Какое замечательное время было! Полное духа новизны и романтизма. Для меня 90-е не ассоциировались с бандитизмом и разборками, Маленькая была, чтоб такое замечать.
А всё вокруг так волнующе преобразовывалось. Шумели и пестрели официальные, с лотками и павильонами, и стихийные рынки. Я очень любила на них бывать. Там царила совершенно необычная атмосфера азарта.
Торговцы зазывали мимо проходящих и «впаривали» брак. Каждый делал это по своему. Но, если голова у покупателя была на плечах, можно было приобрести что-то намного дешевле, чем в магазинах. За тем на рынки и ехали.
Чем торговали в 90-е?
Крашеная пряжа
В те годы в Москве у молодежи вошли в тренд вещи ярких, кислотных оттенков. Самыми популярными были цвета салатовый и фуксия. Также котировались ярко-фиолетовый и ярко-сиреневый. Шнурки, платочки, шарфики, перчатки и прочие аксессуары становились нашей желанной добычей. Набеги на кооперативные ларьки имели цель, в том числе, раздобыть носки, заколки, футболки этих цветов.
Частные торговцы "с рук" не остались в стороне от модного веяния. Их здоровенные мотки хлопчатобумажной пряжи, которую дома нужно было перематывать в большие клубки, обрели актуальные цвета: лиловый, ярко-розовый, малиновый, сиреневый, салатовый, фуксия и т.п. Классические оттенки, как-то коричневый и черный, тоже, конечно, имели место быть. Но нами, в первую очередь, приобретались кричащие тона.
Джинсы — "бананы" и "пирамиды"
С небольшим промежутком во времени в моду вошли светло-голубые джинсы из плотной ткани в двух вариантах. Модели шились широкими и зауженными к низу либо прямыми и широкими, с узкой талией. Вторые получили название "пирамиды".
В качестве лирического отступления:
Вспоминается случайно услышанный разговор на Рижском рынке, в павильоне.
Торговец жаловался покупателю на рэкет. Мол, пришли бравые молодцы и на отказ делиться прибылью применили психологический прием. Один из них достал из кармана пузырек чернил и занес руку с ним над бело-голубыми одежками.
"Пришлось согласиться," — вздыхал хозяин товара.
Пока я, развесив уши, внимала рассказу, из моего кармана, чудесным образом, улетучились средства на покупку спасенных джинсов. Сама виновата! Нечего было пересчитывать купюры на людях. То-то в предыдущем ларьке вокруг меня вдруг случилась непредвиденная давка. Это в транспорте одному работать сподручнее. А на рынках — труд коллективный.
Смотрите сами:
- Первый режет сумку или сует руку в карман.
- Второй из его рук получает добычу.
- Остальные окружают жертву плотным кольцом, сковывая ее движения и лишая бдительности.
Сапожки из клеенки
Ситуация с обувью была аховой. Чтоб урвать приличные обувки из кожзама, приходилось стоять в очереди где-нибудь в ГУМе/ЦУМе часами. Тогда еще там можно было закупаться. С зарплаты! А не просто любоваться "экспонатами", как сейчас. Надо было всего лишь отстоять в очереди пару-тройку часов...
Что уж говорить о качественной коже! Ее чаще вылавливали в комиссионных магазинах, на полках с "привозным". Так обозначались товары, ввозимые в страну частными лицами, то есть прямо штучные экземпляры.
Ушлые кооператоры, естественно, быстро сориентировались. Рынки наполнились внешне симпатичными моделями сапожек на низком каблуке или подошве. Как раз для советско-российских тружениц. Стоили ботинки и сапоги весьма недорого.
Но один нюанс не заставлял себя ждать.
В первые же пасмурные дни природные осадки украшали заветную обнову поперечными вздувшимися трещинами. Особенно эпично выглядели после московской слякоти белые рукотворные шедевры. Нести их в ремонт не было никакого смысла. В общем, дешево, но не сердито.
Цыганский ассортимент
Какие 90-е без цыганок, в целом, и рынки перестроечных лет без них же, в частности? В некоторых видах промтоваров цыгане являлись, по сути, монополистами.
Чем торговали?
Со своей прародины, если верить историческим гипотезам, смуглянки получали и распространяли яркие мохеровые шарфы. В клетку, — тогдашнюю мечту всех старшеклассниц, студентов и прочих социальных групп.
Из Польши либо, по непроверенным данным, из собственных домашних "лабораторий", на рынки поставлялись тюбики перламутровых помад. В моде были изделия пастельных тонов: сиреневые, розовые, карамельные, бежевые, белые и даже светло-голубые. О, как мы за ними гонялись! Их покупка казалась сродни приобретению айфона в наши дни.
Пуховые шали огромных размеров и "натуральных" расцветок, типа серой, белой и коричневой,. Они продаются ромалами и сейчас (вроде в электричках, судя по видосам в Ютубе). Но в перестройку на рынках переносные прилавки и стойки от таких шалей ломились.
И, конечно, куда без псевдопавлопасадских платков в цветах? Роскошество непременно сопровождалось люрексными нитями. Без них терялся цимус.
Этот аксессуар и поныне особо любим Радами, Принцессами, Бабочками и Лялями, Госпожами и Нанами.
Эксклюзивная "экзотика"
Моя мама в эпоху перестройки работала переводчиком в клинике Федорова. У нас скопилось множество подношений от иностранных пациентов. Когда родительница навсегда покинула дорогую Родину, этот склад мне очень пригодился. Всем подросткам хочется красиво одеваться.
Запомнился один милый господин, отодвигавший рукой возмущенную супругу. Он увидел на платке возле моих ног настоящую греческую "Метаксу" (вы же помните, что это?). Мило облизнувшись, блаженно прикрыл глаза. Прижался щекой к сосуду.
"Новая?" - спросил на выдохе. Было видно, что решение мужчина уже принял.
"Да, - закивала я, - запечатана".
"Беру!" - произнес новый владелец напитка греческих богов. Хоть одну чью-то мечту исполнила. =)
Быстро разобрали и пачки "Мальборо". А футболки с неизвестными зарубежными логотипами с руками оторвали! Наверняка для перепродажи в частных комиссионных магазинах.
"Нас генералами песков зовут...
И наша жизнь - сплошной обман...".
Помните, молодежь из 90-х, откуда эта фраза? В Москве песков маловато, конечно. Но обездоленных хватает. В том числе тех, кто в их ряды попал по собственной инициативе.
На задворках шумной жизни торгового люда можно было наткнуться на грустные "выхлопы" отверженных. Объедки чужого быта в виде драных маек маячили на картонках. Сиротливо ютились на газетах туфли, сношенные до неприличия.
А как вам, порезанные в лохмотья, синтетические юбки? С вдавленным в них окурком?! Прямо вот не смейте сейчас, наши любимые хейтеры, обвинять меня в очернении СССР! То же самое вы увидите и сейчас на Вернисаже в выходные. Знаете, мне очень грустно. Ничего для продавцов такого товара не меняется... Какие бы перемены режимов в стране не происходили.
Немного воспоминаний
Запомнилась мизансцена: за мной бежит мужчина половозрелого возраста. Явно не инвалид. В его руках валенок с дырой на пятке! Мужичок машет вторым, целым, и кричит: "Да возьми хоть за рубль! Зашей и носи!"
Позже:
- Девушка, зачем вы купили эту тряпку?
Это вопрошает интеллигентная дама в золоченых очках и шляпке с вуалеткой. Перед ней на газете томики поэтов Серебряного века. Чуть поодаль - футляр от скрипки.
- Заразиться не боитесь?
- Но ведь хорошие люди.., - блею я, заподозрив неладное.
- Да потрясающие!
Это донеслось в ответ.
- Ну подумаешь, с помоек собирают!
Грустно...
Гости канала, дорогие мои, ведь все это есть и сейчас. Побывайте в выходные у Измайловского кремля. Те же драные валенки; рваные, грязные игрушки и бабушкины конфетницы из цветного стекла. (Правда, последние теперь стоят по тысяче рублей...).
Только нет рядом ларьков с копеечным горячим пловом! Нет вьетнамских кушаний от поваров, — не знающих ни одного русского слова, низкорослых азиатов (Приходилось брать одно и то же. Мы показывали рисунок: картошка и плоский кусок мяса). Но какое перемещение во времени и пространстве! Кругом плакаты с красотками и непонятными письменами. Запахи незнакомой кухни! Ни одного русского лица! В общем. полное погружение в реальность любимого Брюса Ли. Да, я знаю, то он не вьетнамец. Но атмосфера тех больших, рыночных кафе так напоминала сцены из фильмов с ним.
Нет индусов в белых чалмах. Которые лучше нас, даже без акцента, говорили по-русски. И бессовестно нас, русских, обманывающих. Никогда не покупали у них утюги с паром? И вытекающей из них водой?))) А вернуть им что-то пробовали? Так, чтоб ни себе в убыток...
Сколько эмоций дарили нам рынки... И сколько вообще всего хорошего было в годы перестройки! Какое количество возможностей давали они предприимчивым людям!
Я так скучаю по тем временам.