Сегодня очень интересный хирургический случай был.
Ей-богу, и смешно и трогательно.
Представьте себе, приходит на утренний осмотр парень, из масальских каменщиков. Эти масальские ребята, какого ни возьми, все, как на подбор, богатыри.
«Что тебе?» спрашиваю.
«Да вот, господин дохтур, резал я хлеб для артели, так палец маненечко попортил, руду никак не уймешь». Осмотрел я его руку: так себе, царапинка, пустяки, но нагноилась немного; я приказал фельдшеру положить пластырь. Только вижу, парень мой не уходит.
«Ну, чего тебе еще надо? Заклеили тебе руку, и ступай».
– «Это верно, говорит, заклеили, дай Бог тебе здоровья, а только вот што, этто башка у меня трешшыть, так думаю, заодно и напротив башки чего-нибудь дашь».
– «Что же у тебя с башкой? Треснул кто-нибудь, верно?»
Парень так и обрадовался, загоготал.
«Есть, говорит, тот грех. Опомнясь, на Спаса (это, значит, дня три тому назад), загуляли мы артелью да вина выпили ведра полтора, ну, ребята и зачали баловать промеж себя… Ну, и я тоже. А опосля… в драке-то нешто разберешься?.. ка-ак он меня зубилом саданул по балде… починил, стало быть… Сначала-то оно ничего было, не больно, а вот теперь трешшыть башка-то».
Стал я осматривать «балду», и что же вы думаете? – прямо в ужас пришел! Череп проломлен насквозь, дыра с пятак медный будет величиною, и обломки кости в мозг врезались…
Теперь лежит в больнице без сознания.
Изумительный, я вам скажу, народец: младенцы и герои в одно и то же время.
Ей-богу, я не шутя думаю, что только русский терпеливый мужик и вынесет такую починку балды. Другой, не сходя с места, испустил бы дух. И потом, какое наивное незлобие: «В драке нешто разберешь?..
Чёрт знает что такое!
1896
Александр Куприн
"Молох"
Интересные смысловые ниточки тянутся через всю нашу историю.
Первые упоминания о кулачных боях есть уже в "Повести временных лет" - то есть это тысячелетняя забава. Стенка на стенку бьются в старых русских былинах и в лермонтовской "Песне о купце Калашникове".
Из царского указа за 1648 год:
Которые люди изыманы на кулачных боях; и тем людям за те их вины чинить за первый привод бить батоги, и имать приводныя деньги по указу, за другой привод бить кнутом, да имать приводныя деньги вдвое, а в третий тем чинить потомуж жестокое наказанье, бить кнутом и ссылать в ссылку в Украйные городы на вечное житье.
"Украйные" или "пограничные" города вообще часто мелькают в летописях или официальных документах того времени. Так называли любые поселения на границах Московского царства. "Украйные люди" или "пограничники" сражались с крымскими татарами под Тулой в 1518 году.
Это к слову о современной УкраЙне, которой тогда в помине не было.
Была Южная Русь - как говорил не знавший украинского языка батька Махно.
Но вернёмся к мордобою.
Интересные наблюдения бывшего казанского подростка:
Дележ территорий, контроль за своей землей – типичная сельская, крестьянская ментальность.
Кулачные бои – тоже.
Роберт Гараев
"Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х"
Сериал я уже посмотрел и вам советую, надо вот за книжку взяться.
Книга обычно глубже кино.
Прошлый XX-ый век был временем победы технологической цивилизации над земледельческой. Не только у нас - почти во всём мире. Русские крестьяне оставили землю, переехали в города, пошли работать на заводы.
Хорошо это или плохо - тема отдельного большого разговора.
Казалось бы, где тысячелетняя былинная Россия и где пионеры с комсомольцами? Зачем толпам в сотни человек делить голый городской асфальт? А вот поди ж ты, генетическая память.
Драться за свою землю - это у нас в крови.
Как сейчас на той же УкраЙне.
Нашей Южной Руси.
-----------------------------------------------
"Великая Отечественная Спецоперация"
Автору важна обратная связь, комментарии приветствуются
-----------------------------------------------