Найти тему

В Саранске в музее изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи открылась выставка Куинджи

Новаторство Куинджи и его смелые эксперименты в области цвета проявляются уже в ранних работах. Подход мастера к этюдам необычен: они становились подсобным материалом при работе над картинами, при этом являлись самоценными произведениями. Найденные в этюдах и эскизах мотивы давали импульс к созданию масштабных картин.

В 1882‑м Куинджи закрыл свою мастерскую. Начался длившийся до конца жизни мастера период затворничества. Публика больше не видела его картин, а самому художнику приходилось преследовать мошенников, которые сбывали подделки, выдаваемые за «нового Куинджи».

Художник приобрел в Крыму участок у моря, где создал десятки этюдов южной природы. На рубеже веков он часто писал горные пейзажи Кавказа. Высокие нагорья увлекали его близостью к небу, давали ощущение единства мироздания.

В конце 1890‑х — начале 1900‑х Куинджи много работал над мотивом заката. Одновременно с работами, в которых преобладает декоративное начало, мастер написал, например, картину «Ночное», построенную на совершенно ином живописном принципе. Это свидетельствует о том, что почти 70‑летний Куинджи был еще полон творческих сил и замыслов, реализовать которые не успел.