11 декабря исполняется 88 лет со дня рождения человека, имя которого входит в список Великих людей Газпрома.
На тюменском Севере хранят память о своём легендарном первопроходце, участвовавшем в освоении здешних месторождений, а в Сызрани, где будущий первый, т.е. лучший инженер отрасли (так назвал его, будучи Министром газовой промышленности, Виктор Черномырдин) Юрий Иванович Топчев вырос и окончил одну из лучших школ города, о нём совершенно ничего не знают.
О человеке, за которым закрепилось звание первопроходца Севера, сделавшего большой личный вклад в становление Надымгазпрома и освоение Медвежьего, Ямбургского и Уренгойского месторождений, я узнала от его однокашника, тоже нашего земляка Юрия Бухтоярова. В 2020 году, когда весь мир «посадили» на ковидный карантин и всё общение ушло в интернет, на музейную страничку одной из соцсетей пришло сообщение от Ю.П. Бухтоярова, в котором он выражал надежду, что в музейной экспозиции, посвященной сызранцам, внёсшим значительный вклад в развитие экономики нашей Родины, достойное место должно принадлежать Юрию Ивановичу Топчеву, чья жизнь была посвящена развитию газодобывающего комплекса страны.
Юрия Бухтоярова очень беспокоило, что в интернете практически не осталось сведений о Топчеве. Я «проштудировала» всю сеть в поисках информации о Юрии Ивановиче. На то время ещё встречались статьи в честь 80-летия Топчева, можно было посмотреть интервью с его супругой. В данный момент даже эта информация стала недоступна.
В официальной биографии Юрия Топчева упоминается, что он родился 11 декабря 1935 года в городе Гудермес Грозненской области. В 1958-м окончил Куйбышевский индустриальный институт. Кроме нескольких строк о вехах трудовой биографии и регалиях Юрия Ивановича уже ничего нельзя найти. О Сызранском периоде его жизни информации нет. Известно, что документы о жизни Ю.И. Топчева его родные передали в музей ООО «Уренгойгазпром», но на наш запрос музей не откликнулся.
Итак, как уроженец Гудермеса Юрий Топчев попал в Сызрань. Вероятно, семья Топчевых прибыла в Сызрань в конце 1930-х годов или вместе с другими эвакуированными в начале Великой Отечественной войны. У Юрия был старший брат Геннадий и две сестрички. Родители работали на заводе, получившим в последствии название «Комбайновый», затем "Сельмаш". Среди работников этого завода, награждённых медалью «За трудовое отличие» за образцовое выполнение заданий Правительства по производству авиационных винтов, приборов, колёс, радиаторов, агрегатов моторного и самолётного оборудования во время Великой отечественной войны числится слесарь Топчев И. К. Возможно, это отец Юрия.
Топчевы жили на улице Советской в 4-х этажном доме № 114, построенном заводом для своих работников. В 1943 году Юрий Топчев и Юрий Бухтояров стали учениками 1А класса мужской средней школы №1. В то время было раздельное обучение, поэтому в школе учились только мальчики. Здание школы до сих пор стоит на главной улице города – Советской возле Кузнецкого парка (официально сад имени Ленина, в народе просто «Кузнечик»). Старшие школяры того времени на переменке покурить бегали в парк, который между собой называли «Кузбас». Сейчас здание бывшего мужского учебного заведения занимает школа № 14, а МСШ № 1 стала лицеем и переехала на улицу Степана Разина.
Отец у Топчевых умер рано. Семья, оставшаяся без кормильца, жила трудно. Бухтояров Юрий вспоминает, что, когда в школе детям выделяли материальную помощь, в их классе её получали Юра Топчев и первый ученик класса - Вадим Рабинович, все 10 лет, учившийся на одни пятерки. Вадим эвакуировался из Киева осенью 41-го года с мамой и горбатенькой бабушкой. Родители были врачами, отец погиб на войне, мама работала терапевтом в заводской поликлинике комбайнового завода.
Несмотря на то, что семье Топчевых было материально тяжело, Юрий окончил 10 классов. По тем временам для семейного бюджета это было накладно, т.к. обучение в 8-х, 9-х и 10-х классах средних школ с 1940 по 1956 годы было платное. Размер платы за обучение в провинции составлял 150 рублей в год. Выход был один - учиться на отлично или почти на отлично, в таком случае от оплаты за образование освобождали. Ю. Бухтояров утверждает, что они учились бесплатно, об оплате он не помнит.
По окончании школы оба Юрия, и Топчев, и Бухтояров с другом Славкой Ивановым поступили в Куйбышевский индустриальный институт. Для мальчишек, выросших в городе нефтяников – это был естественный выбор высшего учебного заведения.
В 1920-1930-х годах Среднее Поволжье становится районом "Второе Баку", где начинается добыча нефти. Буровая № 8 под Сызранью вошла в историю, как скважина, где 3 июня 1936 года получена первая промышленная нефть Куйбышевской (теперь Самарской) области. Начало добычи нефти и Кашпирского горючего сланца дало толчок к развитию в городе мукомолов нефтехимической промышленности. В Сызране строятся ТЭЦ, ремонтно-механический и нефтеперерабатывающий заводы, открылся нефтяной техникум, готовящий специалистов-нефтяников. Так что кем быть для мальчиков было предопределено заранее.
Получив высшее специальное образование на нефтяном факультете
индустриального института в областной столице, наши герои пошли каждый по своей жизненной дороге. Трудовая биография Юрия Бухтоярова не менее интересна и насыщена. Шесть лет в песках Котур-Тепе, когда по барханам объехал Туркмению от Челекена до Чарджоу, потом другие республики Советского Союза. Это требует отдельного рассказа.
А мы коротенько пробежимся по трудовым вехам главного героя этой статьи. Юрий Топчев после окончания института в 1958 году направлен оператором на Степновский газовый промысел в Саратовской области. Его профессиональные качества заметили, назначили руководителем Заволжского нефтепромысла. В 1964 году семья Топчевых — Юрий Иванович, его супруга Валентина Алексеевна и две старшие дочери переехали на Тюменский газовый Север.
За шесть лет освоения игримской группы месторождений Юрий Иванович приобрёл неоценимый профессиональный опыт. В 1970 году на освоение Медвежьего газового месторождения-гиганта Топчева перевели в качестве главного инженера. В 1977 году он возглавляет Уренгойское газопромысловое управление, созданное в составе ПО «Надымгазпром». Через год Юрий Иванович занимает должность главного инженера во вновь образованном производственном объединение «Уренгойгазпром», но вскоре, уже в 1978-м, его переводят главным инженером в Главтюменьгазпром, а затем в Прагу, в представительство концерна «Газпром».
Несмотря на высокие должности Ю.И. Топчев всегда оставался скромным, человечным и великодушным. К нему с одинаковым уважением относились и в народе, и во власти.
В июне 1983 года состоялась встреча однокурсников, посвященная 25-летию окончания института. Там был сделана фотография, на которой запечатлена сызранская троица: Юра Топчев, Слава Иванов и Юра Бухтояров.
Воспоминания Юрия Бухтоярова о встрече:
Ю. Топчев в ту пору еще осваивал недра Ямала. Как-то, месяца за два до нашей встречи, раскрыв очередной номер «Литературной газеты», я увидел большую, на две страницы разворота статью о газовиках Сибири. Первое, что подумалось, может быть о Юрке, что-то напишут. В статье описывались перипетии борьбы с пожаром и глушении выброса газа на разведочной буровой на Ямале. Что такое аварийный выброс газа, правда, слава Богу, без пожара, знаю по своему туркменскому опыту, когда газ под давлением в несколько сот атмосфер вырывается из земных недр с ревом, подобным реву при работе реактивных двигателей авиалайнера и кажется, что ты сам вот-вот рассыпаешься на молекулы.
Работы по ликвидации аварии вела специализированная бригада из Полтавского управления под руководством… Юрия Ивановича! Подробности ведения работ перемежались деталями биографии героя очерка. В конце своего повествования московский борзописец не удержался и выдал пассаж, выставивший руководителя работ полным идиотом. После того, как, наконец, был заглушен газовый фонтан и погашен огонь, измученные двухнедельным нечеловеческим напряженным трудом, при температуре воздуха -60 градусов Цельсия, люди пришли в вагончик и, разрубая топором банки сгущенки стали грызть её мерзлые куски. По мысли этого столичного придурка, такой финал должен был, видимо, стать апофеозом героизма, перекликаться со строительством узкоколейки под Бояркой, для подвоза дров в Киев у Н. Островского в книге «Как закалялась сталь».
Наша юбилейная встреча происходила на базе отдыха НГДУ «Чапаевскнефтегаз» в Безенчуке. Когда появился Юра, я сказал ребятам: «Вот этому герою киньте в морозилку пару банок сгущёнки, он любит ею закусывать водку». После чего сказал ему, как он позволяет всяким щелкопёрам делать из себя дурака-руководителя, не способного обеспечить горячим питанием людей, много дней, работающих в тяжелейших и смертельно опасных условиях (один из полтавчан там действительно погиб, сгорел без следа). Юра с досадой сказал: «Да, этот Поваляев понаписывал...»
В условиях сурового климата проявились в полной мере инженерный талант и техническая интуиция Юрия Топчева. Богатые теоретические знания и колоссальный опыт инженера-практика он положил в основу своих технических предложений по освоению Ямбургского месторождения. Сделал это так талантливо, что его работу удостоили государственной премии СССР.
Вклад Юрия Топчева в развитие ТЭКа страны в разные годы отмечен правительственными и отраслевыми наградами, в том числе и медалью «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири». Он стал кавалером орденов Ленина, Октябрьской революции и Трудового Красного Знамени, считавшихся одними из самых высоких наград за труд.
Юрий Топчев ушёл из жизни в 1992 году. Но память о нём продолжает жить. Ледокол "Юрий Топчев"и поныне бороздит воды Северного Ледовитого океана.
Именем почётного работника газовой промышленности и отличника Министерства газовой промышленности Ю. Топчева названы улицы в Игриме, Надыме, Тюмени. Ему посмертно присвоено звание «Почётный гражданин города Новый Уренгой.
В одном из микрорайонов города Надым заложен сквер, посвящённый памяти Юрия Ивановича Топчева. Там установлен его барельеф, раньше мемориальная композиция долгие годы украшала фасад одного из домов по улице, названной его именем.
С суровым краем оказались на долгие годы связаны судьбы членов его семьи — супруги, четырёх дочерей и многочисленных внуков.
Сызрань может гордиться своим земляками, внёсшими огромный вклад в развитие нефтегазовой промышленности нашей страны. В их число смело можно записать имена Вячеслава Иванова, Юрия Бухтоярова, Юрия Топчева и Виктора Муравленко.