Найти в Дзене
Автобиография Про

Внимание! Занос! Рубрика о правилах вождения в снегопад и не только...

Собрали для вас выжимку от Автоэкспертов, и приправили собственными скилами! Вкратце можно было бы так - (в снегопад дистанцию между авто лучше увеличить в два раза, и маневрировать максимально плавно и осторожно). Но нет....) Речь пойдет о заносе вашего автомобиля не только в зимнее время, но и в остальные времена года; - Занос и потеря управления, это пожалуй одна из самых опасных ситуаций на дороге. Речь идет о нарушении равномерного движения автомобиля, когда задняя ось автомобиля начинает «гулять». Такое случается не только зимой и не только с задней осью, но и с передней, а в редких случаях срывает обе оси сразу… Стандартная причина большинства ДТП пишут - «не справился с управлением».
Внезапный занос задней оси превращает неподготовленного водителя в пассажира (наблюдателя) и в большинстве случаев приводит к аварии. Но даже самолёт можно вывести из штопора умелыми действиями, а автомобиль из заноса — тем более! В данной статье попробуем с вами разобрать

Собрали для вас выжимку от Автоэкспертов, и приправили собственными скилами!

))))
))))

Вкратце можно было бы так - (в снегопад дистанцию между авто лучше увеличить в два раза, и маневрировать максимально плавно и осторожно). Но нет....)

Речь пойдет о заносе вашего автомобиля не только в зимнее время, но и в остальные времена года;

- Занос и потеря управления, это пожалуй одна из самых опасных ситуаций на дороге. Речь идет о нарушении равномерного движения автомобиля, когда задняя ось автомобиля начинает «гулять». Такое случается не только зимой и не только с задней осью, но и с передней, а в редких случаях срывает обе оси сразу…

Стандартная причина большинства ДТП пишут - «не справился с управлением».
Внезапный занос задней оси превращает неподготовленного водителя в пассажира (наблюдателя) и в большинстве случаев приводит к аварии. Но даже самолёт можно вывести из штопора умелыми действиями, а автомобиль из заноса — тем более!

В данной статье попробуем с вами разобраться и научиться, как же все-таки справиться с заносом машины, и не оказаться во власти ситуации, с которой ничего нельзя сделать, а напротив, выйти из роли жертвы и наблюдателя и уцепившись покрепче в «баранку», хладнокровно выйти сухим из воды.

Методика выхода из заноса зависит от типа привода автомобиля и наличия вспомогательной электроники (стабилизаций). Эти технические характеристики своей машины нужно знать, прежде чем изучать любую контраварийную теорию. Ведь действия для вывода разных автомобилей из заноса при этом будут отличаться.

Разберём типы привода автомобиля. Без паники. Тут всё просто, их всего три.

Тип привода автомобиля определяется тем, какие колёса (ось) у вашего транспортного средства являются ведущими, то есть связаны с двигателем и приводят машину в движение, а какие остаются ведомыми.

1) Передний привод. На сегодняшний день, это пожалуй самый распространенный тип, таких машин большинство. Среди компактных легковушек (седанов и хэтчбэков и даже универсалов). Хватает переднеприводных и в бизнес-классе, и современных китайских кроссоверов.

2) Задний привод называют классическим — именно задние колёса были ведущими на большинстве автомобилей до середины прошлого века. Сегодня, задним приводом обычно оснащают технику покрупнее: большие и мощные седаны, внедорожники и пикапы, грузовики и автобусы. Также задний привод встречается на спортивных автомобилях, поскольку именно он считается эталоном управляемости.

3) Полный привод или 4WD (далее - 4WD), встречается на любых автомобилях, от хэтчбеков гольф-класса до внедорожников, и в целом вроде бы всё тут понятно у вас две ведущие оси, Но!!!! Есть нюанс….
- Что важно понимать - это то, что все 4WD - авто, можно разделить на исходно-переднеприводные (основной крутящий момент приходится именно на перед.ось) и исходно-заднеприводные (на заднюю ось соответственно). Допустим если ваш полноприводный автомобиль (скажем, Toyota RAV4, Мазда СХ-5, СХ-7, Ниссан Кашкай или X-Trail, и др.) бывает и с передним приводом, то он исходно-переднеприводный. И во многих ситуациях будет демонстрировать переднеприводные повадки управляемости, что нужно учитывать.

Вспомогательная электроника!

В современном мире, большинство автомобилей оснащают вспомогательной электроникой уже десятки лет. Первым и очень важным помощником водителя стала ABS — антиблокировочная система тормозов. Она не даёт тормозить юзом, то есть с блокировкой колёс, а это важно для сохранения управляемости машины. Благодаря ABS вы можете тормозить «в пол» и продолжать маневрировать, а не ехать прямо, как на лыжах (ох, сколько раз, благодаря этой системе я уходил от фатальных столкновений!)

ABS начали устанавливать на автомобили с 1970-х годов, сегодня она есть на большинстве машин. Иногда водители жалуются на ABS и даже отключают её — но лишь потому, что не понимают особенностей работы этой системы. Это не палочка-выручалочка, а лишь один из инструментов водителя, но очень важный. Никогда не отключайте ABS умышленно и следите за её исправностью — в экстренной ситуации эта система очень поможет, к тому же, с 1 сентября 2023 года Согласно части 2 статьи 12.5 КоАП, водителю на дороге сейчас могут выписать штраф в размере 500 рублей как за неработающую антиблокировочную систему, так и за горящую лампочку ABS!

Другой важный электронный помощник — ESP, система стабилизации. У некоторых автопроизводителей она называется по-другому (VSC, VDC, ESC, DSC), но сути это не меняет. Благодаря датчикам система стабилизации быстро распознаёт начало заноса автомобиля и эффективно гасит его, выборочно притормаживая нужные колёса. Водитель так не может чисто технически — ведь педаль тормоза воздействует на все колёса сразу. А ESP способна тормозить ими по отдельности.

Система ESP есть не на всех автомобилях, обычно это опция дорогих комплектаций. Выбирая нужную методику борьбы с заносом из перечисленных ниже, учитывайте, оснащён ваш автомобиль системой стабилизации или нет. Если ESP нет, рассчитывать придётся только на себя.

А мы с вами наконец-то подобрались к сути! Выбирай по типу своего авто абзац и штудируй!)

Занос на переднем приводе!

Передний привод часто рекомендуют новичкам: на скользкой дороге он управляется стабильно, а ведущие передние колёса предсказуемо тянут машину туда, куда повёрнут руль. Благодаря этому передний привод почти не склонен к заносу в обычной ситуации — проблемы начинаются, когда ситуация становится необычной.

Переднеприводный автомобиль срывается в занос, если во время манёвра на скользком покрытии (например, при перестроении в соседнюю полосу) существенно снизить обороты двигателя. Так бывает, если водитель увидел на дороге помеху и отпустил педаль газа, а то и ударил по тормозам, не закончив манёвр. Ведущие передние колёса перестают тянуть машину в заданном направлении, а задняя ось по инерции стремится ехать прямо — и начинает обгонять переднюю, если сцепление шин с дорогой низкое.

Здесь проявляется неприятная особенность переднего привода: правильные действия водителя для выхода из заноса противоречат инстинктивным. В случае опасности мы рефлекторно давим на тормоз, но на переднем приводе спасительная педаль — педаль газа.

Как выйти из заноса на переднем приводе?

Если занос начался, не бейте по тормозам — этим вы только усугубите его. Вместо этого добавьте газ, и ведущие передние колёса уверенно вытянут автомобиль из заноса.

Психологически это сложно, особенно для новичка — нажать на газ, когда автомобиль явно вышел из-под контроля. Но именно этим вы вернёте контроль: на передних колёсах вновь появится крутящий момент, и они вытянут машину на траекторию, которую вы задаёте рулём. К слову, энергичные движения рулём для борьбы с заносом на переднем приводе не нужны. Главное, давите на газ — а рулём просто задавайте нужное направление движения.

Как избежать заноса на переднем приводе?

Чтобы не спровоцировать занос переднеприводного автомобиля, никогда не лишайте ведущие колёса тяги во время манёвра, и тем более не тормозите. Пока машина не едет прямолинейно, двигаться нужно со стабильными оборотами двигателя или с ускорением.

Занос на заднем приводе!

Задний привод просто создан для заноса — именно заднеприводные автомобили участвуют в соревнованиях по дрифту. Поэтому на скользком покрытии водитель всегда должен быть начеку, вовремя отлавливая «уплывающую» заднюю ось.

Сорвать задний привод в занос на заснеженной или мокрой дороге очень легко — достаточно слишком резко нажать на газ или просто переборщить со скоростью во время манёвра. Но действия по выходу из заноса на заднем приводе рефлекторны и соответствуют инстинктивной человеческой реакции. Поэтому заднеприводный автомобиль — отличная «учебная парта», чтобы стать хорошим водителем.

Как выйти из заноса на заднем приводе?

При заносе на заднем приводе нужно убрать ногу с газа, что вполне рефлекторно сделает даже новичок. Но главное, как только вы почувствовали, что задняя ось «поплыла», нужно моментально отловить её чётким поворотом руля в сторону заноса — достаточным, чтобы погасить занос, но не чрезмерным, чтобы не размотать машину ещё сильнее. А это для новичка гораздо сложнее — чувствовать необходимую грань позволяют только тренировки и отработка навыка выхода из заноса.

Если на вашем автомобиле есть антиблокировочная система ABS и она исправна, вы можете нажать на педаль тормоза для борьбы с заносом. Активно работать рулём тоже нужно, но одновременное торможение позволит снизить скорость и вернуть контроль над машиной.

Как избежать заноса на заднем приводе?

Чтобы снизить риск заноса, трезво оценивайте состояние дороги, сцепные свойства шин и вашу скорость. Не добавляйте газ резко, особенно во время манёвров. И тренируйтесь: закрытая площадка, конусы и простые упражнения помогут повысить водительские навыки и встретить занос во всеоружии, получив вместо стресса удовольствие от вождения.

Занос на полном приводе!

Полный привод часто называют коварным: он прощает многие водительские ошибки и рождает чувство неуязвимости на зимней дороге. Но высокая проходимость не защищает от заноса — в ледяной колее полноприводную машину может закрутить, как и любую другую. А вывести 4WD из заноса порой сложнее, чем монопривод.

У исходно-переднеприводных моделей, где на заднюю ось уходит не более 50% крутящего момента (а в большинстве случаев гораздо меньше), есть характерный переднеприводный акцент в управляемости — занос может начаться при резком сбросе газа в процессе манёвра.

У исходно-заднеприводных 4WD-машин может проявляться повышенная склонность к заносу «на ровном месте», характерная для заднего привода. Особенно это касается внедорожников с жёстким полным приводом без межосевого дифференциала — у них заднюю ось «подтаскивает» в повороте чисто технически. Есть и легковые 4WD-автомобили с заднеприводными повадками, например Nissan и Infiniti с системой полного привода ATTESA E-TS, которая отдаёт задним колёсам до 100% крутящего момента.

Как выйти из заноса на полном приводе?

Большинство полноприводных автомобилей выводится из заноса плавным добавлением газа. Не стоит переусердствовать с движениями рулём в попытке компенсировать занос — ведь здесь, в отличие от переднего привода, машину толкает вперёд ещё и задняя ось. С излишне вывернутыми колёсами легко поставить автомобиль боком, поперёк дороги. Если передний привод простит вам многие ошибки в работе рулём, то 4WD требует точности.

Исходно-заднеприводные 4WD-машины при добавлении газа не уходят в занос, как каноничный задний привод, поскольку их система полного привода начинает отдавать больше крутящего момента передним колёсам. Но тут всё зависит от технических особенностей и настроек конкретной модели.

Как избежать заноса на полном приводе?

4WD разгоняется на льду в 2 раза быстрее моноприводных, но тормозит как все — помните об этом. На зимней дороге контролируйте свою скорость и не позволяйте уверенности, которую дарит полный привод, превратиться в излишнюю самоуверенность.

Практикуйтесь на тренировочных площадках и трассах, чтобы изучить повадки своего полноприводника или монопривода. Пара часов занятий с инструктором пройдут весело, а приобретённые навыки реально помогут в экстренной ситуации и сэкономят не только ваше время, нервы и деньги но и жизнь.

Сохрани картинку себе на телефон, изучи несколько раз, а затем примени на практике.
Сохрани картинку себе на телефон, изучи несколько раз, а затем примени на практике.

P.S. Тренируйтесь, ездите аккуратно, и тогда занос вашей машины будет контролируемым, с наилучшими пожеланиями, команда Автобиографии про. (подберем для вас любой авто, а так же выкупим и продадим старый)