от этого не зависит, в целом.

А если вам кажется, что автор нарочно уводит в сторону со своим синематографом, отвлекает от козней подлых империалистов, срочно начните читать большую научную статью Джорджа Энтина «Теория заговора и конспиративистский менталитет». Узнаете для себя много нового. Кстати, это не шутка.

Итоги

1. Люди, которые сочувствуют девочке-убийце и её отцу, нормальные и адекватные. Нет ничего плохого в таком сочувствии, это нормальная реакция.

2. Наше общество токсично. Но это не значит, что эти люди сделали его таким. Более того, именно они противостоят оболваниванию и расчеловечиванию, разобщению данного общества.

3. Эмпатия — сложный механизм, и его работа зависит от многих факторов.

4. Что играет главную роль в переживаниях и восприятии событий зрителем: эмпатия (сложное сопереживание), романтизация (поиск справедливости, формирование образа преступника как мстителя), воспоминания (отождествление себя с убийцей, «как бы я поступил», поиск оправдания), сравнение (сравнение событий в своей жизни с событиями из произошедшей истории), рефлексия (переосмысление событий в своей жизни на основе информации из обсуждаемых событий). Примерно так всё это работает, ничего сложного.

И да, я тоже из «группы сочувствующих». Мне очень жаль, что бесконечно одинокий, и никем, видимо, не понятый человек, молодой и красивый, решил так нелепо уйти, отмстив своим обидчикам намного более сурово, чем они того заслуживали. Но действительно ли слишком сурово, и с какой точки зрения ? Какой мерой это было отмерено, не знает никто.