Господь Ганеша, которому поклоняются миллионы индуистских последователей по всему миру, является одним из популярных в Индии богов. У него множество различных форм и аспектов, и в этой статье мы расскажем о таком его проявлении как Махат-таттва или Высший Разум.
Читайте также:
Телесный разум
Ганеша в некотором роде символизирует разум в теле. Согласно индуистской дхарме, он представляет Махата, высшую форму Пракрити в процессе творения. Говоря современным языком, интеллект представляет собой высший разум и имеет решающее значение для рассудочной деятельности и проницательности.
«Ганапати — господин вселенского разума (махат-таттва)», — говорит Бхагавата Таттва.
Санатана Дхарма утверждает, что разум — это первая и высшая форма конечных реальностей в природе. Однако конечные реальности бренны по сравнению с бесконечными, неразрушимыми реальностями. Ганеша, наряду с Шивой и Парвати, также считается первым среди богов, олицетворяющих разум.
Разум, согласно индуизму — это отражение «Я» или Ишвары в теле. Самость представляет Шиву, а тело представляет природу или Парвати. Только когда они оба присутствуют, разум может существовать. В противном случае он исчезает, когда Я отделяется от природы.
Разум может проявиться в творении только тогда, когда Пуруша и Пракрити вместе. Как и Ганеша, как настоящий ребенок.
Итак, что же делает разум?
Разум способен отличать богов и людей от животных. Разум обеспечивает проницательную силу и способность участвовать в Божьем творении. Если он омрачается земными желаниями, привязанностями, невежеством, то человек попадает в оковы цикла рождений и смертей. При этом человек может достичь совершенства посредством йоги и самотрансформации, когда разум очищается и совершенствуется.
В священных писаниях Ганеша считается тем, кто может преодолевать препятствия, и именно потому, что он олицетворяет разум, который играет ключевую роль в навыках решения проблем и трудностей. Без них человек застревает в бесконечном цикле и не может достичь освобождения.
Если вы стремитесь к успеху, миру и счастью, Ганеша может исполнить эти желания.
Ганеша также связан с другими божествами — Буддхи и Сиддхи (его жены). Буддхи относится к чистому разуму, который может вести нас во тьме и помогать нам различать вещи и двойственности. Сиддхи – это совершенство, успех и достижение йоги и сверхъестественных сил. Сиддхи можно достичь только с Буддхи. Вот почему с ними ассоциируется Ганеша.
Ганеша как сын Шивы и Парвати
Разум Брахмана трансцендентен, самосущен и находится за пределами физического ума и тела. Точно так же, как солнце может отражаться в воде, разум живого существа может отражаться в теле. Следовательно, разум зависит от души и тела.
Разум – это то место, где природа проявляет силу ума (Чит-Шакти) и силу воли (Атма-Шакти) . Разум отделяет людей от животных, и именно благодаря разуму человек пробуждается из животного тела и превращается в человека, а затем в бога.
Господь Ганеша с давних времен считался важным покровителем духовной роста человека на пути к мокше или освобождению. Говоря простым языком, этот аспект божества помогает нам в нашей повседневной жизни достигать трех основных целей – долга или дхармы, процветания и богатства или артхи и наслаждения или камы, на разумном уровне. Достигнув этих материальных целей, с помошью Ганеши человек может подняться на более духовный уровень и уже на нем освободиться от эго, привязанностей и заблуждений, чтобы впоследствии достигнуть мокши.
Кроме того, Ганапати — охраняет вход в обитель Пракрити, что препятствует тому, что душа (Шива) может общаться с телом (Парвати). Почему? Потому что душа общается с телом только через разум, а Ганеша, как ребенок, выступает связующим звеном между ними. Ганапати — это создание Парвати, сотворенное ею из ингредиентов, собранных ею самой.
Поэтому, легенды о сотворении Ганеши говорят о нем, как об истинном и единственном творении именно самой Парвати. Возникший между Шивой и Ганапати конфликт вскоре после его рождения – это символ того, что разум рождается лишь в области Пракрити.
И поскольку Ганеша считается ребенком как Шивы, так и Парвати, он представляет обе эти вечные реальности.
Он —повелитель внутреннего органа (Антахкараны), управляющего человеческим восприятием, отвечающим за процесс познания и осознания. Поддерживающая сила в человеке — это его дыхание и душа (Шива, а место отдыхновения — это тело или природа. При этом любым действием может управлять лишь разум.
Поэтому на высшем уровне Ганеша означает человеческий разум, и как сын Парвати Ганеша представляет все таттвы или реальности. К нему может с почтением обращаться каждый, кто стремиться решить какую-либо проблему, прийти к поставленной цели и успеху, а также обрести счастье и покой.
Амалия Тимофеева