Период 1970-1980 годов отметился для Соединённых Штатов вытеснением Британии из Персидского залива. До того момента англичане оставались доминирующей западной державой в этом регионе, включая Аравийское море. Однако образовавшийся непонятный статус бывшей Империи, по мнению политиков США, стал причиной роста угрозы миру и стабильности в регионе. Ястребы видели стремительный рост опасности, и Америка решилась на оккупацию региона. В 1983 году американцы быстро сформировали новое командование, объединяющее две структуры – «CENTCOM» и «NAVCENT».
Когда пришёл конец Британской Империи?
Зимой 1968 года премьер-министр Великобритании Гарольд Вильсон объявил: Великобритания отказывается от оборонных обязательств «к востоку от Суэца». Вывод войск из Персидского залива англичане наметили на 1971 год. Британское правительство рассчитывало на существенную экономию финансов после вывода войск. Однако эти действия ознаменовали конец Британской Империи на Ближнем Востоке.
Здесь следует упомянуть небольшое арабское государство Бахрейн, своего рода британский протекторат. Так вот по соглашению с правительством Бахрейна, ВМС США взяли под свой контроль часть бывшей британской военно-морской базы (Джуффэр). Образовался первый Отдел административной поддержки Бахрейна в рамках уже новоиспечённой Империи.
Как констатировал Вашингтон, с уходом Британии тут – в Персидском заливе, образовался вакуум силы. Поэтому Советский Союз, будучи преисполненным решимостью заполнить этот вакуум в регионе, направил оперативную группу в Индийский океан. Также руководство СССР предприняло дипломатические инициативы по обеспечению постоянных баз в странах Персидского залива и далее.
Советский военно-морской флот сохранял постоянное присутствие в Индийском океане на протяжении всего периода 1970-х годов. Что примечательно, тогда Соединённые Штаты не имели возможностей противостоять советской армии. Отчасти эта невозможность объяснялась американской оккупацией Вьетнама.
Доктрина Никсона или политика «Двойных столпов»
Сложившиеся обстоятельства заставили американцев пойти на крайние меры - вывод войск из Юго-Восточной Азии. В 1969 году США провозгласили стратегию, получившую название «Доктрина Никсона», которая предусматривала передачу многих обязанностей по обеспечению безопасности региональных союзников США.
Для Персидского залива доктрина Никсона обернулась появлением, так называемой политики «Двойных столпов», которая зависела от Ирана и Саудовской Аравии в плане обеспечения безопасности региона и создании оплота против влияния СССР. В результате на протяжении большей части 1970-х годов Иран и Саудовская Аравия активно снабжались американским оружием.
Та же политика «Двойных столпов» виделась благоприятной для иранского шаха, который стремился сделать Иран великой державой Персидского залива. Высокие цены на нефть в середине 1970-х годов и нескончаемый поток оружия из Соединённых Штатов, способствовали запуску национальной программы модернизации, которая привела, однако, к негативным явлениям:
- расточительству,
- инфляции,
- коррупции.
Вместе с тем, иранский шах Мухаммад Реза Пехлеви никак не поддерживал местные традиционные социальные и религиозные ценности. Соответственно, иранский народ восстал против такой политики проамериканского правительства. Начиная с 1978 года, по сути, грянула иранская Революция, которую возглавил Рухолла Хомейни.
Новый правитель Ирана - Рухолла Хомейни, как утверждали американцы, установил антизападную исламскую теократию. Страну обвиняли в распространении экстремизма по всему Персидскому заливу, в стремлениях избавить регион от западного влияния. Что же, действительно, иранский народ, мягко говоря, недолюбливал Соединённые Штаты.
Причины тому имелись, причём такие, которые привели осенью 1979 года к захвату посольства США в Тегеране с пленением сотрудников. Для американцев ситуация в регионе лишь ухудшилась, когда Советская Армия вошла в Афганистан с целью поддержания мира в этой стране.
Нефтяные ресурсы Персидского залива
После завершения Великой Отечественной войны, в отличие от США, армия СССР не проводила никаких крупномасштабных военных действий. Поэтому американцы ударились в панику, опасаясь, что Советский Союз решил использовать американо-иранский кризис для того, чтобы завладеть портами Индийского океана и нефтяными ресурсами Персидского залива.
Между тем страны региона Персидского залива не оставили Соединённым Штатам шансов на постоянное базирование сухопутных войск или военно-воздушных сил. Америка же нуждалась в срочной переброске значительных боеспособных сил в регион Персидского залива. Причём сделать это хотели быстро, чтобы нивелировать чрезвычайную ситуацию. Проблема заключалась в том, как это сделать.
Решили применить концепцию «морское предпозиционирование», опробованную в годы вьетнамской войны. При таком подходе Министерство обороны содержало оборудование, припасы и транспортные средства на борту кораблей Военного командования морских перевозок, которые служили плавучими складами в передовых районах.
На случай чрезвычайной ситуации кораблям следовало пройти как можно ближе к месту кризиса и разгрузиться даже в тех портах, где имелись лишь самые элементарные возможности. Тем временем дальним транспортным самолётам Военно-воздушного командования ВВС надлежало доставить войска на территории вблизи портов, где получить военную технику.
Таким способом, структура США «CENTCOM» охватывала изначально 19 стран в намеченной зоне действия, включая:
- Египет и Судан на северо-востоке Африки;
- Джибути, Эфиопию, Кению и Сомали на Африканском Роге;
- Йеменскую Арабскую Республику;
- Йеменскую Народно-Демократическую Республику.
Сюда же входили государства Совета сотрудничества стран Персидского залива:
- Бахрейн,
- Кувейт,
- Оман,
- Катар,
- Саудовская Аравия,
- Объединённые Арабские Эмираты,
- Иордания,
- Ирак,
- Иран,
- Афганистан,
- Пакистан на материковой части Ближнего Востока и Южной Азии.
Из-за своего культурного и политического сходства с материковой частью Восточной Африки, островное государство Сейшельские Острова также добавили к «Зоне Ответственности» 1 января 1996 года. По причине близости и политического взаимодействия с Ираном, Афганистаном и Пакистаном, пять бывших советских центрально-азиатских государств тоже не забыли:
- Казахстан,
- Кыргызстан,
- Таджикистан,
- Туркменистан,
- Узбекистан.
Эта пятёрка вошла в состав американской «Зоны Ответственности» 1 октября 1999 года.
Однако чуть позже (весной 2004 года) Сирия и Ливан были переданы из-под юрисдикции Европейского командования под юрисдикцию «CENTCOM» США. При этом правительства самих стран никто не спрашивал. Просто сильная обеспокоенность Америки в отношении «сирийских террористов», действующих в Ираке, заставила США дополнить юрисдикцию «CENTCOM».
Как готовились к защите новой американской Империи
Американцы предполагали создание виртуального моста из кораблей и самолётов для переброски на театр военных действий крупных сил и обеспечения снабжения. Военно-морской флот инвестировал $7 миллиардов в стратегические программы морских перевозок в 1980-х годах. Тринадцать специализированных кораблей предварительного позиционирования с возможностью были построены или переоборудованы.
Эти корабли разделили на три морских эскадрильи предварительного позиционирования (MPSRO N), базами которых стали:
- Азорские острова в восточной Атлантике (MPSRO N-1),
- Диего-Гарсии (MPSRO N-2),
- Гуам (MPSRO N-3).
Каждая эскадрилья содержала оборудование и запасы на 30 дней для экспедиционной бригады морской пехоты численностью 16 500 человек. Армия, ВВС, ВМС и Агентство оборонной логистики поместили технику на 11 других кораблей предварительного базирования в Диего-Гарсии.
Кроме того, министерство обороны переоборудовало восемь контейнеровозов «Sea-Land Corporation» (класс SL-7) в быстроходные морские транспортные суда, способные развивать скорость 30 узлов и быстро загружать и разгружать грузы в неулучшенных портах.
Эти корабли предназначались для погрузки полной механизированной дивизии армии США в порты Восточного побережья, транспортировки подразделения в горячую точку мира и возвращения в Соединённые Штаты для последующих размещений наземных сил.
Более того, министерство транспорта последовало рекомендациям министерства военно-морского флота и расширило свой флот готовых резервных сил с 36 до 96 грузовых кораблей, танкеров и других вспомогательных средств.
К концу 1980-х годов Соединённые Штаты взяли обязательства по защите Персидского залива, создали единое командование для выполнения миссии и вложили значительные средства в программы, обеспечивающие успех защиты новой Империи. Обязательства напрямую зависели от способности ВМФ США контролировать морскую зону. Совсем скоро события в мире устроили проверку этих способностей. Тест продолжается и сегодня, но, похоже, дело близится к полному провалу.