Найти тему
Музей МХАТ

«Месяц в деревне»: о свойствах страсти

9 декабря 1909 года (по старому стилю) в Московском Художественном театре состоялась премьера спектакля по комедии Ивана Тургенева «Месяц в деревне». МХТ открыл публике эту пьесу, которая вообще-то была ей неплохо знакома, но в постановке Станиславского прозвучала совершенно по-новому.

Аркадий Никитин. Портрет Ивана Тургенева. 1857–58 гг. Из собрания Государственного музея истории российской литературы им. Даля
Аркадий Никитин. Портрет Ивана Тургенева. 1857–58 гг. Из собрания Государственного музея истории российской литературы им. Даля

С «Месяцем в деревне» как-то сразу все пошло наперекосяк: пьесу Тургеневу удалось опубликовать лишь через пять лет после ее создания. А увидеть первую постановку еще семнадцать лет спустя. Пьеса была написана в 1850 году, совсем недавно произошел суд над петрашевцами, и цензура прицепилась к образу вольнолюбивого студента-разночинца, одного из персонажей произведения. Так что первые редакции комедии – под названиями «Студент» и «Две женщины» – были запрещены.

Мария Савина – Верочка. «Месяц в деревне», Александринский театр, 1879 г.
Мария Савина – Верочка. «Месяц в деревне», Александринский театр, 1879 г.

Когда же «Месяц в деревне», наконец, опубликовал журнал «Современник», пьесу практически не заметили. В «Библиотеке для чтения», первом многотиражном журнале в России, издававшемся в Петербурге, написали ехидно: «Сознаемся в своей близорукости — юмор, поэтический элемент, а главное — настоящая глубокая мысль так тонко разлиты в девяти печатных листах, что для нас решительно неуловимы».

Иван Сергеевич Тургенев и до того сомневался в себе, как в драматурге, а тут окончательно уверился в том, что для сцены писать не умеет. Первые исполнители у пьесы появились лишь через 17 лет: в 1872-м году актриса Малого театра Екатерина Васильева уговорила Тургенева разрешить ей представить «Месяц в деревни» в свой бенефис. Последовавшее затем фиаско автора ничуть не удивило.

Мария Савина – Наталья Петровна. «Месяц в деревне», Александринский театр, 1903 г.
Мария Савина – Наталья Петровна. «Месяц в деревне», Александринский театр, 1903 г.

Зато когда через пять лет на сцену Александринского театра в роли Верочки вышла Мария Савина, Иван Сергеевич был впечатлен и успехом постановки, и тем, как, оказывается, может звучать его текст. Савина вспоминала: «После третьего действия (знаменитая сцена Верочки с Натальей Петровной) Иван Сергеевич пришел ко мне в уборную, с широко открытыми глазами подошел ко мне, взял меня за обе руки, подвел к газовому рожку, пристально, как будто в первый раз видя меня, стал рассматривать мое лицо и сказал: — Верочка... Неужели эту Верочку я написал?!..»

Впрочем, бенефис есть бенефис – во время него смотрят лишь на виновника торжества, будь то та же Мария Савина, Гликерия Федотова или Мария Ермолова (все они в конце XIX – начале XX веков сыграли Наталью Петровну).

Василий Качалов – Ракитин и Ольга Книппер-Чехова – Наталья Петровна. «Месяц в деревне», МХТ, 1909 г.
Василий Качалов – Ракитин и Ольга Книппер-Чехова – Наталья Петровна. «Месяц в деревне», МХТ, 1909 г.

А дальше появился спектакль Московского Художественного театра, где пьеса Тургенева впервые предстала во всем своем полифоническом богатстве. И оказалось, что в ней интересны и заметны не только Наталья Петровна или Верочка, но и Ракитин, Беляев, Шпигельский и все другие персонажи, вплоть до служанки Кати. А главное – в ней есть огромный и бесконечно обаятельный мир русской усадьбы, любовно воспроизведенный на сцене Мстиславом Добужинским, который в этом спектакле стал подлинным соавтором Станиславского.

«Задача, которая стояла передо мною в “Месяце в деревне”, была гораздо глубже и больше, чем просто создать “красивую рамку” пьесы. Я вошел в совершенно новую и исключительную атмосферу работы, и то, что открывал мне Станиславский, было огромной для меня школой», – так вспоминал художник об этом счастливом опыте сотрудничества.

Ольга Книппер-Чехова – Наталья Петровна. «Месяц в деревне», МХТ, 1909 г.
Ольга Книппер-Чехова – Наталья Петровна. «Месяц в деревне», МХТ, 1909 г.

Для Константина Сергеевича главными в истории, сочиненной Тургеневым, оказались две темы. Во-первых, скрупулезное воссоздание на сцене мира русской усадьбы, который в эпоху бурных исторических перемен уходил в небытие стремительно, как Атлантида. Историк театра Инна Натановна Соловьева в своей статье о мхатовском спектакле 1909 года назвала это «прощальной описью».

Мстислав Добужинский. Эскиз декорации спектакля «Месяц в деревне». 1909 г.
Мстислав Добужинский. Эскиз декорации спектакля «Месяц в деревне». 1909 г.

Во-вторых, тема чести. «Честь имею» – эта короткая реплика Ракитина, с которой он уходил со сцены, была ключевой, подчеркивалась. Ольга Книппер-Чехова, игравшая Наталью Петровну, рассказывала: Станиславский объяснял ей, что в душе ее героини несмотря на все метания непременно возьмет вверх «высокое и красивое». «Не страсть возьмет вверх, а вот это “высокое и красивое”, что неразлучно с честью», – комментировала ее воспоминания Инна Натановна Соловьева. По словам историка МХАТа, это был спектакль «высокой выправки духа в пору текучей, бескостной безответственности, поэтизируемой декадансом» – неслучайно не только Наталья Петровна, но и ее муж, Ракитин и Беляев носили корсеты. Это был взгляд еще прежнего, XIX века, и хоть Мстислав Добужинский повесил на стену гостиной картины с изображениями шторма и извержения Везувия, намекая на нешуточные душевные бури героев, с этими бурями обитатели усадьбы справлялись.

Мстислав Добужинский. Эскиз декорации спектакля «Месяц в деревне». 1909 г.
Мстислав Добужинский. Эскиз декорации спектакля «Месяц в деревне». 1909 г.

Художественный театр задал канон, и в последующие годы в постановках «Месяца в деревне» на сцены разных театров выходили подчеркнуто благородные люди. Такие, как, например, Наталья Петровна Софьи Гиацинтовой, актрисы, чья молодость прошла в МХТ. В 1944 году Софья Владимировна сама поставила пьесу Тургенева на сцене Театра имени Ленинского комсомола, и сыграла в нем главную роль.

Ольга Яковлева – Наталья Петровна. «Месяц в деревне», Театр на Малой Бронной, 1977 г.
Ольга Яковлева – Наталья Петровна. «Месяц в деревне», Театр на Малой Бронной, 1977 г.

Резкий перелом во взгляде на классический текст произошел в 1977 году, когда в Театре на Малой Бронной вышел спектакль Анатолия Эфроса. Эфрос, как писал он сам, захотел проверить тонкое психологическое кружево пьесы на прочность, и в любви Натальи Петровны к студенту Беляеву «вскрыть какую-то ярость, чтобы отчетливее выразить драму невозможности, неосуществимости». Комедия Тургенева в его трактовке стала мучительной историей о том, как утекает сквозь пальцы время жизни, и как обостренно чувствуют это герои, прежде всего Наталья Петровна. Потрясал финал спектакля, в котором рабочие сцены начинали разбирать беседку и буквально вырывали из рук окаменевшей Натальи ПетровныОльги Яковлевой бумажного змея. Того самого змея, что сделал студент Беляев, последнее, что у Натальи Петровны оставалось.

Наталья Рогожкина – Наталья Петровна, Эдуард Чекмазов – Ракитин, «Месяц в деревне», МХТ, 2020 г.
Наталья Рогожкина – Наталья Петровна, Эдуард Чекмазов – Ракитин, «Месяц в деревне», МХТ, 2020 г.

Весь прошлый век пьеса не сходила со сцен театров разных стран, не сходит она и сегодня. Наталью Петровну в разное время играли Алла Назимова, Евгения Уралова, Ингрид Бергман, Хеллен Миррен, Елена Шанина, Галина Тюнина и многие-многие другие прекрасные актрисы. Сегодня на Основной сцене МХТ имени А.П. Чехова можно увидеть «Месяц в деревне» в постановке Егора Перегудова, где в образе Натальи Петровны выходит Наталья Рогожкина. И в этой постановке тоже полноправным соавтором режиссера выступил сценограф. Владимир Арефьев вместе с художником по свету Дамиром Исмагиловым придумали потрясающее оформление, где сама природа будто бы вторит накалу чувств героев: в небе сверкают молнии, хлещет дождь, все сносят порывы ветра. А сцену устилает настоящее сено, наполняя зал неповторимым душистым ароматом лета.

Сцена из спектакля «Месяц в деревне», режиссер Егор Перегудов. МХТ, 2020 год
Сцена из спектакля «Месяц в деревне», режиссер Егор Перегудов. МХТ, 2020 год

Фото из фондов Музея МХАТ, а также Александра Иванишина

Сельская жизнь
0